Как заряжать кальциевый аккумулятор? Плюсы и минусы кальциевых аккумуляторов. Устройство, характеристики и преимущества гибридных автомобильных аккумуляторов Сравнение кальциевых аккумуляторов с другими типами батарей


На заре автомобильной эры за рулем каждого автомобиля был не только обеспеченный и прогрессивный человек, но и матерый механик. Автомобили не отличались простотой в эксплуатации и требовали постоянного технического контроля. Ситуация оставалась почти такой же годов до 70-х, пока не произошел автомобильный бум. Устройство автомобилей стало более продуманным, системы – более отлаженными, а автомобилисты, как правило, стали слабее разбираться в матчасти своего «железного коня». Сейчас ситуация и вовсе дошла до абсурда: каждый второй имеет собственный автомобиль и каждый второй из них даже не представляет, что происходит под капотом его машины. Такая ситуация выгодна для автосервисов, которые по-прежнему растут как грибы после дождя. Но для водителей, ничего не знающих об устройстве своего авто такое халатное отношение к делу обходится в копеечку. Чтобы любознательные автомобилисты смогли эту самую копеечку сэкономить, сегодня мы расскажем, как правильно заряжать кальциевые аккумуляторы.

Достоинств у АКБ, легированных кальцием навалом: они не требуют постоянного обслуживания, виброустойчивы, застрахованы от перезаряда, терпят перепады напряжения в бортовой сети, обладают коррозионной стойкостью. Однако, все плюсы в обыденной эксплуатации перекрывает неустойчивость к глубоким разрядам. Если разрядить кальциевую батарею ниже 11,5 В, то она уже не восстановит изначальную емкость. Два-три таких разряда – и аккумулятор сгодится только .

Поэтому вопрос зарядки – важнейший при эксплуатации кальциевых батарей. Всего несколько правил помогут вам пользоваться Ca/Сa батареей долго и счастливо.

  1. В связи с тем, что в современных кальциевых аккумуляторах пластины упакованы в плотные пакеты, а пакеты в банках почти примыкают друг к другу, электролит находится не в свободном состоянии. Проще говоря, более тяжелая серная кислота скапливается внизу банок, а поверх пластин оказывается более водянистый электролит. Из-за этого расслоения ареометр может «врать» – показывать низкую плотность при достаточной заряженности. Поэтому, ареометр применительно к кальциевым АКБ – не помощник.
  2. «Кипятить» такие АКБ дедовским зарядным устройством нельзя ни в коем случае. Даже если кипеть аккум не будет, в какой-то момент начнется выделение газа, которое разрушит плотность намазки пластин и понизит характеристики АКБ. А в дальнейшем – убьет его. Кстати, ареометр при таком «кипячении» покажет, что вы все делали правильно – плотность же выросла. Однако, связано это лишь с пузырьковым перемешиванием электролита. Выделяемый газ уравнивает плотность во всей батарее. Но зачем вам плотный электролит поверх пластин?
  3. При глубоких разрядах в кальциевых АКБ образуется сульфат кальция, который нерастворим в воде. Он попросту запечатывает поры намазки пластин и блокирует подаваемый заряд. Процесс очень похож на состояние инфаркта у человека и так же фатален для батареи. Поэтому производить КТЦ (контрольно-тренировочный цикл заряд/разряд) с кальциевыми АКБ совершенно бесполезно и губительно.
  4. Нельзя допускать падения напряжения на клеммах ниже 11,5 В. Необходимо проводить регулярные замеры вольтметром, чтобы контролировать уровень заряженности аккумулятора. Тут все решают десятые доли: 12,7 В – напряжение при полной зарядке, 12,3 В – батарея требует зарядки в ближайшее время, 12 В – АКБ разряжен на четверть и требует немедленной зарядки, а падение до 11,5 В это своеобразная «клиническая смерть» батареи, из которой без потерь емкости выйти нельзя.
  5. Бытует миф, что кальциевые аккумуляторы нужно заряжать напряжением 15-16 В, однако, на деле, такая зарядка сокращает жизнь аккумулятора. Миф берет начало из старинного буклета «VARTA». Технологии изменились, новые исследования показали ошибочность этого вывода. «VARTA» не пыталась ввести покупателей в заблуждение, чтобы те чаще меняли батареи, поэтому в нынешней редакции правил зарядки кальциевых АКБ от немцев говорится: «Для современных батарей со свинцово-кальциевыми сплавами рекомендуется заряд током 10% от номинальной ёмкости до напряжения 14,4В».
  6. Если вы часто заводите двигатель, двигаетесь на небольшие расстояния, и автомобиль долго простаивает без движения, оптимальным вариантом для вас будет ежемесячная плановая зарядка аккумулятора специализированным зарядным устройством. Стоят они недешево, но имеются у многих . Для прочих пользователей достаточно одной зарядки в два месяца.

И последний пункт, не касающийся напрямую режима зарядки. При покупке нового автомобиля, требуйте от дилера проверки плотности и напряжения на аккумуляторе. Зачастую, недобросовестные дилеры заряжают АКБ новых автомобилей «дедовскими» зарядными устройствами. Благодаря такому самоуправству, вы рискуете поменять аккумулятор через пару недель после покупки авто.

Словом, кальциевый аккумулятор, как любимая женщина: требует постоянного внимания, но взамен дает комфорт и преданность!

Аккумуляторная является одним из важнейших элементов автомобиля. Несмотря на то что она не принимает непосредственного участия в движении, без нее нельзя завести мотор и активировать электронные системы авто. Значимость аккумулятора владелец особенно остро ощущает в холодное время года. Когда отметка термометра опускается ниже нуля, некачественные или изношенные АКБ быстро теряют заряд. В последнее время на запчастей стали пользоваться популярностью кальциевые аккумуляторы. Сегодня мы с вами узнаем, что они собой представляют, и ответим на распространенный вопрос водителей: «Как заряжать кальциевый аккумулятор?»

Ca/Ca

Кальциевый аккумулятор (Ca/Ca) - разновидность АКБ, свинцовые пластины которой легированы кальцием. При этом количество кальция в батарее, по сравнению с общей массой пластины, крайне незначительно (не более 0,1 %). Таким образом, АКБ данного типа было бы правильнее называть свинцово-кальциевыми, однако в обиходе почему-то закрепилась другая формулировка, более короткая и многообещающая. Будучи легирующим элементом, кальций в таких аккумуляторах заменил сурьму. Она использовалась для этих целей долгие годы, но имела ряд недостатков, которые и побудили ученых к поискам нового, более подходящего вещества.

Ca/Ag

Есть и другая, менее распространенная разновидность кальциевых аккумуляторов - серебряно-кальциевые АКБ (Ca/Ag). Несложно догадаться, что их, по аналогии с предыдущим примером, в обиходе называют просто серебряными. Пластины таких батарей выполняются из свинцово-кальциевого сплава, в который добавляется совсем немного серебра. Присутствие этого элемента практически избавляет аккумулятор от недостатков моделей типа Са/Са, сохранив при этом все их достоинства. Единственная проблема таких АКБ - высокая цена, которая обусловлена не только стоимость сырья, но и сложностью изготовления батареи.

Способ производства

Чтобы понять принципиальные отличия данного типа аккумуляторов, коротко познакомимся с методикой их производства, которую также называют «кальциевой технологией». В свинцового-сурьмянистых АКБ решетки изготавливаются методом литья. Когда этот способ был использован для свинцово-кальциевого сплава, кальций попросту выгорал. Поэтому решетки для Са/Са аккумуляторов решили производить с использованием штамповки. Она позволяет производить пластины более сложной формы, сохраняя при этом их внешнюю рамку.

На сегодняшний день кальциевые АКБ не могут вытеснить с рынка традиционные сурьмянистые, и главная причина этого состоит именно в сложности изготовления решеток. Поэтому производители делают необслуживаемые АКБ обоих типов и нечто среднее между ними - гибриды.

Разберем плюсы и минусы кальциевого аккумулятора.

Достоинства

Преимущества таких аккумуляторов следующие:

  • Длительный срок службы . При грамотной эксплуатации средний срок службы кальциевого аккумулятора составляет пять лет.
  • Низкий уровень саморазряда . По сравнению с малосурмянистыми моделями, у кальциевых АКБ этот параметр ниже почти на 70%.
  • Повышенная прочность пластин . Благодаря тому, что пластины производятся путем штамповки, они имеют большую прочность и стойкость к вибрации, нежели классические литые.
  • Снижение электролиза воды . Именно благодаря этой особенности 90% кальциевых аккумуляторов являются необслуживаемыми.
  • Низкая интенсивность коррозийных процессов . Положительно сказывается на сроке службы батареи.
  • Защита от перезаряда . Кальциевые АКБ могут выдерживать до 14,8 В напряжения. Защита от перезаряда была вынужденной мерой, которую производители предприняли, дабы уберечь батареи от «закипания», оказывающего на них крайне неблагоприятное воздействие.
  • Пластины меньшей толщины . Благодаря тому, что пластины Ca/Ca аккумуляторов тоньше, их можно в большем количестве поместить в корпус, а значит, и мощность батареи будет больше.
  • Отлично подходят для начинающих автомобилистов . Так как в своем большинстве кальциевые АКБ являются необслуживаемыми, владельцам не нужно проводить с ними дополнительные манипуляции, такие как замер плотности и уровня электролита. Единственное, что требуется от автомобилиста, - узнать, как заряжать Ca/Ca аккумулятор и периодически осуществлять эту процедуру.

Такие батареи станут оптимальным решением для авто с полностью исправным электрическим оборудованием. Многие начинающие водители, припарковав свою машину, забывают выключить в ней аудиосистему, фары, салонное освещение и прочие потребляющие электроэнергию устройства. В результате на следующий день оказывается, что В холодное время года эта проблема особенно актуальна. Поэтому, если в машине предусмотрена система, самостоятельно выключающая все потребители электричества после парковки, начинающему водителю будет проще обезопасить себя от такой проблемы, как разряженный кальциевый аккумулятор.

Недостатки

При всех своих преимуществах, кальциевый автомобильный аккумулятор имеет и ряд недостатков:

  • Чувствительность к глубокому разряду . Это основной недостаток кальциевого аккумулятора и его главное эксплуатационное отличие от сурьмянистых и гибридных аналогов. Такие АКБ крайне не рекомендуется разряжать до напряжения менее 12 В. После одного глубокого разряда батарея теряет пятую часть своей емкости. Если разрядить ее полностью, то потери составят уже 50 %. Следовательно, после нескольких таких оплошностей рассчитывать на верную службу аккумулятора не приходится, особенно в холодное время года и при езде на малые дистанции.
  • Высокая стоимость . Сложность и дороговизна технологического процесса накладывают свой отпечаток на стоимость.
  • Непригодность для городской езды . При активном передвижении по городу, когда машина преодолевает небольшие расстояния, аккумулятор быстро разряжается. Причина в том, что во время непродолжительной поездки он не успевает восстановить ресурс, затраченный на пуск мотора. Длительные простои также губительны для кальциевого АКБ. Такие батареи отлично подходят для жителей пригорода, которым нужно преодолевать каждый день по 15-20 км в одну сторону и тех, кто по роду деятельности совершает подобные поездки.

Кстати говоря, АКБ такого типа можно применять только для авто. Везде, где есть вероятность глубокого разряда (к примеру, на катерах и лодках), они не используются. Но это скорее не минус, а эксплуатационная особенность.

Теперь давайте разберемся, как заряжать кальциевый аккумулятор.

Особенности процесса зарядки

Первое, что стоит отметить, говоря о зарядке кальциевого аккумулятора - его ни в коем случае нельзя «кипятить». Дело в том, что газы, выделяемые в процессе электролиза, могут разрушить смазку пластин. Еще один важный момент - измерять плотность электролита в кальциевом аккумуляторе с помощью стандартного ареометра бесполезно. Дело в том, что в разных частях («банках») батареи этот показатель может существенно отличаться, поэтому получить адекватные данные не выйдет. Однако, учитывая тот факт, что большинство кальциевых аккумуляторов являются необслуживаемыми, скорее всего, эта особенность замера вас не коснется.

Как говорилось выше, АКБ данного типа крайне нежелательно доводить до глубокого, и уж тем более полного разряда. И причина этого кроется не только в перспективе снижения емкости батареи. Дело в том, что сульфат кальция не растворяется в воде и крайне сложно растворяется в электролите. Поэтому при глубоком разряде происходит закупоривание пластин, которое значительно затрудняет перемещение заряда. И даже если заряжать аккумулятор при напряжении свыше 15 В, электролит может так и не достичь должной плотности. Таким образом, проводить зарядку-разрядку кальциевой АКБ без крайней необходимости не стоит.

Этапы процедуры

Зарядка кальциевого аккумулятора состоит из таких этапов:

  1. Определение и очищение сульфатированных пластин. Перед тем как заряжать АКБ, ее нужно проверить на предмет сульфатации. Главным признаком данной проблемы является наличие на клеммах аккумулятора коричневатых образований. В случае с обслуживаемым аккумулятором идентифицировать сульфатацию можно путем осмотра пластин. Если они увеличились в размере и приобрели грязно-белый цвет, значит, сульфатация произошла. Убрать сульфаты с внешней поверхности пластин и восстановить емкость аккумулятора поможет импульсивная подача напряжения.
  2. Проверка способности АКБ принимать энергию от зарядного устройства. Еще одна процедура, которую нужно проделать, перед тем как заряжать Ca/Ca аккумулятор. Принадлежность аппарата к работе с тем или иным видом АКБ должна быть написана на его коробке или в инструкции. Разумеется, осуществлять эту процедуру нужно только один раз, в процессе покупки зарядки. Эта стадия намеренно идет после очищения сульфатированных пластин, так как избавиться от сульфатов можно с помощью практически любых зарядных устройств.
  3. Следующий этап - нужно производить зарядку максимальным током до тех пор, пока батарея не наберет до 80 % своей емкости.
  4. Последние 20 % зарядки Ca/Ca аккумулятора производятся умеренным током. Это позволяет избежать того самого «закипания».
  5. Восстановив батарею, нужно проверить, способна ли она удержать полученный заряд. Если АКБ быстро потеряет свою емкость, значит, пришло время заменить его на новый.

Частота подзарядки

Мы с вами рассмотрели, как заряжать кальциевый аккумулятор с нуля. Естественно, если данная процедура проводится в профилактических целях, то первые два или даже три этапа можно исключить. Частота подзарядки зависит от ряда факторов: времени года, срока службы батареи и режима использования. В теплое время года с новым аккумулятором и периодическими поездками на дальние дистанции о подзарядке можно забыть на 1-2 месяца. И наоборот - зимой, если аккумулятор старый, а режим езды - преимущественно городской, подзарядка станет регулярной процедурой.

Чтобы определить частоту подзарядки лично для своего авто и аккумулятора, не стоит ждать, пока батарея разрядится. Это может произойти в самый неподходящий момент, когда у вас не будет возможности вернуть работоспособность авто, «прикурив» его от другой машины или поставив аккумулятор на зарядку. Как проверить АКБ? Для замера заряда рекомендуется использовать такой незамысловатый прибор, как мультиметр. Он и стоит недорого, и в хозяйстве нужен повсеместно. Осуществляя периодические замеры при разных погодных условиях и режимах эксплуатации, вы сможете понять, с какой частотой ваш аккумулятор нужно подзаряжать, и обезопасить себя от неприятной ситуации.

Особенности эксплуатации

Характеристики кальциевых аккумуляторов, с одной стороны, являются их конкурентным преимуществом, а с другой - требуют особенной эксплуатации устройства. Ниже приведены основные рекомендации по использованию и такого типа (одни из них уже упоминались, но требуют разъяснения, а другие могут для кого-то стать новинкой):


Так как АКБ является одной из важнейших частей в конструкции автомобиля, к ее выбору стоит отнестись со всей серьезностью. Излишне экономить не стоит, особенно если речь идет о кальциевых аккумуляторах. Varta, Bosch, Delkor, Topla - фирмы, которые хорошо себя зарекомендовали на рынке и на продукцию которых рекомендуется обратить внимание в первую очередь.

Заключение

Сегодня мы с вами разобрались, как заряжать кальциевый аккумулятор и что он собой представляет в принципе. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что данный тип аккумуляторных батарей однозначно заслуживает внимания автомобилистов, особенно начинающих. Тем не менее у него есть ряд недостатков. Кальциевые аккумуляторы, обзор которых мы с вами провели, могут стать верными помощниками, если их грамотно эксплуатировать и обслуживать. В противном случае батарея обязательно напомнит о себе в самый неподходящий момент.

Автомобильный аккумулятор - обязательный элемент любого автомобиля, является автономным источником питания для различных электрических систем при выключенном двигателе. От типа АКБ и степени заряда зависят его эксплуатационные характеристики. Одним из самых распространенных видов батареи для современных авто является кальциевый аккумулятор. Он имеет свои особенности, касающиеся процесса эксплуатации и подзарядки.

1 Виды автомобильных аккумуляторов

На большинстве современных автомобилей отечественного и иностранного производства используются аккумуляторные батареи, которые можно разделить по технологии изготовления и характеристикам на 4 основных типа:

  • Малосурьмянистые (Sb/Sb). Старый вид АКБ, который используется преимущественно на отечественных автомобилях и старых, подержанных иномарках. Состоят из плотных свинцовых пластин с добавлением сурьмы (6-7 % в составе), считаются обслуживаемыми, так как в них доливают воду через специальные отверстия (банки) на корпусе.
  • Кальциевые (Ca/Ca). Самый распространенный вид необслуживаемых батарей, в которых свинцовые пластины в процессе производства легированы небольшим количеством кальция (макс. 0,1 % от всего сплава).
  • Гибридные. Универсальный тип аккумуляторов, в которых пластины на плюс и минус изготовлены из разных сплавов. Как правило, плюс состоит из свинца с добавлением сурьмы, кадмия или других подходящих металлов, а вторая часть выполнена с применением кальция или серебра.
  • Гелевые(GEL) и AGM. Самые дорогие батареи, отличаются от обычных тем, что электролит в них не находится в жидком состоянии, а выполнен в качестве пропитки стекловолоконного состава или в виде геля с оксидом кремния.

Каждый из представленных типов аккумуляторов для автомобиля имеет свои преимущества и недостатки. Обычные сурьмянистые агрегаты с дистиллированной водой легко подзаряжаются специальными электрическими устройствами, при этом могут быть полностью разряженными, в отличие от гелевых или кальциевых батарей, допускать полного разряда которых категорически не рекомендуется.

AGM, как и GEL батареи, обладают более высокой ценой, но при этом и большим сроком службы. Вопреки существующему мнению, что эти два типа АКБ идентичны, они имеют разные конструктивные особенности. Гелевые батареи оборудованы свинцовыми пластинами, между которыми залит силикатный гель. За счет большого количества пор он хорошо удерживает электролит, а твердая структура, которая связывает пластины, предотвращает возможность их осыпания и короткого замыкания.

В AGM вариантах связующий элемент между пластинами выполнен в виде абсорбирующей стеклоткани, которая способствует повышению емкости и стойкости к низким температурам. Срок службы AGM батарей самый высокий, но и цена приличной модели в 2-3 раза превышает стоимость АКБ с обычными характеристиками.

Однако самыми распространенными на рынке являются кальциевые аккумуляторные батареи. Сейчас такие агрегаты установлены практически на каждом втором автомобиле.

2 Технология производства - в чем отличие кальциевых АКБ?

Свинцово-кальциевые аккумуляторные батареи изготавливаются с применением свинцовых пластин, которые в процессе производства легируются небольшим количеством кальция. Существуют также кальциево-серебряные виды (Ca/Ag), в пластины которых, особенно на участке минуса, добавляется определенное количество серебра.

Использование серебра позволило предотвратить множество проблем, с которыми сталкиваются автолюбители, на машинах которых установлены обычные АКБ с кальцием. Но стоимость серебряных батарей намного превышает цену стандартных вариантов, поэтому они чаще используются на авто класса люкс или премиум.

В отличие от сурьмянистых батарей, сплав решеток которых производится методом литья, кальциевые аккумуляторы делают по технологии штамповки. Это позволяет изготавливать более совершенные и сложные пластины, которые при производстве подвергаются специальной перфорации.

В отличие от привычных видов батарей устройства с кальцием являются полностью необслуживаемыми, что в некоторой степени усложняет процесс ухода и дополнительной подзарядки.

3 Особенности кальциевых аккумуляторов - преимущества и недостатки

За счет специальной технологии и свойств кальция как легирующего элемента аккумуляторы такого типа обладают рядом преимуществ перед другими видами, и особенно малосурьмянистыми батареями, а именно:

  • Повышенный срок службы. При нормальных условиях эксплуатации, качественные кальциевые АКБ служат от 4 до 6 лет без необходимости дополнительного обслуживания.
  • Высокая виброустойчивость. За счет обработки свинцовых решеток кальцием существенно повышается их прочность, что также способствует повышению коррозионной стойкости.
  • Обладают низким уровнем саморазряда и защищены от последствий избыточной зарядки при токе более 14,8 вольт.
  • Могут иметь больше пластин в составе, что способствует повышению мощности и более длительному сохранению заряда такой батареи.

При всех достоинствах этих АКБ они имеют один, но очень существенный недостаток, который заключается в высокой чувствительности к сильным разрядам. В отличие от гибридов, гелевых или сурьмянистых типов батарей даже при однократном падении уровня заряда до показателя ниже 11,8 вольт (глубокий разряд) аккумулятор типа Ca/Ca теряет до 70 процентов заявленной емкости, и в 1,5 раза неизбежно сокращается срок его службы.

Именно по этой причине при наличии в автомобиле системы Start-Stop, его эксплуатации в пробках, использовании транспорта исключительно в коротких городских поездках устанавливать в него такой тип АКБ не рекомендуется. Лучшее решение для таких автомобилистов - гибридные модели с кальцием и сурьмой, из более дорогих и еще более надежных вариантов - серебряные или сложные гелевые, а также батареи со стекловолокном.

4 Обслуживание АКБ типа Ca/Ca - подготовка к зарядке

Для нормальной работы кальциевого аккумулятора его необходимо правильно обслуживать, при этом некоторые производители рекомендуют подзаряжать свои устройства не реже чем 1 раз в месяц.

Если обслуживаемые батареи обычного типа можно без проблем заряжать стандартными устройствами-полуавтоматами или простыми выпрямителями, то кальциевые виды АКБ заряжают специальным прибором, который способен постоянно выдавать напряжение не меньше 16,1 В и не доводить до кипения внутренний электролит.

Стоит сказать, что «кипячение» таких батарей вообще противопоказано, так как в результате этого процесса выделяются кислотные пары, которые разрушают образованные на пластинах связи, из-за того, что в подобных аккумуляторах они установлены очень плотно друг к другу.

А из-за расслоения электролита во время зарядки на более легкую водянистую часть, которая концентрируется вверху, и более тяжелые его элементы (серная кислота), которые преимущественно оседают внизу, для достоверного измерения плотности кальциевых АКБ не используют ареометр, в отличие от обслуживаемых вариантов.

Необходимость в зарядке определяют, как и на любых других типах аккумуляторов – с помощью вольтметра замеряют имеющееся напряжение. Если оно падает ниже отметки в 13,1 вольт, то батарее нужна "подпитка". Показатели 12 В или ниже означают критический предел, потеря емкости по его достижении неизбежна, и, как показывает практика, зарядить кальциевый АКБ в таком случае до 100% практически невозможно.

5 Заряжаем батарею - пошаговая инструкция и полезные советы

Кальциевые аккумуляторы заряжают, следуя строго определенному алгоритму, и в несколько этапов. Существуют разные версии, каждая из которых имеет своих противников и сторонников. Некоторые специалисты полагают, что заряжать АКБ такого типа нужно на максимальных показателях напряжения не менее чем в 16,1 В. Другие считают, что излишняя напруга способна усугубить положение и испортить устройство, так как приводит к нарушению связей между пластинами и выкипанию воды.

Рекомендации отдельных производителей по дозарядке могут отличаться друг от друга из-за конструктивных особенностей батареи, наличия серебра, емкости и других факторов. Поэтому спецы рекомендуют использовать универсальную схему зарядки. Сначала подходящий электрический прибор (Орион Вымпел-55, Кулон, Bosh Max и др.) настраивают на максимальную подачу напряжения 16-16,1 Вольт и силу тока не более 10 % от номинальной емкости. То есть при заявленных 55 амперах - 5,5, при 60 - 6,0 и т. д.

В таком режиме аккумулятор заряжают несколько часов, до тех пор пока ток не упадет до 0,7-0,5 А. После этого прибор на время отключают, затем снова устанавливают несколько режимов – максимальный и средний (16,1 В и 13,1 В соответственно), а параллельно выставляют показатель 2,5-3 Ампера. Это приведет к тому, что напряжение будет падать плавно, при этом сила тока будет меняться от 3 А к нулю.

Как только батарея зарядится до нужного уровня, максимум установленного напряжения будет достигаться за несколько секунд, а падение до выставленного минимума будет осуществляться несколько минут. Как уже говорилось выше, ни в коем случае не допускайте закипания внутренностей, это не только снижает производительность свинцовой батареи, но и при слишком длительном процессе приведет к короткому замыканию, и, как следствие, к полному выходу АКБ из строя.

Все перечисленные действия рекомендуется проводить исключительно при комфортной температуре в помещении, она должна быть не менее 20 и не более 30 градусов. Аккумулятор устанавливают на ровную поверхность, не трясут и не переворачивают, особенно при подключенных к нему электрических приборах.

При покупке автомобильного аккумулятора обращайте внимание на маркировку производителя. Обычно они указывают силу тока и напряжение, емкость и некоторые другие особенности. Лучшим выбором будет гибридный или кальциевый вариант АКБ с содержанием частиц серебра. Более долговечными являются гелевые аккумуляторы или модели с пластинами, выполненными по AGM технологии, но они имеют свои нюансы в процессе зарядки и стоят дороже.

Если вы эксплуатируете свою машину в длительных поездках, она оснащена системами автоматического выключения или снижения света в салоне или в фарах, в регионе отсутствуют сильные перепады температур - то классический кальциево-свинцовый вариант необслуживаемого АКБ станет хорошим выбором.

В условиях города, при наличии постоянной системы Start-Stop или электронного зажигания, выбирайте гибридные модели, гелевые или кальциевые EFB или AGM варианты АКБ с более толстыми пластинами с системой micro-hybrid, которая и разрабатывалась под автомобили именно с такими системами запуска.

С завидным постоянством среди автомобилистов и « сочувствующих» им людей, включая « авторитетных экспертов», возникают яростные споры о том, какие аккумуляторылучше: кальциевые или маслосурьмянистые. Нужно заметить, что и у первой, и у второй технологии есть свои преимущества, но « кальций» традиционно считается более продвинутым. Поэтому, вопреки распространенной практике, мы решили сконцентрировать внимание читателей на тех причинах, по которым покупать такие батареи не стоит. Их всего две, но об этом чуть после. А сейчас несколько вводных строк, чтобы вы лучше понимали, о чем идет речь.

Для того чтобы ответить на интересующий нас вопрос, и решить вечную дилемму, стоит обратить к истокам. Итак, каковы технологические отличия кальциевых АКБ от маслосурьмянистых? Их немного. Строго говоря, разница заключается только в методе производства пластин, а, вернее, материалах из изготовления. Известно, что свинец является мягким металлом, и изделия из него не обладают высокой степенью жесткости конструкции. С тем, чтобы упрочнить решетки или электроды , более 100 лет назад стали использовать сурьму. С ее помощью свинцовые пластины легировались. Если же говорить о более современных батареях, то легирование в этом случае происходит при помощи кальция, который добавляется в состав материала точно так же, как и сурьма.

Что это дает?

Во-первых, при помощи кальция инженерам удалось решить одну из самых главных проблем аккумуляторострояния. Вы наверняка поняли, что речь идет о повышенном расходе воды. Таким образом, интервалы между обслуживанием АКБ существенно увеличились, достигнув 6-12 месяцев против 1-2 в случае с сурьмой. Кроме того, кальциевая технология производства автомобильных и позволила существенно снизить массу изделий. И, наконец, повысились характеристики пускового тока, что также крайне важно.

Теперь о главном

Говоря о мотивах отказа от покупки кальциевых батарей, стоит отметить два важных аспекта, которые наверняка заинтересуют всех владельцев автомобилей:

  • Стоимость. Аккумуляторы, изготовленные по современной, кальциевой технологии, стоят несколько дороже, чем обычные - маслосурьмянистые. Разница в цене при аналогичной емкости может составлять 30-50%.
  • Критические разряды. Кальциевые аккумуляторы после 2-3 глубоких разрядов не восстанавливаются. То есть, достаточно забыть выключить свет в течение дня, и уже через несколько часов батарею стоимостью 3-5 тысяч рублей можно будет выбросить.

Именно по этим двум причинам популярность кальциевых батарей постепенно падает. Им на смену приходят также довольно дорогие, но более надежные АКБ, изготовленные по гибридной технологии, когда одна из пластин делается из сплава сурьмы и свинца, а вторая - свинца и кальция. Таким образом, выбор сегодня между сурьмянистой и чисто кальциевой технологией уже не стоит.

Технологии АКБ.

При описании преимуществ АКБ (аккумуляторная батарея) мы часто слышим такие выражения: «кальциевая технология», «гибридная технология» и другие. В этой статье вы сможете познакомиться с некоторыми технологиями производства АКБ. И в зависимости от потребностей и особенностей эксплуатации вашего автомобиля сможете сами решить, какая технологий является преимуществом именно в вашем случае.

Все рассмотренные технологии ниже связаны с тем или иным легирующим компонентом, который добавляют в свинец для достижения определенных свойств.

Сурьмянистая технология (Pb / Sb).

Эта технология считается одной из первых. При производстве АКБ сурьму начали добавлять в свинцовый сплав для усиления прочности, так как при сильных вибрациях нелегированный свинцовый сплав разрушался.

Технология легирование свинца сурьмой усилила прочность этого сплава, что позволило в принципе применять АКБ в автомобилях.

Имея низкую стоимость и относительную стойкость к глубоким разрядам, эта технология обладает рядом недостатков:

Процесс электролиза, при котором вода «распадается» на водород и кислород, который начинает негативно влиять на положительные пластины, окисляя их. Что значительно уменьшает срок службы АКБ.

Помимо этого при электролизе образуется гремучий газ (образуется при смешивании выделяемых из воды кислорода и водорода). Такой газ взрывоопасен и вреден для человека.

Эксплуатация сурьмянистой АКБ требует от автолюбителя и своевременного обслуживания. Связано это с тем, что вода постоянно испаряется, поэтому приходится следить за уровнем электролита и добавлять дистиллированную воду. При этом АКБ разряжается и требует периодического замера уровня заряда.

АКБ с быстрым саморазрядом требуют при хранении периодической подзарядки, а при эксплуатации в автомобиле негативно на заряде будут сказываться «простои» автомобиля. Также есть ограничения по дополнительному оборудованию в авто, потребляющим энергию.

Такая технология является уже устаревшей, и в ассортименте наших магазинов таких батарей давно нет.

Малосурьмянистая технология.

Технология сурьмянистого производства АКБ имела настолько много минусов, что заставило разработчиков принять решение о снижении содержания сурьмы в свинцовом сплаве. Так появилась малосурьмянистая технология, при которой в свинцовом сплаве снизили содержание сурьмы до 2%, а решение изначально важной задачи укреплении структуры сплава достигли добавлением других компонентов.

По сравнению с АКБ сурьмянистой технологии АКБ малосурьмянистой технологии стали более стойкими к саморазряду, более безопасными и менее требовательны к обслуживанию.

В наших магазинах, например, батарея Тюмень ( T yumen B attery) 3СТ-215 относится к малосурьмянистой технологии производства АКБ.

Кальциевая технология Ca/ Ca

Несмотря на снижение содержания легирующего элемента сурьмы до 2% основные минусы, в виде необходимости постоянного обслуживания АКБ, все же оставались. На смену этой технологии пришла кальциевая технология, при которой пластины стали изготавливать из свинцово-кальциевого сплава. Такие АКБ полностью решили проблемы сурьмянистой технологии в вопросе обслуживания, так как стали абсолютно необслуживаемые. Прочный кальциевый сплав исключает проблемы связанные с большим расходом воды. Благодаря низкому саморазряду хранить АКБ без подзарядки стало возможным достаточно долгий период более года в условии невысоких температур.

Кроме того заметно улучшились и конструкционные характеристики: пластины стали тоньше, решетку стало возможно изготавливать из цельного листа проката, а не отливать.

Итак, преимущества:

1) Низкий саморазряд.

2) Уменьшение массы АКБ.

3) Уменьшение испарений воды, необслуживаемые АКБ.

4) Устойчивость к перезарядам.

Но есть и минусы у этой технологии. АКБ кальциевой технологии не переносят глубокие разряды. Здесь следует понимать, что при глубоком разряде такой АКБ может значительно уменьшить свою ёмкость.

И еще один, не менее важный недостаток. Достигнув прочного свинцового сплава легированием кальция, мы отнесли к достоинствам его тонкие пластины и уменьшение веса АКБ. Действительно, при такой технологии свинца стало требоваться меньше, так как свинец в этом сплаве стал работать эффективнее. Но именно из-за малого количества свинца в пластинах и тонкости пластин работать этим конструкционным элементам приходится более чем активно. Основную нагрузку берут на себя положительные пластины.

У таких производителей как Титан (Titan) , Тубор (Tubor) , Banner положительные пластины литые, что очень положительно сказывается на срок службы батареи (5-6 лет).

В наших магазинах можно встретить кальциевые батареи таких брендов как Furukawa Battery , Topla и прочие.

Ca/ Ca + Silver

Это усовершенствованная кальциевая технология, при которой пластины электрода дополнительно легируются серебром. При этой технологии, также из плюсов 1) малая масса, габариты батареи при достаточно большой емкости, 2) низкая степень саморазряда, 3)еще лучше, чем кальциевая батарея, переносит циклы разряда-заряда, 4)и также практически не требуют обслуживания.

Технология хоть и смягчает недостатки кальциевой технологии, но полностью их не исключает.

В наших магазинах АКБ кальциевой технологии+ серебро представлены широкой линейкой: это и Тюменский медведь ( Ca / Ca Silver , и Титан ( Titan Euro Silver , Titan Arctic Silver , Titan Asia Silver , Atlas и другие.

Гибридная технология Sb/ Ca.

Учитывая недостатки и достоинства сурьмянистой и кальциевой технологий, производители решили частично использовать каждую технологию при производстве АКБ, взяв плюсы от одной и другой технологий, отсюда и название -гибридная.

Гибридной технологией называют свинцово-кальциевую технологию с добавлением сурьмы.

Технология заключается в том, что решетку положительного электрода изготавливают из мало сурьмянистого свинцового сплава (см. выше сурьма до 2%), а решетку отрицательного электрода изготавливают из свинцово кальциевого сплава. Положительная решетка в несколько раз толще, чем при кальциевой технологии, а значит, имеет достаточный запас свинца, что значительно повышает износостойкость. Эти пластины отливаются, а не «вырезаются» из прокатного листа, как мы ранее уже упоминали об этом. Благодаря такому исполнению положительного электрода срок службы АКБ гибридной технологии значительно увеличивается.

Также АКБ достаточное время может находиться без дополнительной зарядки. Аккумулятор гибридной технологии перестал быть таким чувствительным к глубоким разрядам. Он остается необслуживаемым. Но если есть необходимость, то автолюбитель может и долить воды. Свинца при данной технологии в батарее стало больше (примерно на 30%) , чем в кальциевой, это, безусловно, сказывается на цене, но увеличенный срок службы, неприхотливость в обслуживании и эксплуатации делает эту цену, безусловно, оправданной.

Итак, достоинства:

1) Увеличенное число циклов заряд-разряд.

2) Кальциевая пластина уменьшает выкипание.

3) Увеличенный срок службы АКБ.

В наших магазинах АКБ гибридной технологии представлены такими брендами как: T yumen B attery (г. Тюмень) , Tyumen BatBear (г. Тюмень) и другие.

В следующей статье рассмотрим следующий шаг эволюции производства аккумуляторов - аккумуляторы типа AGM, гелевые батареи и все возможные модификации Heavy duty, Heavy Duty Extra.