Что смазывать графитной смазкой. Область применения графитовой смазки в автомобиле


Смазывающие свойства графита известны давно: еще в 18 веке его использовали для обеспечения плавной и бесшумной работы механизмов подъемных устройств. Широкое применение графита в наше время связано с развитием различных отраслей промышленности, включая ядерную энергетику. Прогресс в области машиностроения обусловил появление большого ассортимента смазочных материалов, в том числе высоковязких и пластичных смазок с добавлением графита.


Графитную смазку изготавливают путем загущения нефтяного масла кальциевым мылом и графитом.

Получившимся в результате составом, по внешнему виду напоминающим однородную мазь от темно-коричневого до черного цвета, обрабатывают стальные и медные поверхности, склонные к окислению.

Хорошая связь графитных пленок с окислами металлов (но не с благородными металлами) обусловлена структурными особенностями графита: его молекулы слабо связаны друг с другом, между слоями всегда присутствуют молекулы воды и кислорода. По этой же причине графит утрачивает свойства хорошего смазочного материала в вакууме.



Обычные графитные смазки предназначены для узлов трения нагруженных механизмов (резьбовых соединений, открытых зубчатых передач, ходовых винтов, домкратов, подвесок машин и т.п.). Эти смазки работоспособны в температурном диапазоне от -20 до +70 °С.

Очень актуально использование графитной смазки в автомобильной технике: для уменьшения трения между листами рессор и смазывания тросового привода стояночного тормоза.

Обработав основание штыря наружной выдвижной антенны автомобиля небольшим количеством графитной смазки, можно избавиться от шороха и треска при работе радиоприемника, нередко появляющихся вследствие ослабевания контактов.

Графитная смазка используется также для дверных петель – она отлично устраняет скрип и защищает металл.

Они используются в тяжелонагруженных механизмах, работоспособны в температурном диапазоне от -30 до +150 °С и являются долговременными смазками.

В эксплуатации смазки Molykote BR2 plus и Molykote Longterm 2 plus отличаются:

  • Высокой несущей способностью
  • Устойчивостью к смыванию водой
  • Защитой от фрикционного трения
  • Антикоррозийными защитными функциями
  • Свойствами аварийной смазки (в случае смешанного трения обеспечивается защита от износа за счет твердых смазок и противозадирной присадки)


Известно, что графит хорошо работает в условиях влаги, но в сухой среде проявляет себя гораздо хуже. В среде инертных газов графит показывает неудовлетворительные смазочные свойства. Другой материал, который часто применяется в качестве добавки в пластичные смазки – порошокооразный дисульфид молибдена. Он ведет себя противоположным образом.

Проведенные исследования показали, что смесь графитного и дисульфидмолибденового порошка обладает смазочными свойствами, которые превосходят свойства каждого из этих материалов по отдельности.

Учитывая ярко выраженный синергетический эффект, были разработаны смазочные материалы на основе графита и дисульфида молибдена. Самой последней разработкой стали антифрикционные покрытия – материалы, подобные краскам, в которых вместо красящего пигмента находится смесь высокодисперсных частиц твердых смазочных веществ, равномерно распределенных в среде связующего. Из-за отсутствия жидкой фазы в составе полимеризовавшихся покрытий их часто называют сухой смазкой.

Российской компанией «Моделирование и инжиниринг» разработано антифрикционное покрытие Modengy 1001. Этот состав содержит высококачественные компоненты (дисульфид молибдена, графит, неорганическое связующее, растворитель, пропеллент).

Modengy 1001 отверждается при комнатной температуре и отлично работает при высоких нагрузках в широком диапазоне температур (-180…+440 °C). Покрытие не выдавливается из зон трения, не вызывает налипания пыли и других абразивных частиц и защищает узлы от фрикционного износа в течение долгого времени.

Сухая смазка Modengy 1001 применяется для цепных передач, направляющих скольжения, в резьбовых, шлицевых и шпоночных соединениях, регулировочных клиньях, ходовых винтах, подшипниках скольжения.

Область применения:

  • Узлы трения скольжения в автомобилях: направляющие, петли и шарниры, замки, резьбовые и шлицевые соединения, дроссельная заслонка
  • Зубчатые зацепления, направляющие скольжения, цепи полиграфического и прессового оборудования
  • Направляющие скольжения оборудования по переработке полимеров
  • Ходовые винты и подшипники скольжения трубопроводной арматуры
  • Цепные передачи конвейеров и подъёмно-транспортных машин
  • При холодной экструзии стали для защиты от образования задиров

По сравнению с традиционными смазочными материалами сухая смазка Modengy 1001 обладает рядом преимуществ. Она может работать при воздействии более высоких нагрузок, в условиях вакуума и радиации, допускает последующее окрашивание, не способствует налипанию пыли и т.д.

Аэрозольная упаковка позволяет легко наносить покрытие на любые поверхности.

Modengy 1001 имеет аналогичные рабочие параметры, такие же области применения и выпускается в аэрозольных баллонах объемом 210 мл, в банках по 1 кг или в ведрах по 4,5 кг.

Еще один материал с добавлением графита в линейке материалов EFELE – масло для цепей с графитом .

Оно идеально подходит для цепных передач, работающих в тяжелых условиях при низких скоростях.

Преимущества EFELE MO-749:

  • Антифрикционные наполнители снижают износ узлов в пыльной среде
  • Высокая несущая способность
  • Высокая адгезия – хорошо удерживается на смазанных поверхностях
  • Хорошие противоизносные свойства
  • Предотвращает скачкообразное движение
  • Широкий температурный диапазон
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Обладает свойствами антиаварийной смазки
  • Не содержит растворителей
  • Удобная упаковка-спрей 405 мл

Уход за автомобилем и профилактика всевозможных его неисправностей подразумевает, прежде всего, проверку наличия масел и смазочных материалов во всех рабочих узлах машины, а также их своевременную замену или пополнение. Регулярная замена смазки – основной залог долговечности, как автомобиля в целом, так и его отдельных частей, особенно тех, которые подвержены трению.

Одной из видов смазки, которая применяется в автомобилях, является графитная смазка. В этой статье мы расскажем о том, что это за смазка, какие ее свойства и где она применяется.

Все виды смазок условно подразделяются на четыре категории:

  • органические;
  • неорганические;
  • углеводородные;
  • мыльные.

Принадлежность к той или иной категории определяется составом загустителя смазки, который также определяет ее основные эксплуатационные свойства. В этом отношении синонимом неорганических смазок являются графитовые смазочные материалы. Кроме того, под «графитными» подразумевают смазки, в составе которых присутствует графит, чаще всего выступающий в роли присадок. Также графитный порошок может применяться в качестве самостоятельной смазки.

Характеристики графита и графитных смазок

Сам по себе графит знаком большинству из нас. Это твердое вещество черного цвета, которое отличается достаточно высокими показателями теплопроводности, а также электрической проводимости. Также графит выдерживает высокие температуры без изменения своей структуры, что делает возможным его применение в различных эксплуатационных условиях.

Полезные свойства графита в чистом виде также сохраняются при его добавлении в различные типы смазок. Положительное качество графита заключается в поведении его молекул, которые почти не притягиваются друг к другу, но при этом хорошо соединяются с оксидами металлов. Благодаря этому свойству на поверхности металлических частей, обработанных графитной смазкой, образуется прочно сидящая защитная пленка, способствующая нейтрализации сил трения.

Еще одним преимуществом графитной смазки можно назвать ее высокую стойкость, обусловленную двойным действием. Во-первых, трению препятствует защитная пленка. Во-вторых, даже при разрушении защитной пленки частицы графита сами по себе выполняют функцию антифрикционного вещества, предохраняя детали от трения и его пагубных последствий.

Таким образом для всех видов графитных смазок можно выделить следующие присущие им полезные свойства:

  • невысокая стоимость при достаточно большой эффективности;
  • термостойкость, позволяющая использовать механизмы в широком диапазоне температур;
  • двойное антифрикционное действие (основного смазочного вещества — нефтяного масла и графита, как наполнителя);
  • химическая нейтральность, позволяющая применять смазку для деталей из различных материалов, не опасаясь негативных последствий.

При хранении содержащих графит смазочных материалов рекомендуется избегать попадания на них прямого солнечного света, ухудшающего их антифрикционные свойства.

Применение графитных смазок в автомобиле

Смазки на основе графита можно применять в различных сферах техники, где требуется обеспечить плавное взаимодействие сопряженных металлических элементов. Особенно рекомендовано применять графитные смазки в узлах, работающих под большими механическими нагрузками, а также в период притирки деталей в новых или отремонтированных механизмах

Благодаря вышеперечисленным полезным свойствам графитные смазки эффективно применяются при техническом обслуживании автомобилей. Так как этот смазочный материал способен функционировать при температурах от минус 30 до плюс 120 градусов по шкале Цельсия, то его можно применять практически во всех широтах нашей страны.

Незаменимым помощником автомобилиста являются графитные смазки, используемые в следующих автомобильных узлах:

  • подвески и шаровые опоры;
  • подшипники поворотных кулаков;
  • рулевые рейки и шестерни;
  • крестовины карданной передачи заднеприводных автомобилей;
  • различные резьбовые соединения;
  • аккумуляторные клеммы.

Следует отметить, что в некоторых узлах использование графитной смазки нежелательно, так как частицы графита обладают небольшими абразивными свойствами и могут оказаться причиной преждевременного износа мелких подшипников.

Для вышеперечисленных автомобильных узлов графитные смазки позволяют не только продлить срок службы, но также обеспечить плавное взаимодействие, избавиться от посторонних звуков и шумов, снизить выработку. В резьбовых соединений такая смазка предупреждает коррозию и прикипание, что в свою очередь существенно облегчает разборку узлов и сохраняет ресурс деталей на более продолжительный срок.

Общим правилом применения графитной смазки в том или ином автомобильном узле является следования рекомендациям производителей автомобиля и смазочного материала, а также экспертным мнениям специалистов в данной области. При разумном применении данного вида смазок и автомобиль в целом, и его наиболее уязвимые детали прослужат своему хозяину намного дольше, чем без их использования.

Графитные относятся к отдельной группе пластичных смазочных материалов. В зависимости от технологических условий эксплуатации они производятся в виде:

  • Низкодисперсного графитового порошка;
  • Суспензии на основе масла;
  • Консистентных смазок;
  • Также на основе обычных выпускается модфицированная версия - например графитовая смазка на основе пластичной смазки (например смесь литола и графита).

Смазочные материалы на основе графита имеют темно-коричневый и черный цвет. Для их производства применяют графит, находящийся в коллоидном состоянии, благодаря чему обеспечивается мягкая однородная консистенция кроме того он помогает повысить несущую способность смазки и расширить температурный диапазон применения смазочного материала, в качестве основы обычно применяются нефтяные масла.

Графит - минерал, обладающий уникальными физико-химическими свойствами:

  • Не растворим в воде, в органических и минеральных маслах. Соответственно суспензии на его основе имеют практически не ограниченный срок годности, превосходно защищают металлы от коррозионных процессов.
  • Термоустойчив. Графитные смазки рассчитаны на применение в широких температурных пределах , примение зависит также от базового масла. Их можно применять для рессор и аналогичных устройств, работающих при более низких температурах); при резких перепадах температуры графит не изменяет своих свойств.
  • За счет слоистого строения обеспечивает более высокую высокую несущую способность.
  • Имеет ограниченную химическую активность. Не вступает в реакции с красками, сломами, резиной, взаимодействует только с щелочными металлам и солями. Это позволяет производителю добавлять разнообразные присадки для улучшения свойств смазочных материалов и пластичных смазок.
  • Электропроводен. Существенно улучшает проводимость контактной поверхности. Графитные смазки предназначены для смазывания элементов тяжелонагруженных механизмов (рессоры, червячные, шестеренчатые и цепные передачи, резьбы ходовых винтов, домкраты, трансмиссионные гиподные передачи).

Они отличаются превосходной адгезией, стабильностью структуры, высоким термопределом каплепадения. С их помощью можно сохранить работоспособность механизмов и узлов в агрессивных водных средах, обеспечить продолжительную эксплуатацию шарнирных механизмов без скрипов и лязга, защитить поверхность от индивения.

В бытовых условиях также нашли широкое применение пластичные графитные промышленные пасты и самостоятельно приготовленные. Многие мастера добавляют мелкодисперсионный графит в солидол и другие смазки и эффективно применяют их в самых разнообразных вариантах:

  • Для смазывания цепей велосипедов, бензопилы, водяной помпы. Графитную смазку разбавляют уайт-спиритом и тут же наносят на звенья цепи. Уайт-спирит испаряется, а консистентная смазка остается и защищает длительное время цепь от стирания, воздействия влаги.
  • Разогретая на водяной бане графитовая смазка набирается на ветошь и наносится на труднодоступные механизмы, узлы сопряжения, передачи, в частности, на шлицы карданного вала, тросик стояночного тормоза.

Зачастую задают вопрос - можно ли смазывать подшипники графитовой смазкой?

  • повышенной несущей способностью;
  • устойчивы к воздействию воды;
  • отличные антифрикционные свойства
  • высокой антикоррозионной защитной способностью;

Но нужно понимать, что добавление графита используется для повышения несущей способности смазки, предохранения узлов работающих в условиях высоких контактных давлений от сваривания и поломок. В тоже время подшипники качения работающие на средних или высоких скоростях при закладывании в них пасты с содержанием графита могут подвергаться повышенному износу и саморазогреву, что снижает их срок службы.

Графитовые смазки производства Интеравто

Мы производим графитные смазки на различных типах загустителей: неорганических, органических, литиевых, углеводородных.

Благодаря возможности варьировать загуститель мы можем подобрать наиболее необходимый для вас материал, в качестве графитного компонента мы применяем высококачественный мелкодисперсный графит (размерность не более 3-х микрон) это позволяет формировать на поверхности узла трения плотный защитный слой и снижает износ.

Применение графитных смазок Интеравто

Наиболее часто эти материалы наши клиенты используют для смазывания тяжелонагруженных узлов и механизмов - шарнирные соединения сельскохозяйственной техники, рулевом управлении, для тросового привода стояночного тормоза, зубчатых передач, редукторов, подшипников транспортеров и тележек, для смазывания узлов подверженных воздействию температур и агрессивных сред. В быту такие смазки можно использовать для обработки дверных петель.

Типичная сфера применения тяжелонагруженные механизмы, среди которых автомобильная техника, подвески сельхозтехники, редукторы, подшипники. Пасты с высоким содержанием графита применяются в качестве уплотняющих в запорной и ходовой арматуре.

Обратите внимание! Такие материалы отличаются хорошим взаимодействием с металлическими поверхностями за исключением нержавеющих сталей.

Мы производим такие графитовые смазки как:

Графитол - на основе минерального трансмиссионого масла загущенного неорганическим загустителем с добавлением высокодисперсного графитового порошка с размерностью не более трех микрон, содержит антиокислительную присадку и предназначена для работы в узлах трения подвергающихся воздействию высоких температур. Применение Графитола целесообразно в промышленных механизмов со средней и низкой скоростью движения при температурах до +200 градусов. По заявке потребителей мы можем изготовить ее на основе синтетического масла для расширения диапазона рабочих температур - Графитол-С.

ПФМС-4С - на основе полифенилметилсилоксановой жидкости загущенной неорганическим загустителем с высоким содержанием графита. Находит применение в ходовой арматуре при сверх высоких температурах до +300 градусов, применяется для защиты резьбовых соединений. Обладает хорошей демпфирующей способностью и малой испаряемостью. Используется в подшипниках скольжения подверженных воздействию высоких температур, опор, подходит для смазывания шарнира нагруженной передачи например строительной техники.

Многоцелевая графитовая смазка ГТШ - название этой смазки образовано как аббривеатура - графитовая, термостойкая, широкого применения. На самом деле смазка представляет собой универсальный смазочный материал для нагруженных и мощных узлов трения: лебедок, зубчатых передач, редукторов, стальных колес и т.д. Отличается достаточно высокой термостойкостью, низким испарением и достаточно хорошими реологическими характеристиками. Применяется в основном на металлургических и металлообрабатывающих производствах для смазки "грубых" узлов трения. Может служить заменой литиевой смазкой при использовании в сельхозтехнике.

Преимущественные особенности

Синергетическое взаимодействие коллоидного графита и стабилизирующих агентов в смазочных графитсодержащих материалах российской компании «Интеравто» обуславливает:

  • Высокую надежность удержания смазки на поверхности;
  • Очень низкий коэффициент трения даже в критическом температурном диапазоне и при низком давлении;
  • Адсорбцию атмосферного кислорода на частицах износа, что препятствует образованию абразивных конгломератов из продуктов износа.

Как демонстрируют исследования и тестирования смазок «Графитол», «ГТШ» и «ПФМС-4» в реальных эксплуатационных условиях свободные валентности графита на кромках разрушенных кристаллитов заполняются за счет хемосорбции кислорода, находящегося в воздухе или воде, что снижает повторное образование конгломератов и поверхностную энергию твердого компонента. Соответственно отличный антифрикционный и прецизионный противоизносный эффект смазочных материалов достигается за счет того, что окиси металлов не изменяют поверхностную энергию графита, не адсорбируются на нем и вступают с ним в адгезивные связи.

Поэтому выше названые продукты компании «Интеравто» обеспечивают стабильную смазку даже в случае отсутствия адсорбированной пленки конденсирующихся газов, а также при повышенной влажности и высоких нагрузках. Их можно использовать для смазывания подшипниковых узлов, охлаждаемых водой или эмульсиями, и для обработки плунжеров водяных насосов. Также их применение снижает потери на трение и позволяет облегчить пуск агрегатов при низких температурах и оптимизировать работу оборудования в повторно-кратковременном режиме функционирования.

Следует учесть, что частичная утрата смазывающих свойств возможна в вакууме и на полированных деталях. В первом случае происходит слипание конгломератов, а во втором - сила адгезии графитовых частиц к металлу становится меньше, чем сопротивление сдвигу между плоскостями материала. Зато при работе под нагрузкой оптимальная концентрация графитовых частиц в составе смазочных пленок, образованных выше названными продуктами, обуславливает пластичную деформацию существующих неровностей и способствует:

  • Эффективному предотвращению сваривания сопряженных поверхностей;
  • Минимизации процесса образования задиров и заусенцев;
  • Многократному снижению износа.

Смазки длительное время сохраняют пластичность в узлах трения и демонстрируют хорошую коллоидную и удовлетворительную термоокислительную стабильность. Они великолепно выполняют антифрикционную и буферную функцию и прекрасно предотвращают заедание и проскальзывание трущихся поверхностей даже при нарушении нормированного режима смазывания.

Графит как оптимизирующий компонент смазочных материалов

Для улучшения трибологических свойств, антифрикционных качеств и несущей способности в консистентные смазки, загущенные мылами и комплексными мылами лития, натрия или кальция, часто вводят коллоидный графит. Этот природный слоистый минерал обладает гексагональной кристаллографической решеткой и уникальными физико-химическими свойствами. Он:

  • химически и термостабилен:
  • не растворяется водой и маслом;
  • способен обеспечивать сухое трение.

Такие качества делают графит наиболее перспективным материалом для улучшения таких эксплуатационных свойств смазочных материалов как механическая стабильность, гидрофобность и упорядочивание износа. К тому же данный минерал электропроводен и способен абсорбировать свободный кислород на продуктах износа и тем самым минимизировать их слияние в крупные фракции.

Соответственно графитсодержащие смазки демонстрируют низкую химическую активность, термостойкость, улучшенную адгезию и низкий коэффициент трения. К тому же введение графита, в состав смазки лишь незначительно приводит к ее удорожанию, но при этом многократно увеличивает срок службы и улучшает эксплуатационные свойства. И, главное, при этом достигается высокая стойкость продукта к критическим нагрузкам и его способность обеспечивать смазывающий эффект даже, когда происходит разрыв масляной пленки или испаряется дисперсная среда. В таких случаях микроскопические частицы графита обеспечивают смазывание трущихся поверхностей и тем самым защищают их от деструктуризации из-за граничного трения, предупреждают заедания и появление задиров и, снижая износ, способствуют увеличению эксплуатационного срока службы деталей.

Преимущества и особенности графитовой смазки также во многом определены физико-химическими свойствами этого минерала, к тому же он демонстрирует отменную синергию с другими веществами и соединениями.

К недостаткам можно отнести удовлетворительную эффективность в высокоскоростных узлах и ограниченное применение в приборах высокой точности. Большинство таких смазочных материалов работоспособны в интервале -20 ÷ + 70˚С, отлично предупреждают коррозию и хорошо себя показывают при обслуживании тяжелонагруженных малооборотных механизмов.

Но использование в качестве базовой основы синтетического масла и введение ультрадисперсного графитового порошка позволяет расширить сферу применения таких смазок и улучшить их физико-химические свойства.

В ассортименте компании «Интеравто» уже представлены синтетические и графитсодержащие продукты, способные обеспечивать стабильное смазывание в пределах температур от -40 до +400˚С, многократно снижающие вероятность схватывания и сваривания сопряженных деталей и существенно минимизирующие износ трущихся поверхностей.

Всем знакомы такие изделия из графита, как простой карандаш. Автолюбители и домашние мастера знают, что такое щетки для электродвигателя. Их изготавливают с добавлением этого материала. Еще этот серый порошок добавляют в резину стеклоочистителей, для улучшения скольжения.

Тема нашей статьи: графитовая смазка, область применения которой не менее разнообразна. Мы знаем, что детали трения должны быть смазаны в рабочей зоне.

Кроме традиционных консистентных составов, выполненных с добавлением литиевых компонентов, в автомобиле широко применяется графитовая или медная смазка. В чем преимущество этого компонента? Разберемся в нашем обзоре.

Состав и характеристики графитной смазки

Традиционная форма выпуска – пластичная масса консистенции густой сметаны. В жидком виде не применяется, хотя существует расфасовка в виде спрея. После нанесения образуется тонкая пленка сухой смазки.

Этот материал не готовится сразу из графита, порошок добавляется в готовый состав, который может использоваться самостоятельно. По большому счету, графитовая смазка своим появлением обязана старому доброму солидолу, или как помнят автолюбители со стажем: тавоту. Поэтому, говоря о составе, поговорим о способах производства базового состава.

Практически любая консистентная смазка производится на базе индустриального масла. Производится оно простыми способами обработки нефтепродуктов.

Возгонка мазута в емкости без кислорода при высокой температуре, либо деасфальтизация гудрона. Полученный жидкий материал требуется загустить.

Для этого технология предусматривает два способа:

  1. Введение жирных кислот растительного происхождения. Способ старый, как мир автомобилей, при этом качество конечного продукта выше, чем полученного с использованием современных технологий. Единственный недостаток – такой солидол стоит дороже.
  2. В настоящее время производители отдают предпочтение синтетике. В отличие от моторных масел, искусственно созданные добавки не повышают качество, хотя оно отвечает всем стандартам. Синтетические жирные кислоты недорогие в производстве, поэтому конечный продукт также стоит дешевле. Отсюда и массовый спрос.
    Полученный солидол – это и есть базовая основа графитовой смазки.


Еще один способ получить базовый состав – добавление в индустриальное масло литиевого мыла. В отличие от «литола», больше никаких присадок.

В готовую массу добавляется мелкодисперсный графитовый порошок. Помол аналогичен зерновой муке: чем он тоньше, тем качественней получится готовый продукт.

Применяются разные способы смешивания

  • В органических основах, загущенных с помощью кальциевого мыла, формируется пластичная паста. Графит как бы растворяется в массе, хотя с точки зрения физики процесса, это не так.
  • При создании смазки на основе синтетических продуктов, получается суспензия. За счет густоты, порошок всегда находится во взвешенном состоянии.

Главная задача – распределить порошок графита как можно равномернее. При нанесении на смазываемую поверхность, он остается в рабочей зоне до принудительного удаления.

Можно ли сделать «графитку» самостоятельно?

Порошок не является дефицитом. Его можно было найти даже 30-40 лет назад. А вот смазка на его основе не всегда была на прилавках магазинов. Поэтому автолюбители добавляли в солидол немного моторного масла (разумеется, минералку), сыпали в емкость графитовую пыль (порошок), затем долго и тщательно размешивали.

Получался самый качественный состав: на основе растительного солидола, без синтетических загустителей.

Если необходимо изготовить ограниченное количество такого материала, можно стесать ножом немного графита с карандашного грифеля, и смешать с литолом или солидолом.

Как сделать графитную смазку своими руками — видео

Характеристики пластичной графитовой смазки:

  • Рабочий диапазон температуры окружающего воздуха: от -20℃ до +60℃ (речь идет о продолжительной работе). Допускается кратковременный нагрев до +120℃, однако каплепадение начинается уже при +80℃. При использовании в трущихся частях типа рессор, нижний предел может выходить за рамки -20℃.
  • Допустимая массовая доля воды не более 3%, после чего начинает образовываться эмульсия.
  • Предел прочности на сдвиг от 100 Па. Температура измерения параметра: +50℃.
  • Предел прочности на сжатие: 400 (+/- 200).
  • Предел прочности на растяжение: 120.
  • Пенетрация более 250 мм/10. Температура измерения: +50℃.
  • Электрическое сопротивление не более 5 кОм на см длины.

Свойства графитовой смазки определяются свойствами графита

  1. Хорошая теплопроводность (читайте: отвод тепла из зоны нагрева).
  2. Электропроводимость (можно смазывать контакты).
  3. Стойкость при воздействии влаги. При этом необходимо помнить, что при механическом смешивании с водой образуется эмульсия.
  4. Термическая стойкость. Кроме кратковременной смены значения вязкости, других проблем нет. Предельная температура, при которой еще не начинается испарение: +150℃.
  5. Химическая нейтральность: при взаимодействии с поверхностью, реакция не происходит.
  6. В качестве бонуса: обеспечивает устойчивую антикоррозийную защиту.
  7. Высокая коллоидная стабильность, в сравнение с базовым солидолом.
  8. Хороший коэффициент снижения трения.
  9. Количество заеданий в рычажных механизмах сведено к минимуму.
  10. Высокая адгезия практически к любым материалам.
  11. Не реагирует на статическое напряжение: токи просто протекают через ее электропроводящий слой.
  12. Антифрикционный показатель на высоком уровне.

Есть и небольшие недостатки:

  1. Все-таки ее нельзя применять на узлах с длительно стабильной температурой свыше +80℃.
  2. Несмотря на низкий коэффициент трения, в трущихся соединениях с прецизионными зазорами применять нежелательно. Возможен повышенный износ.

Где используется графитовая смазка в автомобиле


Применение графитовой смазки определяется инструкцией по регламентному обслуживанию, поскольку смешивание различных масляных составов недопустимо.

Что лучше графитная смазка или «вымпел»?

Состав основы у них одинаковый, разве что в цинковой смазке «Вымпел» не применяется органический загуститель, в основном – литиевое мыло. Потребительские характеристики аналогичные, принципиальная разница в рабочем диапазоне.

Графитовая смазка не такая термостойкая: допускаются пиковые значения от +120℃ до +150℃, но только на короткое время. Цинковая смазка «Вымпел» устойчиво сохраняет характеристики вплоть до температуры +120℃.

Можно ли графитовой смазкой смазывать подшипники? Только при невысокой нагрузке и низкой скорости. В то же время «Вымпел» закладывают в нагруженные подшипники вращения, и подвижные детали подвески без ограничений.

Что лучше графитовая или медная смазка?

Эти два состава имеют очень схожие характеристики. Та-же основа, тот же способ введения мелкодисперсного порошка. Так же, как и медная, графитовая смазка проводит ток. Еще одно общее качество: форма выпуска. Есть пластичная паста, менее вязкий гель и аэрозоль.

Однако у медных составов есть неоспоримое преимущество : высокая температурная стабильность. Свойства не меняются даже при кратковременном нагреве до +1000℃. А нормальный диапазон применения предусматривает постоянную температуру до +300℃.

Поэтому , в отличие от графитовой, успешно применяется в тормозных суппортах.

Справедливости ради стоит отметить, что медная смазка не так хорошо «держит» высокую нагрузку при давлении трущихся частей. Высокодисперсная медь просто выдавливается вместе с носителем, а частицы графита остаются на поверхности металла, даже при полном высыхании смазывающей основы. При этом, медная смазка существенно дороже графитовой.

Что лучше графитовая смазка или «Литол»?

Если говорить о пластичной консистенции, принципиальной разницы нет. Та же область применения, схожие характеристики. К тому же, многие автолюбители делают «графитку» в том числе из « », вводя в нее графитовый порошок. При этом понижается температурный диапазон.

Литол 24 в различной упаковке

Так зачем это делается? Литол накапливает в себе загрязняющие частицы, графитовая смазка избавляет от этого недостатка. К тому же, сухой компонент «графитки» лучше работает в местах плотного прилегания двух металлических частей.

При высоком давлении, литол может быть вытеснен, вплоть до сухого пятна контакта. А графит остается между деталями трения в любых условиях. Кроме того, если нужна электропроводность, у графита неоспоримое преимущество: «Литол-24» — 100% диэлектрик.

Медно-графитовая смазка

Это неплохой компромисс между стоимостью и потребительскими качествами. Подбирая пропорции мелкодисперсной меди и графита, производитель создает смазку с универсальными свойствами.

Электропроводность остается в тех-же параметрах (оба порошка прекрасно с этим справляются). Сохранность смазывающего слоя при высоком давлении обеспечивает графит, а медный порошок повышает термостойкость. Конечно, +1000℃ для двухкомпонентного состава, это запредельная величина, но +500℃ или +700℃ не меняют характеристики.

За счет смешивания двух материалов, резко улучшается адгезия. При работе с металлическими парами, подверженными электрохимической коррозии (например, медь + алюминий), именно двухкомпонентный состав выступает в качестве своеобразного буфера.

Заключение

При всех достоинствах составов, содержащих графит, необходимо помнить простое правило: «Каждой детали, своя смазка»

Не следует приписывать «графитке» чудесных свойств, хотя при использовании по назначению, она существенно продлевает жизнь механизмам.

Разработка графитовой смазки потребовалось в связи со стремительным развитием в области машиностроения, что в свою очередь повлекло необходимость улучшения эксплуатационных характеристик смазки и усовершенствование ее состава.

Характеристики смазки зависят от нескольких компонентов, в частности они напрямую зависят от базового масла, которое используется при изготовлении смазки, типа и характеристик загустителя, который добавляется в ее состав даже в незначительном их объеме, а также от твердых наполнителей и присадок.

Стоит отметить, что пластичные смазки с добавлением графита имеют несколько основных преимуществ, которые выгодно выделяют их среди традиционных смазок:

  1. Одним из таких преимуществ являются отменные антифрикционные свойства;
  2. Несущая способность значительно повышена, что позволяет обеспечить ровный слой и хорошее сцепление с поверхностью;
  3. Ход движущих механизмов более плавный, графитовая смазка хорошо ложится даже на неровной поверхности и незначительно выравнивает ее;
  4. Притирка металлических деталей также улучшена, что позволяет облегчить шлифовку и затирку смазки при необходимости;
  5. Теплопроводимость улучшена и отличается своими высокими показателями;
  6. Графитные смазки пластичного типа имеют хорошую электропроводимость.

Почему именно графитовые смазки?

Особого внимания стоит состав графитной смазки, который полностью исключает примеси абразивного типа и частицы наполнителя, которые содержат мелкодисперсные вкрапления. Смазки с добавлением графита, изготовленные по данной технологии, обеспечивают высокую теплопроводимость, эффективно применяются при повышенных температурах, позволяют значительно снизить износ при интенсивной обработке поверхностей.

Графитная смазка может быть изготовлена из полностью натуральных материалов, а также содержать масла, которые изготовлены на основе минеральных или синтетических составляющих, которые включают в себя загустители литиевого или органического типа. Такая смазка имеет ряд дополнительных преимуществ, одним из них являются антифрикционные свойства, а также повышенная несущая способность.

Являются универсальными, они комбинируют в себе разные свойства эксплуатации, например обычные и специальные. Стоит отметить также преимущества графита, как основного составляющего графитовой смазки:

  • он не подвержен коррозии;
  • является отличным проводником тепла электричество;
  • антистатичен;
  • не боится высоких температур и выдерживает с без потери своих технических характеристик;
  • многофункциональный может быть использован в разных сферах производства.

Где используется графитовая смазка?

Смазка такого типа отлично подойдет для дополнительной протекции металла, а также для устранения скрипов, но этим не заканчивается. Также среди преимуществ графита в смазке следует выделить то, что его молекулы хорошо взаимодействует с окисями других металлов, графит слабо притягивается другим частичкам, таким образом гарантируется высокая несущая способность пленки и дополнительная защита при фрикционном трении.

Графитовая смазка может быть изготовлена на основе кольцевого загустителя и по составу она будет напоминать всем известный солидол. Кальциевый загуститель позволяет обеспечить повышенную устойчивость к высоким температурам, а также к их перепаду.

Сферы применения графитовой смазки могут быть , она используется на запорной арматуре, при установке специальных подвесов, подвесок спецтехники, при ремонте и монтаже открытых зубчатых передач и рессор, кроме того, она может применяться для тихоходных подшипников.

На нашем сайте,вы можете ознакомиться с каталогом графитовых смазок, а также другой продукцией нашего предприятия.