Дисульфидмолибденовые смазки Molykote и EFELE. Смазка для ступичных подшипников – выбор и применение Консистентные смазки с дисульфидом молибдена


06.12.2015

Дисульфид молибдена представляет собой кристаллическое вещество слоистой структуры, которое характеризуется малым коэффициентом трения. В слоях MoS2 образуются прочные связи между атомами серы и молибдена и очень слабые - между атомами серы. Благодаря этому слои кристаллов способны скользить, снижая трение между рабочими поверхностями узлов и механизмов, а также придавая дополнительные противозадирные свойства пластичным смазкам. Внешне такие смазки имеют характерный темно-серый цвет с лёгким металлическим блеском.

Действительно, на четырехшариковой машине трения (ЧШМ), используемой для анализа противоизносных свойств смазочных материалов, смазки, оснащенные этой добавкой, демонстрируют значительно более высокие нагрузку сваривания и критическую нагрузку, а также малое пятно контакта. Что это значит для нас на практике? В наиболее типичных условиях работы подшипников свойства дисульфида молибдена, как правило, не востребованы. Разработчики оборудования при проектировании подшипниковых узлов учитывают реальные условия эксплуатации подшипников и предусматривают наиболее оптимальные режимы их работы и смазывания. Для этих целей подбираются массовые смазки с усредненными свойствами, способные обеспечить соответствующие режимы смазывания. Как правило, для этих целей рекомендуются традиционные смазки на литиевом или комплексно-литиевом загустителе без специальных добавок. Противозадирные свойства массовым смазкам придают соответствующие присадки (ЕР - Extrime Pressure), а устойчивость масляной пленки определяется вязкостью базового масла, из которого изготовлена смазка.

Незаменимыми свойства дисульфида молибдена становятся тогда, когда нужно обеспечить высокие противозадирные свойства, не увеличивая содержание ЕР присадок и не повышая вязкость базового масла. Первый случай характерен для высокотемпературного применения, когда смазываемый узел работает при высоких удельных или ударных нагрузках, но за счет вязкости базового масла и ЕР присадок получить необходимую нагрузку сваривания не удается. Второй случай типичен, напротив, в условиях низких температур в холодном и арктическом климате, когда требуется одновременно обеспечить смазке на маловязком базовом масле высокие противозадирные и низкотемпературные свойства.

Предлагаю рассмотреть пример применения популярной в северных и арктических районах России смазки ARGO Elit MA. Эта смазка производится на маловязком базовом масле, обеспечивающем отличные низкотемпературные свойства, а также прокачиваемость в системах централизованной смазки различной карьерной техники в горнодобывающей промышленности при температурах до - 45⁰С. Добавка дисульфида молибдена в смазке Elit MA образует надежный защитный слой на поверхности рабочих деталей узлов трения, работающих при высоких механических нагрузках и, особенно, ударных.

Еще один пример применения можно привести из цементного промышленности, где требуются смазки с хорошими высокотемпературными свойствами, а также с усиленной защитой при высоких удельных нагрузках и малых скоростях вращения. Наиболее типичным примером применения смазок с дисульфидом молибдена является смазка ARGO TermoMax в роликовых толкателях обжиговых печей цементных производств. Данные узлы трения характеризуются очень малыми скоростями вращения и высокими температурами (до +200⁰С). Для этих условий смазка должна содержать высоковязкое базовое масло и обладать специальными защитными свойствами при больших удельных давлениях. Когда на рабочих поверхностях подшипников при высоких температурах базовое масло образует нестабильную масляную пленку, на помощь приходит надежный защитный слой дисульфида молибдена.

В завершение хотел бы предложить выводы, но и предостеречь читателя этого поста от неоправданного применения смазок с дисульфидом молибдена. Смазки с этой антифрикционной добавкой имеют строго определенное назначение и область применения. Так, ранее мы рассмотрели применение смазки ARGO Elit M в качестве смазки внутреннего ШРУСа переднеприводных автомобилей, обратив внимание на особенности работы близких по конструкции шарниров и требований к смазкам для них. В этот раз хочу обратить внимание на то, что смазки с дисульфидом молибдена традиционно применяются в низкоскоростных, но высоконагруженных механически узлах трения, защищая их от интенсивного износа при высоких удельных и ударных нагрузках. Но в высокоскоростных подшипниках дисульфид молибдена способен создать обратный эффект в виде абразивного износа и внутреннего разогрева узла с соответствующим вытеканием смазки. Так подшипник ступицы колеса скоростного автомобиля или подшипник электродвигателя может преждевременно выйти из строя от смазки с дисульфидом молибдена.

Молибденовые смазки считаются самыми востребованными элементами, применяемыми в различных механизмах и узлах. За счет физико-химических свойств дисульфида молибдена они предохраняют детали от чрезмерного износа, раннего старения и усталости металла и защищают трущиеся поверхности при сильных температурных и механических нагрузках.

Добывается компонент в виде руды с В дальнейшем его очищают, в результате чего он преобразуется в кристаллы темного цвета, которые, взаимодействуя с металлом, оставляют след серого оттенка с зеленым отливом. Смазывающие материалы на основе дисульфида молибдена славятся своей адгезией по отношению к металлическим поверхностям механизмов. Говоря простым языком, поверхность, подверженная трению и прямому механическому воздействию, защищена микроскопическим слоем смазки, которая, в свою очередь, предохрняет деталь от образования физических повреждений, а также способствует снижению температурных показателей в районе трения.

Характерные особенности

Смазка на молибденовой основе имеет ряд преимуществ перед иными типами.

К основным преимуществам можно отнести стабильную работу в условиях высоких экстремальных нагрузок. Также она не теряет своих качеств при критическом понижении и повышении температур, обладает антикоррозионным свойством, способствует предотвращению износа и механических повреждений. Независимо от агрессивных условий обеспечивает механизму длительный момент смазывания. Молибденовые смазки, в отличие от графитных материалов, имеют значительно более высокие обладают большей восстановительной способностью. Могут выпускаться в форме аэрозолей, пластичных смазок и масел. Применяются в различных машиностроительных отраслях. А именно в автоиндустрии, станкостроении, для увеличения срока службы сложных промышленных механизмов.

Действие материала

Из-за своей молекулярной структуры молибденовые смазки прекрасно выполняют защитные функции, при этом не препятствуют работе основной смазки. Дисульфид молибдена включает в себя один атом молибдена и пару атомов серы, взаимодействие которых с металлической поверхностью надежно крепит дисульфид к поверхностям. Характерное действие молибдена - это образование вязкого слоя смазки, толщина которого равна 5 мкм, что, в свою очередь, равняется полутора тысячам антифрикционных покрытий. В момент трения металлов частицы материала двигаются непосредственно между собой, чем препятствуют прямому контакту поверхностей деталей, а соответственно, снижают износ и перегрев.

Пластичные материалы на основе молибдена

Наилучшим образом характеристики молибдена действуют при комбинировании с иными компонентами. Например, обладает усиленными защитными свойствами и способна дополнительно защитить элементы механизмов от ударных нагрузок. Применение таких типов смазок в значительной мере увеличивает степень прочности поверхностей деталей.

Они широко применяются при обработке подшипников, шестеренчатых механизмов, для обеспечения смазки различных типов редукторов.

Смазки для дроссельных заслонок

Дроссельная заслонка предназначена для регулировки подачи топливной смеси в цилиндры двигателя, за счет изменения сечения проходного канала. В момент открытия заслонки давление в системе впуска равно атмосферному, но при закрытии заслонки давление снижается до момента образования разряжения. Размещена дроссельная заслонка между всасывающим коллектором и воздушным фильтром.

Во время работы заслонка засоряется, на ней образуются отложения от продуктов сгорания топлива.

Дополнительно этот регулирующий механизм получает механические повреждения в процессе длительной эксплуатации. Осевой люфт так называемого клапана способствует образованию в теле пропускного канала мелких канавок, в результате чего топливная смесь поступает более обедненная. Впоследствии изменяется стабильная работа мотора, особенно на холостых оборотах. Для увеличения износостойкости данного механизма и снижения степени повреждений применяется молибденовая смазка для дроссельной заслонки.

К одному из таких видов можно отнести продукцию торговой марки Molykote. Данный наносят на поверхность заслонки путем специальных технологических операций.

Положительная сторона применения

Плюсы применения смазки: снижается трение между соприкасающимися деталями, повышается герметичность, предотвращается подклинивание заслонки, плавность движения механизма дросселя, обепечивается

Вдобавок молибденовые смазки для дросселя длительное время сохраняют свои положительные свойства и устойчивы к различным агрессивным средам. Автомобилисты отмечают, что применение данного состава благоприятно сказывается на работе дроссельной заслонки и значительно продлевает срок ее эксплуатации.

Смазка Hi-Gear HG5531-312

Используется как метод обработки разнообразных механизмов, которые подвержены воздействию высоких температур и ударных нагрузок. В состав препарата входит молибден тонкодисперсный и компоненты с высоким порогом стойкости к повышенным температурам и давлению. Максимальный порог давления равен 7000 атмосфер, а максимальный температурный порог - +250 градусов.

Сульфид молибденовая смазка этой марки имеет достаточно широкий спектр применения:

  • Цепи и звездочки.
  • и механизмы.
  • Шестеренчатые механизмы открытого и закрытого типов.
  • Шкивы и тросы.
  • Валы.
  • Подшипники скольжения и качения.
  • Замки и задвижки.
  • Сцепные устройства.

Смазка обладает высокой стойкостью к агрессивным условиям. Отлично работает в условиях высокой влажности, устойчива к прямому воздействию воды. Предохраняет поверхности от образования окисей и ржавчины. Она устойчива к кислотам и солям. Параллельно используется как молибденовая смазка для ТПА в аэрозоле, так как не наносит повреждения структуре пластмассовых и резиновых изделий.

Способ применения

В использовании препарат довольно прост - достаточно прочесть инструкцию и приступать к обработке той или иной детали. Первоначально баллончик нужно встряхнуть. Затем обильно нанести смазку на деталь и дать ей немного подсохнуть.

После чего механизм или отдельный элемент можно включать в работу. Согласно отзывам, не рекомендуется смазывать узлы большим количеством вещества, так как при нагреве он орасширяется и может проникнуть через сальники наружу.

Консистентная смазка MolyWay Li 732 для подшипников

Этот продукт предназначен для смазывания подшипников скольжения и качения, а также использования в тяжелой производственной отрасли. В состав входит молибдена дисульфид. Молибденовая изготавливается из масел высокой вязкости и литиевого мыла. Дополнительно имеет в составе присадки, способствующие предотвращению образования коррозии и окисей, повышенного износа и адгезии. За счет трехпроцентного содержания молибдена в составе препарат имеет противоударные защитные свойства.

Смазка молибденовая: применение

Учитывая многочисленные отзывы, она может применяться не только для подшипников, но и для других узлов авто. Так, ее можно использовать в качестве смазки для ШРУСов. Применяется как альтернатива графитной. Достаточно хорошо себя показала при использовании как основной смазочный материал для осей наконечников и тяг, шаровых опор. Можно использовать и для смазки дверных петель и замков.

Температурный порог применения составляет от минус сорока до плюс ста двадцати градусов.

Нанесение этого средства значительно продлевает срок службы элементов механизмов транспортных средств и промышленного оборудования, а также способствует нормальной притирке новых деталей.

Преимущества MolyWay

Высокая стойкость к окислению и механическому воздействию, отличная стойкость к коррозии, способность выдерживать значительные силовые и ударные нагрузки, хорошая адгезия снижает вероятность частого нанесения смазочного материала.

Глядя на разнообразие смазочных материалов с применением молибдена дисульфида, тяжело разобраться, какой же выбрать. Поэтому первоначально нужно определиться, для какой цели он необходим.

Существует несколько типов этого препарата, которые могут быть предназначены только для определенного использования, а также универсальные смазки. Дополнительно следует обратить внимание на форму выпуска, так как множество деталей, требующих обработки, могут находиться в труднодоступных местах, поэтому и процесс смазки таковых не должен быть слишком обременительным. Не рекомендуется приобретать продукцию сомнительного происхождения, потому как это может привести к дорогостоящему ремонту.

Итак, мы выяснили, что собой представляют молибденовые смазки.

Смазочные материалы, в основу которых включен дисульфид молибдена, широко распространены и востребованы во многих сферах. Молибденовая смазка эффективна при защите труднодоступных узлов (замков, петель, шарниров и др.), а также различных механизмов и деталей, работающих в условиях высоких нагрузок, температур и при экстремальных показателях давления. Позволяет свести к минимуму износ деталей, контактирующих между собой. Незаменима для скользящих элементов, как тяжело нагруженных, так и работающих с большой ударной нагрузкой: подшипников, шрусов, шаровых и U-шарниров, редукторов с планетарной передачей, зубчато-винтовых (червячных) передач, работающих под давлением клапанов.

Пластичные смазки на основе сернистого молибдена образуют плёнку которая служит слоем сухой смазки даже после испарения дисперсионной среды, таким образом происходит узлов трения даже в аварийных условиях и при резких скачках температуры.

Молибденовые смазки для ступичного подшипника

Использование молибденовой смазки в ступичном подшипнике вполне обосновано, такие смазки обладают свойствами противоаварийных материалов, снижают износ подшипника и его шумность, ресурс такой смазки обычно превышает срок службы подшипника (более 100.000 километров) и ее достаточно заложить однократно на весь срок эксплуатации. Для смакзи ступичного подшипника мы рекомендуем смазку ИПФ ЕР-3 с дисульфидом молибдена потому что:

  • она отлично защищает от коррозии даже в присутствии воды
  • плотная масляная пленка предотвращает трение металл-металла и исключает масляное голодание благодаря тому, что не выдавливается при нагрузках из зоны трения
  • высокая механическая стабильность - длительное время не разрушается структура даже в условиях высокого давления и высоких нагрузках
  • широкий диапазон рабочих температур от минус 40 до плюс 180 градусов
  • высокая температура каплепадения
  • очень низкий коэффициент трения

Происхождение MoS 2 и особенности работы молибденовых смазок.

MoS 2 - дисульфид молибдена. Представляет собой природное соединение геотермального происхождения, извлекаемое из руды. Имеет вид кристаллов черного цвета с волокнистой структурой. Перед добавлением к смазке добытые частицы проходят процесс очистки. Оставляют в процессе трения серо-зеленый след, обеспечивают высокую адгезию с различными типами металлических поверхностей, это обеспечивается атомами серы которые придают ему сродство к металлу.

Пластичные молибденовые смазки работают следующим образом:

  • атомы MoS 2 при контакте с металлом прочно закрепляются на его поверхности;
  • создают плотный слой на поверхности в виде пленки, толщина которой не превышает 5 мкм, этот слой сам по себе представляет собой смазочный материал которые предотвращает старение металла;
  • соединения дисульфида молибдена перемещаются между двумя металлическими деталями и исключают их непосредственный контакт;
  • результат применения - предотвращение перегрева и снижение нагрузки на механизмы и узлы.

Область применения молибденовых смазок

Готовая консистентная смазка востребована при необходимости в:

  • повышении эффективности приработки новых деталей и компонентов;
  • защите несущих плоскостей, работающих в тяжелых условиях, и придании им противозадирных свойств;
  • предотвращении преждевременного старения и износа металла.

Находит применение в различных отраслях:

  • в автомобильном деле;
  • в сельскохозяйственной, строительной, военной и аэрокосмической технике;
  • в промышленном оборудовании;
  • в станкостроении.

Отличительные свойства смазок с дисульфидом молибдена

В процессе эксплуатации молибденовые смазки (с MoS2 в составе) образуют на соприкасающихся поверхностях узлов и механизмов защитную микропленку, выравнивающую их и предотвращающую задиры, снижающую температуру при трении.

Особенности консистентных молибденовых смазок:

  • высокие показатели удельной прочности и несущей способности;
  • стойкость к фреттинг-коррозии, воздействию высокой температуры и давлению;
  • низкий коэффициент фрикционного взаимодействия (трения);
  • химическая стабильность и разделительный эффект;
  • отличные связывающие свойства, а также противозадирные и противоизносные.

Пластичные молибденовые смазки проявляют улучшенные защитные свойства и рекомендованы при ударных нагрузках - они создают дополнительный слой, что повышает показатель твердости и прочности, исключают риск заедания.

Молибденовые смазки - современные материалы, в состав которых добавляется ультрадисперсный порошок MoS2 (дисульфида молибдена). Благодаря этому продукты способны многократно минимизировать износ и приобретают улученные показатели водостойкости, за счет чего их активно применяют там, где обычные многоцелевые смазки не справляются и в условиях критических и экстремальных нагрузок.

Они представляют наибольший интерес для обслуживания узлов и агрегатов, функционал которых предполагает сопряжение нескольких трущихся поверхностей и постоянные ударные нагрузки и вибрации. Например, шаровые опоры и U-образные шарниры автотранспорта и спецтехники, подшипника ступицы, криво-шатунные передачи, опорно-поворотные столы, трансмиссионные механизмы.

Физико-химические свойства MoS2

Благодаря своему вулканическому происхождению и неорганической природе данное вещество отличается высокой термоокислительной стабильностью, прекрасно выдерживает воздействие экстремальных давлений и способно образовывать ультратонкую защитную пленку.

Для использования в качестве присадки доля чистого вещества должна составлять более 96%, зато по сравнению с другими твердыми смазочными материалами порошок дисульфида молибдена характеризуется:

  • пределом текучести > 3450 МПа;
  • невысокими вязкостными свойствами;
  • очень низким коэффициентом трения µ ≈ 0,03 ÷ 0,06;
  • уникальной смазывающей способностью даже в интервале криогенных и высоких температур.

Вещество относится к группе переходных металлов и имеет характерную слоистую структуру. Оно не вступает в реакцию с растворителями, кислотами и щелочью. Синергия сульфидного слоя и MoS2 обеспечивает на стальных поверхностях предельно эффективную защиту от коррозии и износа. Для активизации ингибирующих качеств и улучшения противоизносных свойств смазочных материалов в качества присадки широко применяют производные дитиокарбаминовых кислот (дитиокарбамины и дитиофосфаты дисульфида молибдена), к тому же эти соединения отличаются лучшей растворимостью, имеено их зачастую и добавляют в моторное масло.

Промышленно-производственный потенциал

Первые смазочные продукты, содержащие высокодисперсный порошок дисульфида молибдена, использовались в ограниченном количестве и предназначались в основном для обработки пар трения оборудования и установок военно-оборонного комплекса и космическо-спутникового назначения. Но значительное удешевление процесса получения данного вещества поспособствовало кардинальному расширению сферы применения молибденовых смазок.

Сегодня они широко применяются в тяжелой и легкой промышленности и на транспорте и демонстрируют прекрасную работоспособность в условиях вакуума и при экстремально высоких давлениях. Их применение позволяет избежать схватывания контактных поверхностей сильнонагруженных малооборотистых механизмов, эффективно отводить тепло из зоны трения и снизить энергетические затраты на пуск, реверс и остановку механизмов, функционирующих в повторно-кратковременном режиме.

Молибденсодержащие смазочные материалы являются лучшей альтернативной для решения проблемы износа и фретинг-коррозии подшипников, подверженных воздействию тяжелых весовых и ударных нагрузок, вибрациям и высоким температурам. По сравнению с аналогами они наиболее эффективно способствуют увеличению срока службы ШРУСов и шарниров и дают великолепный результат при приработке сопряженных поверхностей клапанных групп. Но ключевое преимущество MoS2 - совместимость с большинством загустителей, используемых в современных смазках, будь-то керамические и титановые компоненты или полимочевина и Al-комплекс.

Несмотря на уникальные эксплуатационные характеристики, подбор материалов должен осуществляться с учетом скоростного фактора, класса чистоты поверхности трения и нагрузки. Так для плоскостей с повышенной и значительной шероховатостью размер порошкообразных частиц твердых компонентов может доходить до 7 микрон, что позволит восполнять естественную убыль металла наиболее эффективно. А вот для более деликатных поверхностей размер частиц MoS2 должен быть около 2 ÷ 3 мкм. В среднем доля вещества составляет не более 2% в каждом смазывающем составе, так как показывает практика, необоснованное увеличение может спровоцировать нежелательные процессы окисления.

Среди консистентных смазок, представленных компанией «ИНТЕРАВТО», вы найдете оптимальный вариант смазочных материалов, в состав которых входит MoS 2 , для различных задач, которые будут соответствовать предстоящим нагрузкам, температурам и показателям давления.

Приработочная паста "ЛИМОЛ"

Современные производственные условия предъявляют суровые требования к антифрикционным, защитным и физико-химическим свойствам смазочных материалов и обуславливают ужесточение к экономическому обоснованию их применения, так как в любой сфере промышленности сегодня важно минимизировать временные и материальные затраты на содержание и ремонт оборудования и обеспечить максимально возможный срок службы деталей и агрегатов. Использование новых смазочных продуктов на основе дисульфида молибдена, разработанных российской компанией «ИНТЕРАВТО», позволяет:

  • кардинально решить проблему износа пар трения;
  • обеспечить многократно увеличенный межсмазочный интервал;
  • снизить технологические простои и вероятность аварий и поломок;
  • упростить процесс приработки сопряженных поверхностей и минимизировать вибрации и шумы.

В жестких условиях эксплуатации они практически незаменимы, так как сопротивляются вымыванию и выдавливанию, выдерживают критические нагрузки и сдвиговые деформации. Формируют сверхпрочные смазочные пленки на поверхностях деталей с любой конфигурацией и защищают их от жидких и газообразных агрессивных сред.

Учитывая использование молибденсодержащих смазок в самых различных отраслях и специфику условий их применения, компания «ИНТЕРАВТО» предлагает кардинально новые продукты из этой группы, разработанные на основе последних научных достижений в области трибологии. Все они прошли многоэтапное тестирование на производственных площадках и получили отличные рекомендации от ведущих инженеров.

Моли-ДЛ . Минеральная высокотемпературная смазка, специально разработанная для экстремальных условий эксплуатации, сопряженных с высокими нагрузками (до 7000 Н), давлениями и температурами. Кроме дисульфида молибдена, содержит порошки металлов в ультрадисперсной форме, благодаря чему обладает высокой несущей способностью, предупреждает скачкообразное движение и проскальзывание деталей и тем самым обеспечивает нормативную величину пусковых и тормозных моментов и плавную работу трансмиссии. Эффективно отводит тепло и предупреждает образование задиров, расслоений и заусенцев на обработанных деталях и полностью исключает схватывание контактных поверхностей. Упрощает проведение демонтажных работ и увеличивает кратность свинчивания резьбы.

Молиол . Универсальная литиевая смазка, содержащая MoS2 и оригинальный комплекс присадок. Благодаря чему приобрела уникальные свойства, среди которых способность выдерживать высокие ударные нагрузки и сдвиговые деформации и сохранять свои реологические характеристики в интервале от -25 до 150 ˚С, а также прекрасная гидрофобность и адгезия. Применение смазки оказывает стабильный антифрикционный и смазывающий эффект в высокоскоростных и тихоходных агрегатах. Она длительное время защищает обработанные поверхности от контакта с атмосферной и конденсационной влагой и агрессивными веществами и соединениями, находящимися в жидком и парообразном состоянии. Молиол - оптимальное решение для смазки ходовой части автотранспорта и тяжелой спецтехники: бульдозеров, погрузчиков, экскаваторов и асфальтоукладчиков, а также для обслуживания оборудования полимерной, деревоперерабатывающей и металлургической промышленности. Продукт инертен к засорению, эффективно гасит вибрационные колебания и минимизирует шумы. Работоспособен во влажной и запыленной среде. Обладает свойствами антиаварийной смазки и улучшает приработку поверхностей. Смазка рекомендуется для пар трения типа «металл/металл», но также эффективна при обработке гибких валов в оболочке из разных полимерных материалов. Находит широкое применение в типографском деле, производстве древесных материалов и в линиях по расфасовке сыпучих строительных, моющих и абразивных материалов.

ИПФ ЕР-3. Синтетическая смазка с высокими антизадирными и противоизносными свойствами и расширенным интервалом рабочих температур. Характеризуется отличной коллоидной стабильностью, высокими показателями адгезии и сопротивлением к сбрасыванию и выдавливанию. Демонстрирует прецизионную стойкость к испарению дисперсной среды и инертность к старению и засорению. Отличается очень продолжительным сроком службы и может использоваться для обработки пар трения термического оборудования, станций по переработки сельскохозяйственной продукции и линий по производству цемента, гипса и других дисперсных строительных материалов. ИПФ ЕР-3 прекрасно предупреждает ржавление сталей, электрическую и фреттинг-коррозию. Смазка не склонна к термоупрочнению и отличается высокой водостойкостью.

Как правильно подобрать и купить молибденовую смазку

Для грамотного подбора смазочного материала мы рекомендуем обратиться к специалистам компании Интеравто, так как подбор смазки зависит от многих факторов рабочей среды, параметров оборудования и периодичности работы. Для учета всех этих факторов зачастую нужно заполнить опросный лист (чтобы скачать его вы можете нажать на ), в этом случае мы подберем вам не только наиболее подходящий материал, но и оптимальный по стоимости.

Молибден и его сплавы характеризуются высоким модулем упругости, незначительным коэффициентом терморасширения, превосходной температурной стойкостью, малым сечением захвата тепловых нейтронов.

Свойство проводить электрический ток у молибдена ниже, чем у меди, однако больше, чем у железа. В механической прочности молибден немного уступает вольфраму, однако легко поддается воздействию давления.

Бинарное химическое соединение четырехвалентного молибдена с двухвалентной серой называется .

Преимущества дисульфида молибдена:

  • Широкий температурный предел плавления и жаропрочность
  • Высокая удельная прочность
  • Высокий модуль упругости
  • Малый термокоэффициент расширения
  • Высокая температурная стойкость
  • Малое сечение захвата тепловых нейтронов
  • Превосходная коррозионная устойчивость
  • Стойкость ко многим щелочным и кислотным растворам

Области применения дисульфида молибдена

  • MoS 2 используется в виде легирующей добавки к сплавам, в т.ч. к сверхнадежным сталям
  • Молибден и молибденовые сплавы применяются в соединениях, долгое время эксплуатирующихся до +1800 °С (в ракетных соплах, электровакуумных приборах и т.д.)
  • Дисульфид молибдена является рабочим материалом для ядерных реакторов
  • Лента из молибдена используется в производстве высокотемпературных печей
  • Молибден и его сплавы широко применяются в ракетостроении и самолетостроении –для производства панелей космических аппаратов, термообменников, тепловых экранов, деталей кромок крыльев, стабилизаторов в сверхзвуковых самолетах
  • MoS 2 применяется в стекольной отрасли, например, при производстве электродов для плавления стекла
  • Из молибденовых сплавов вырабатывают пресс-формы, стержни для литья под давлением алюминиевых, цинковых и медных изделий
  • Молибден значительно повышает технические качества сталей, даже незначительно добавление присадки на основе молибдена (0,15-0,8 %) улучшает их прокаливаемость, прочность, вязкость и устойчивость к коррозии
  • Для повышения прочности молибден добавляют в кобальтовые сплавы, используемые для плавления кромок стальных элементов
  • Молибден используют как ленту или проволоку в электрических печах, эксплуатирующихся в экстремальном температурном режиме
  • Жесть на основе молибдена применяется в радиоэлектронике для производства элементов электронных ламп, рентгеновских трубок
  • Молибденовые соединения являются катализаторами химических реакций
  • В чистом виде монокристаллический молибден применяется для изготовления зеркал для газодинамических лазеров
  • Теллурид молибдена – термостойкий материал для изготовления термоэлектрогенераторов
  • Химические соединения молибдена используют для производства лаков и красок, а также для окрашивания тканей и мехов
  • Дисульфид молибдена добавляют в моторные масла – в результате на металлической поверхности формируются слои, снижающие трение
  • Дисульфид молибдена используют в качестве компонентов смазок для деталей, эксплуатирующихся в широком температурном режиме (от -45 °С до +400 °С).
Смазочные материалы с обладают повышенной устойчивостью к большим нагрузкам и давлениям, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Частицы MoS 2 способствуют лучшему скольжению контактирующих поверхностей, что, как следствие, уменьшает коэффициент их трения и интенсивность износа.

Одними из самых эффективных с точки зрения смазывающих и защитных функций являются антфрикционные покрытия на дисульфида молибдена с различными связующими. Они работают даже в самых неидеальных условиях эксплуатации узлов: при высоких нагрузках, температурах, вибрациях, давлениях, воздействии агрессивных сред и абразивов.

Сегодня далеко не все известные производители выпускают такие покрытия – большей частью дисульфид молибдена вводится в состав смазок, паст или присадок в масло. Однако это не умаляет достоинств АФП, скорее наоборот – относит их к числу уникальных продуктов на рынке смазочных материалов.

Ниже мы провели обзор лучших дисульфидмолибденовых покрытий и выбрали «лидера» по соотношению цена/качество.

Обзор покрытий с

MODENGY 1002

1 место

MODENGY 1002

Высококачественное антифрикционное покрытие с дисульфидом молибдена на полимерном связующем, отверждаемое при комнатной температуре.

Применяется для подшипников и направляющих скольжения станков, плоских пружин, зубчатых передач, резьбовых, шлицевых и шпоночных соединений приводных валов, регулирующих клиньев, а также других узлов с парами трения металл-металл.

Обладает низким коэффициентом трения и очень высокой несущей способностью, поэтому подходит даже для тяжелонагруженных узлов трения. Оно работает в запыленной среде, не разрушается под действием химически агрессивных сред (соляной кислоты и пр.), обладает свойствами антиаварийной и ресурсной смазки.

Ниже - реальное фото муфты обсадной трубы с нанесенным на резьбу покрытием MODENGY 1002. Очень ровный сухой слой, отличный внешний вид.


Твердосмазочное покрытие имеет высокую адгезию, эффективно защищает металлические поверхности от коррозии и фреттинг-коррозии, предотвращает их скачкообразное движение.

На протяжении всего срока службы не проявляется меления состава, т.е. отделения твердых смазочных веществ (дисульфида молибдена) от связующего.

Все эти свойства наряду с широким диапазоном рабочих температур (-210…+320 °C), привлекательной ценой и большим разнообразием вариантов фасовок (включая удобную аэрозольную) позволяют покрытию MODENGY 1002 занять первое место в рейтинге.

Molykote 3402C Leadfree

2 место

Molykote 3402C Leadfree

Антифрикционное покрытие на основе дисульфида молибдена с органическим связующим, отверждаемое при нормальной температуре.

Применяется в подшипниковых узлах, направляющих качения и скольжения, цепных и закрытых зубчатых передачах, резьбовых соединения, гибких валах.

Обладает высокой адгезией, морозо- и термостойкостью, устойчивостью к смыванию водой и химически агрессивным средам.

Данное покрытие работоспособно во влажной и пыльной среде, препятствует коррозии металлических поверхностей, их абразивному изнашиванию, предотвращает скачкообразное движение, схватывание, задир, заедание. Использование для резьбовых соединений обеспечивает постоянство момента затяжки, облегчая тем самым их монтаж и демонтаж.

В отличие от жидких и пластичных смазочных материалов, покрытие Molykote быстро застывает при комнатной температуре, не стекает и не выбрасывается под действием центробежных сил.

По температурному диапазону (от -200 °С до +310 °С) данный материал немного уступает отечественному MODENGY 1002, а по стоимости значительно его превышает – поэтому занимает вторую строчку нашего рейтинга.

Периодическая смазка ступичных подшипников существенно продлевает их эксплуатационный срок. Проблема в том, что в продаже встречается очень много разных продуктов для реализации этой задачи, поэтому необходимо понять, какой из них лучше выбрать и как правильно смазывать подшипник ступицы.

Сегодняшняя статья поможет вам узнать следующую информацию:

  • какие бывают автомобильные смазки;
  • что нельзя использовать для ступичных подшипников;
  • как правильно использовать смазывающее вещество и др.

Какой продукт нам подходит

Какой должна быть смазка:

  1. Она не должна менять свою консистенцию при повышении температуры. Подшипники ступицы испытывают серьезную нагрузку, они работают при высоких температурах, этот узел может нагреваться до 100-200 градусов. Поэтому смазочный материал должен сохранять свои характеристики в столь непростых условиях эксплуатации.
  2. Материал должен хорошо работать при минусовых температурах. Если смазка будет очень густой в морозную погоду, это будет создавать препятствие свободному вращению роликов либо шариков подшипника, что несомненно приведет к формированию задиров. В итоге срок службы ступичного подшипника не продлится, а наоборот сократится. Смазывающее средство должно выполнять свои задачи даже при температуре 35-40 градусов ниже нуля.
  3. В идеале подобрать продукт, консистенция которого меняется, но делает это правильно. Когда температура узла существенно повышается смазка должна быть более жидкой, но не растекаться. Это будет гарантировать достаточное смазывание элементов. При снижении нагрузки смазывающее вещество должно становиться более густым.
  4. Смазка для применения в ступице не должна бояться контакта с водой. Колеса автомобиля нередко работают во влажных условиях, поэтому выбранное вами средство должно обеспечивать высокий уровень защиты деталей от влияния коррозии.
  5. В составе продукта не должно быть компонентов, которые могут повредить детали из полимеров и резиновые изделия. Иначе вы продлите срок службы подшипника, но в то же время потратите средства на преждевременную замену сальников и пыльников.

Консистентные смазки, которые используются в автомобилях

Производители предлагают огромное количество смазок, которые подходят для продления эксплуатационного срока подшипников качения. Цветовая палитра очень широкая, но этот показатель в нашем случае абсолютно не важен. Необходимо уделить внимание характеристикам и наименованию вещества.

Электропроводящие смазки

В большинстве случаев такие вещества применяют для работы с электрическими компонентами автомобилей. Например, они позволяют смазывать различные соединения и клеммы. Особенность таких продуктов – высокий уровень защиты деталей из металла от негативного влияния коррозионных процессов. В связи с этим их также иногда применяют для смазки подшипников ступицы.

Консервирующие смазки

Это один из простейших продуктов, обеспечивающий неплохую защиту. Такой тип смазок хоть и рекомендуют для использования с подшипниками, он отличается непродолжительным сроком использования. При контакте с водой эти смазывающие вещества легко смываются. Уже из названия понятно, что они гораздо лучше справляются с обычной консервацией элементов.

Литолы (литиевые смазки)

Основной компонент всех продуктов этой группы – литий, к которому добавляют органические кислоты. Также используется загуститель, способствующий удобному нанесению смазки.

Преимущества литолов для ступичных подшипников:

  • Большой срок эксплуатации. Отзывы свидетельствуют о том, что смазка хорошо справляется со своими задачами даже после внушительных пробегов (свыше 80-100 тыс. км). Но мы советуем не экономить и менять её чаще.
  • Снижение нагрузок на узел. Смазывающие вещества этого типа заметно уменьшают нагрузки на детали, что продлевает срок их эксплуатации до максимального показателя.

Недостатки литолов:

  • Органические кислоты. Наличие этих компонентов может привести к преждевременному износу полимерных деталей.
  • Средний уровень защиты от коррозии. По сравнению с иными группами смазывающих продуктов литиевые смазки не гарантируют надёжную защиту в этом плане. В случае разгерметизации корпуса желательно как можно быстрее заменить литол.

В любом случае перед покупкой внимательно прочитайте советы и предостережения производителя товара. Нередко в инструкции сообщается о том, какие элементы автомобиля не рекомендуется обрабатывать выбранным продуктом.

Производителей литиевых смазок существует немало. Один из самых популярных вариантов – Литол-24, он есть во всех автомобильных магазинах. Конечно, можно приобрести и аналоги иностранных производителей, но такая покупка не всегда оправдывает себя. Литол-24 способен существенно продлить эксплуатационный срок узлов.

Молибденовые смазки

В основе таких веществ лежит дисульфид молибдена, именно их рекомендуют применять специалисты.

Преимущества молибденовых средств:

  • Отлично справляются с силами трения, продлевая срок службы подшипниковых механизмов.
  • Срок службы продукта – около 100 000 км, а это примерно столько же, как и у подшипников. Одноразовая обработка поможет надолго забыть о проблеме.
  • Качественная защита от коррозии. Применение смазки формирует на поверхности детали пленку, в результате чего сводится к минимуму риск контакта механизма или узла с окислителями.

Недостатки смазок на основе дисульфида молибдена:

  • Серьезный минус – низкая устойчивость к воздействию влаги. Корпус ступичного подшипника должен сохранять герметичность, в противном случае смазку придётся заменить.
  • Быстрое загрязнение смазывающего вещества.
  • В составе смазки присутствуют абразивные вещества, которые негативно влияют на её качество. В итоге через некоторое время продукт уже не может преодолевать трение.

Отзывы показывают, что средства на основе молибдена не способны демонстрировать хорошие показатели при эксплуатации в условиях высоких температур. При агрессивной манере вождения необходимо выполнять регулярную проверку подшипников.

Из российских вариантов стоит упомянуть Фиол и ШРУС-4, они отличаются низкой ценой и неплохими характеристиками. Среди иностранных производителей хочется выделить разработки компаний Mobil, Texaco, Esso и Liqui Moly.

Высокотемпературные смазки

Особенность этих продуктов в том, что они изначально разработаны для использования при высоких температурах и серьезных нагрузках. В основе смазывающих веществ этого сегмента лежат никелевые и медные порошкообразные соединения.

Плюсы:

  • Обработка подшипников такой смазкой позволяет использовать их в экстремальных температурных режимах.
  • Средство отлично справляется в случаях экстренного торможения.
  • Обладает устойчивостью к воздействию воды.
  • Защищает механизмы от окисления и формирования коррозии (этому способствуют специальные присадки в составе смазки).

Специалисты и реальные пользователи отмечают, что высокотемпературные смазки не имеют явных недостатков. Один из самых интересных продуктов на рынке – МС BLUE 1510. Мы решили даже сделать небольшой обзор этой замечательной отечественной разработки.

Обзор смазки МС BLUE 1510

Смазывающее средство российского производителя ВМПАВТО имеет высокий показатель окислительной стабильности и обеспечивает качественную защиту узлов трения при резких перепадах температур. Температура подшипников и тормозных дисков достигает сотен градусов. В такие моменты смазка должна удерживаться в механизме и не вытекать. МС 1510 BLUE может работать в диапазоне температур от -40°С до 180°С. Заявленная производителем температура каплепадения достигает 350°С, а это примерно на 100 градусов больше, по сравнению с основными конкурентами. Специалисты провели тесты, которые доказали, что смазка может работать более 300 000 километров пробега.

Для того чтобы показать, насколько существенно МС 1510 BLUE отличается от аналогичных продуктов, на сайте производителя даже опубликовали специальную страничку, имитирующую работу смазок при нагреве. Ниже мы публикуем скриншот, на котором изображено поведение разных продуктов при максимальной температуре 350°С. Видно, что МС 1510 BLUE фактически стоит на месте, чего не скажешь об иных вариантах.

Кроме сохранения функциональности при высоких температурах это вещество обладает устойчивостью к воздействию воды, имеет высокую адгезию и хорошо работает при низких температурах. Советуем также посмотреть официальный видеоролик об этом продукте.

Чем нежелательно смазывать ступичные подшипники?

Не стоит думать, что выполнять обработку подшипников можно любыми смазками. Например, знакомый с детства солидол вообще не подходит для нашей задачи. Он не может защитить металлические трущиеся детали при резком росте или снижении температуры.

Специалисты не советуют применять такие варианты смазывающих веществ:

  • Графитные смазки. Их опасность заключается в наличии абразивных компонентов, которые негативно влияют на состояние металлических деталей подшипников.
  • Смазки на основе соединений кальция и натрия. Они действительно компенсируют трение деталей, но при этом не способны защитить от появления ржавчины.
  • Силиконовые или вазелиновые вещества. Уже при достижении температуры механизмы до 50-60 градусов такие продукты теряют свои свойства, а подшипники ступицы работают в гораздо более экстремальных режимах.
  • Шрус-4. Хотя применять эту смазку можно, многие эксперты все же советуют отказаться от этой идеи. Реальные отзывы свидетельствуют о том, что она больше подходит для более грубых механизмов.
  • Смазывающие вещества с железом и цинком также не стоит применять. Они созданы для подшипников качения, но не для ступицы автомобиля. Их лучше использовать в промышленном оборудовании.
  • Смазки, в составе которых преобладает углеводород. Это сегмент продуктов, которые подходят для консервации, а не активного использования узлов и механизмов. Спрогнозировать их работу при высоких нагрузках достаточно сложно.

Срок эксплуатации смазки обычно составляет от 35 до 45 тыс. пройденных километров. Но очень важно брать во внимание условия и интенсивность использования транспортного средства. Перед покупкой не лишним будет ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля.

Во время выбора смазки для ступичных подшипников, надо брать во внимание следующие факторы:

  • Тип стали. Огромное значение имеет железо, из которого изготовлен элемент.
  • Интенсивность эксплуатации авто. Если автомобиль используется постоянно, смазка должна выдерживать стабильные нагрузки.
  • Уровень нагрузки. Если речь идет об узлах и механизмах, которые подвержены максимальной нагрузке, необходимо выбирать соответствующие смазывающие вещества.
  • Тип подшипника, скорость и частота его вращения.
  • Уровень защиты механизма от попадания грязи и влаги.

Опыт свидетельствует о том, что оптимальным решением для многих станет покупка высокотемпературной смазки. В противном случае вещество быстро вытечет, и подшипник будет работать на сухо. Перед использованием нового продукта обязательно удалите из узла остатки старого вещества. Смазывать подшипник надо с умом – экономия рано или поздно приведет к клину, а при избытке вещества оно начнет выдавливаться наружу.

Как смазать ступичный подшипник

Хочется очень коротко рассказать о правильной обработке механизма.

Для этого нам понадобится следующее:

  • смазка;
  • сальники;
  • гаечные ключи;
  • гайки ступицы;
  • молоток;
  • плоская отвертка или съемник;
  • жидкость для промывки (подойдёт бензин);
  • WD-40;
  • ветошь.

Выполнение работ по смазке подшипников:

  1. Установить автомобиль на ровную поверхность и затянуть ручник.
  2. Поддомкратить передок либо заднюю часть кузова, в зависимости от того, где расположен нуждающийся в смазке подшипник. Откручиваем колесо и снимаем его.
  3. С помощью подходящего инструмента ослабить ступичную гайку.
  4. Снять тормозной диск и отсоединить ступицу от поворотного кулака, выкрутить до конца ступичную гайку.
  5. Выбить ступицу из полуоси с помощью молотка.
  6. Снять обойму с подшипником. Не помешает жидкость WD-40, так как часто детали в этом месте закисают.
  7. Удалить старую смазку с подшипника с помощью жидкости для промывки. Промыть подшипник и его посадочное место. Вытереть остатки жидкости насухо, воспользовавшись тряпкой.
  8. Нанести смазку на сепаратор подшипника.
  9. Установить подшипник на место и отцентрировать его обоймой. Выполнить сборку в обратной последовательности. Если на автомобиле установлены барабанные тормоза, снимать ступицу необязательно.

У некоторых автомобилистов возникают трудности со смазкой подшипников в неразборных ступицах. В них подшипник и фланец соединены в общем корпусе. В таких ситуациях вещество наносится с помощью шприца. Для этого надо сделать несколько отверстий с помощью дрели. После выполнения процедуры необходимо закрыть отверстия с помощью герметика либо холодной сварки.