Дорожные камеры не будут выявлять у водителей наличие полиса осаго. Штрафы с камер за отсутствие осаго откладываются Камеры фиксирующие езду без страховки


В конце июня 2018 года «Российская газета» сообщила, что автовладельцев Москвы с 1 сентября камеры будут штрафовать за ОСАГО, а точнее - за отсутствие обязательной автогражданской страховки. Эта новость вызвала в рядах водителей смуту и возмущение. К проекту сразу возникло множество вопросов, как со стороны рядовых граждан, так и от представителей официальных инстанций.

Разберемся в этой ситуации и расскажем, когда автовладельцам будут присылать штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2018 году.

Суть вопроса

Летом 2018 года велось активное взаимодействие РСА (Российского союза автостраховщиков) и ГИБДД в отношении использования камер фотовидеофиксации нарушений для борьбы с теми, кто игнорирует необходимость оформления страхового полиса.

Исполнительный директор РСА Е. Уфимцев заявил, что с их стороны новшество вполне можно запускать. Но требовалось согласование с ГИБДД. Планировалось, что нарушителей закона об обязательном страховании будут фиксировать при дорожном движении с помощью камер. И на первой стадии введения в действие этого пробного проекта предлагалось не штрафовать автомобилистов, а направлять им предупреждения. Но и о штрафах, которые нужно применять впоследствии, тоже задумывались.

Водители высказывали мнение о том, что данные с камер позволят применять к ним ответственность незаслуженно часто. Но проект предусматривал фиксацию и направление «письма счастья» раз в сутки, а не после каждого попадания в поле зрения камер, которых, к примеру, в столице более тысячи.

Система, продвигаемая РСА, предусматривала механизм двойного контроля: за день данные с камер накапливались бы, а ночью обрабатывались, используя базы данных ГИБДД и ОСАГО.

Механизм таков: по номеру автомобиль идентифицируется, устанавливаются сведения о владельце, и если его нет в сервисе по действующим страховым полисам ОСАГО, то автоматически формируется письмо со штрафом. Далее оно проходит проверку у инспектора, после чего направляется автовладельцу.

На необходимость такого подхода и дополнительного контроля повлияло решение Верховного суда по делу автомобилиста из Санкт-Петербурга, которому за отсутствие полиса выписали штраф дважды. Высшая инстанция разъяснила, что владельцу необходимо предоставить время на устранение нарушения, поэтому штрафовать чаще одного раза в день нельзя.


Как сейчас используют камеры видеонаблюдения для дорожного контроля

Изначально камеры использовались только с одной целью - выявлять и фиксировать лихачей, нарушающих скоростной режим дорожного движения. Однако современное количество приборов и качество записей позволяет отслеживать многие нарушения ПДД:

  • проезд на красный;
  • пересечение стоп-линий;
  • движение по обочине, тротуарам и т. д.;
  • повороты, парковка не по правилам;
  • несоблюдение полосы движения и пр.

Однако в КоАП нет нормы о том, что нарушения правил страхования автогражданской ответственности могут фиксироваться специальными техническими средствами.

Когда камеры будут штрафовать за отсутствие ОСАГО

В 2018 году этого не произойдет. Поправки в Кодекс вносятся федеральным законом. Поэтому даже когда инициативу РСА поддержат и запустят пилотный проект, до штрафов дело дойдет не раньше 2019 года.

До того, как они заработают, потребуется:

  • обобщить опыт эксперимента в Москве,
  • затем в регионах (в планах называли Татарстан),
  • после этого разработать законопроект,
  • и только затем, после его принятия, камеры будут фиксировать отсутствие ОСАГО, а ГИБДД - направлять по почте штрафные постановления.

Идею поддерживают многие - это и РСА, и Министерство финансов, и Госавтоинспекция. Есть статистика, что 5-10% машин на дорогах России не застрахованы. Многие пользуются поддельными полисами. Всего речь идет приблизительно о 2-4 миллионах автомобилей. Такие водители несут в себе вред общественным интересам и большие риски для законопослушных участников дорожного движения.

Тем не менее, перспективы проекта на текущий момент туманны. Сам проект пока не запущен, официальные источники не сообщают, когда введут штрафы с камер за отсутствие ОСАГО, дата выхода закона неизвестна.

Штраф за отсутствие страховки в 2018 году

Наличие ОСАГО с камер отслеживать довольно просто: нужна лишь оперативная проверка номеров машин по базам ГИБДД и ОСАГО. Причиной игнорирования обязательной страховки чаще всего называют низкие штрафы. Они установлены ст. 12.37 КоАП, где самый значительный размер санкции составляет 800 рублей. При значительном увеличении стоимости страховки кто-то считает вполне оправданным риск ездить без полиса.

Ответственность за езду без страховки постоянно пытаются скорректировать. В начале 2018 года в Госдуму вносился законопроект, согласно которому предлагалось повысить штрафные санкции до 5 000 руб. Ранее выдвигалась инициатива поднять взыскание до 3 000 руб. Однако к настоящему времени Госдума не поддержала ни одно из этих предложений.

Правила «автогражданки» подвергаются корректировкам часто. Последние правки начали действовать с 04.09.2018. Они касаются электронного полиса ОСАГО, а точнее сроков начала его применения. С момента направления заявления страховщику е-полис начинает действовать не раньше чем через 3 дня.

С 1 сентября большинство водителей впало в состояние, близкое к панике: десятки различных ресурсов сообщили, что на дорогах столицы и других городов заработала система выявления водителей без ОСАГО с помощью камер видеофиксации. Еще одна часть новостных сайтов заявила, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2018 году будут приходить несколько раз в день. Чему же верить и какова судьба автоматического контроля за отсутствием страховки?

Предыстория: когда планировались штрафы за езду без ОСАГО по камерам?

Идею контролировать наличие ОСАГО через систему видеофиксации, сверяя присутствие автомобиля в страховой базе РСА по госномеру, обсуждали еще в 2016 году.

В мае 2018 года появилась информация об объединении баз ГИБДД и РСА для контроля за отсутствием полисов ОСАГО у водителей. Об этом писал портал pravo.ru

Сразу после этого ряд ресурсов сообщил, что с 1 сентября 2018 года штрафы с камер за ОСАГО начнут приходить всем водителям без исключения и без ограничения. Мы также о грядущем начале автоматизированного контроля ранее.

Однако незадолго до 1 сентября в сети появилась информация от auto.vesti.ru об отложении запуска пилотного проекта по контролю за ОСАГО через камеры в Москве. В других городах при этом ни о какой видеофиксации речи не шло.

Как должны выписываться штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2018 году?

Планировалось, что сбор информации об автомобилях будут осуществлять те же комплексы видеофиксации, которые «смотрят» за скоростью пересечением сплошных линий на дороге и т.д.

В ночное время информацию должна была обработать автоматика и представить на дополнительную проверку номера автомобилей, которые не были найдены по базе РСА.

После этого, инспектор должен был вручную проверить всю информацию и по отсутствующим в базе автотранспортным средствам выписать постановления о назначении штрафа.

ВАЖНО: Изначально система должна была отработать в тестовом режиме, когда водителям бы направлялись лишь уведомления о необходимости оформления страховки. Однако тут же возник вопрос о компенсации почтовых расходов – ведь только на территории столицы свыше 200 тысяч автомобилей, по оценочным данным, не имеют ОСАГО, но активно эксплуатируются.

Что делать водителям сейчас, ждать ли штрафов с камер?

В настоящий момент вопрос решается на законодательном уровне, поскольку и у РСА, и у ГИБДД возник ряд юридических вопросов. Главная причина, по которой штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2018 году не увидели свет с 1 сентября – сложности с повторным привлечением к ответственности водителя без ОСАГО. Формально, автомобиль без страховки мог попасть на разные камеры неоднократно в течение дня и его по закону все эти несколько раз должны были оштрафовать.

Однако и в РСА, и в ГИБДД признали – такая практика не совсем разумна. Ведь водитель, каждый день попадая на 5-7 камер в столице, мог за неделю набрать штрафов в несколько десятков тысяч рублей!

Когда и в какой срок проект будет запущен – неизвестно. И РСА, и власти Москвы подтвердили – все готово для старта контроля, но ГИБДД пока молчит.

— Возможно главная причина заминки – несовершенство законодательства и практики наказания за повторный штраф. Лимит оформлений штрафа за отсутствие ОСАГО нужно прописывать законодательно, поскольку по действующему закону водителя без ОСАГО могут штрафовать хоть по 5 раз на день – закон этого не запрещает, – комментирует Евгений Федосин, автоюрист-консультант сайта VSude. info.

Сколько будет штраф с камер за отсутствие ОСАГО?

Штрафовать за отсутствие ОСАГО с камер планировалось по ст. 12.37 часть 2 КоАП РФ со штрафом в размере 800 рублей.

Если никаких поправок не будет принято к моменту запуска фиксации – эта норма, возможно, би будет действовать. Однако Министерство Финансов уже активно настаивает на повышении штрафов за отсутствие ОСАГО и вскоре свет может увидеть законопроект. Будет ли он принят? Вполне вероятно – ужесточение санкций по инициативе государственных органов практически всегда проходит все нужные этапы согласования.

В каких городах будут фиксировать езду без ОСАГО по камерам?

Изначально речь шла только о столице, где запуск систем автоматизированного контроля планировался в пилотном режиме.

Формально в будущем любой регион, где активно используются системы видеоконтроля, может без проблем фиксировать нарушителей условий обязательного страхования.

Что делать?

Или не ездить или все же оформить страховку. Все же ОСАГО является достаточно полезным институтом, позволяющим хоть и не всегда без заминки, но возместить причиненный ущерб. Взыскать же компенсацию с виновника практически невозможно, да и самому виновнику платить деньги тоже не самая лучшая идея. Купите полис — и штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2018 году не будут вас волновать.

Пока подорожание тарифов отложено, вы можете оформить ОСАГО по старым ценам на выбор в любой страховой компании вашего региона. Калькулятор поиска самых выгодных вариантов размещен ниже.

При возникновении же проблем с получением компенсации или при наличии других вопросов, требующих квалифицированной помощи юриста, вы всегда можете задать их нашим специалистам.

Post Views: 5 199

Введение нового штрафа с камер автофиксации – за отсутствие страховки ОСАГО . Но в последний момент власти приняли решение отложить это новшество, причём, на неопределённый срок. Когда вступит в силу возможность наказания за просроченный или отсутствующий полис с помощью камер автофиксации, каким образом будут штрафоваться собственники автомобилей и как это будет работать, давайте выяснять!

Что собираются ввести?

Итак, правительство в лице Российского союза автостраховщиков (РСА) и ГИБДД планируют ввести возможность выписывать штрафы с систем автоматической фиксации нарушений за отсутствие страховки ОСАГО. Выявлять это нарушение будут Автодории, которые вешают на столбах и на текущий момент они пока выявляют нарушения ПДД:

  • превышение скорости движения высчитыванием средней скорости,
  • движение по автобусной полосе.

Теперь же Автодория станет способна выявлять водителей, у которых не застрахована автогражданка. Точнее, Автодория не будет это выявлять непосредственно сама. Распознавать такие автомобили будут системы, которым камера просто с машинами и их госномерами.

Если Вы встретите на пути такую камеру, и у Вас нет страховки, то на Вас может быть наложен штраф:

Работать это будет следующим образом:

  1. у Вас нет страховки ОСАГО, и Вы едете по дороге, попадаясь на участок, фиксируемый дорожной камерой Автодория,
  2. камера считывает Ваши номера и отправляет в специальную систему распознавания,
  3. система проверяет по базе РСА, застрахована ли ответственность на данный автомобиль,
  4. если автогражданки нет, то собственнику автомобиля автоматически выписывается штраф.

Сколько?

Штраф за страховку на сегодняшний день составляет 800 рублей . Он включает в себя 2 случая:

  • если Вы просто не захотели оформлять полис,
  • если ОСАГО у Вас просрочилось.

Где?

Пилотным регионом традиционно выступит Москва – именно в столице проект запустят в экспериментальном режиме, что вовсе не означает, что штрафы будут выписываться ненастоящие.

Затем нововведение собираются распространить на Татарстан (также традиционно пилотный регион для разного рода испытаний ГИБДД) и уже при успешном тестировании распространят на всю Россию.

Когда?

Как мы уже упомянули выше, запуск новой схемы наказания владельцев машин планировался на 1 сентября. Но неожиданно перед самым запуском проект отложили на неопределённый срок.

И дело здесь не в неподготовленности технической базы для этого. Новшество отложили по причине отсутствия конкретного решения о том, сколько штрафов будет выписывать в том случае, если водитель проедет несколько Автодорий на своём пути.

Кроме того, власти не определились, по какой статье штрафовать собственников автомобилей. Впрочем, вопрос достаточно странный – на 2019 год отсутствие страховки может предполагать различные ситуации в зависимости от обстоятельств, и в зависимости от них различаются и наказания по КоАП:

  • если на автомобиль вообще не оформлена страховка ОСАГО либо если она просрочилась, то применяется ч.2 статьи 12.37 КоАП со штрафом 800 рублей,
  • если водитель не вписан в полис, то часть 1 этой же статьи и 500 рублей,
  • если полиса просто нет с собой, но автогражданка оформлена, то те же 500 рублей, но по части 2 статьи 12.3 Кодекса.

Очевидно, что нарушение под вторым пунктом камера в принципе не способна выявить, так как не умеет идентифицировать водителя. Также система не способна определять наличие полиса в бардачке машины, поэтому третий пункт также абсурден. Поэтому очевидно, штраф должен быть выписан за отсутствие страховки как таковой, и в чём вопрос о применении конкретной статьи, кажется достаточно странным.

Ещё несколько странностей

Шутка ли, но действующее на 2019 год законодательство предусматривает возможность ездить с неоформленной страховкой. Такое право владельцу авто даёт ФЗ "Об ОСАГО", предусматривающий возможность ездить 10 дней без ОСАГО после покупки машины – новой или с рук.

Как именно будут определяться такие автомобили, вопрос спорный, учитывая то, что о факте продажи машины до её регистрации на нового собственника будет известно только продавцу и покупателю. Вероятно, если у предыдущего хозяина не было страховки вовсе, то штраф будет приходить ему, а тот уже должен будет обжаловать штраф на основании того, что транспортное средство перешло в другие руки. А новому хозяину штраф так и не выпишут, так как у него есть законное право передвигаться 10 суток без страховки.

Новый полис ОСАГО

Если хозяин оформил страховку только что и сразу поехал домой или куда-либо ещё, попал на камеру, то ему придёт штраф. Потому что требуется определённое время для того, чтобы:

  1. тот, у кого он оформлял страховку (работники страховой, агенты или страховые брокеры) внесли данные полиса в базу данных РСА (а именно из неё будут считываться данные камерами),
  2. информация в базе обновилась даже после внесения.

Несмотря на то, что это происходит достаточно быстро, но всё же не за несколько десятков минут, которых хватит, чтобы водитель поехал и попал на финансовую санкцию.

Впрочем, в этой недоработке законодатели предусмотрели вариант выхода – данные в РСА будут проверяться 2 раза – второй раз через несколько часов после первого попадания автомобиля под камеру автофиксации. И в этот момент данные в базе уже, вероятнее всего, обновятся.

Точный срок переноса старта эксперимента по проверке полисов автомобилистов в Москве страховщики пока не называют.

По словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, сейчас власти столицы РФ и ГИБДД пытаются договориться о том, сколько раз за один день дорожные камеры смогут штрафовать автомобилиста без полиса ОСАГО. Речь идёт о том, что количество штрафов за день будет неограниченным, хотя ранее предполагалось, что водителю хватит всего лишь одного «письма счастья» в сутки.

Представитель Союза отметил, что автоматизированная система РСА уже сейчас готова штрафовать водителей без «автогражданки». Однако запуск эксперимента в Москве, который планировалось провести 1 сентября 2018 года, откладывается. Официальная причина – пара невыясненных правовых аспектов. Речь идёт не только о том, сколько штрафов выносить автомобилисту в случае, если его сфотографировало в день несколько камер, но также и о том, кому именно придёт «письмо счастья» – водителю или собственнику ТС.

Новости / В России

«Шо, опять?» Страховщики вновь грозятся рекордными убытками в ОСАГО

ОСАГО в 2018 году останется самым убыточным из страховых секторов. Согласно прогнозам страховщиков, коэффициент средней ожидаемой убыточности (представляет собой отношение выплат к премиям) достигнет по итогам текущего...

2284 0 0 11.07.2018

Сейчас штрафы за нарушения ПДД, пойманные комплексами фото- и видеофиксации, приходят собственникам автомобилей. В случае, если за рулём был не он, а например, ТС управлял человек по доверенности, владельцу приходится доказывать этот факт в суде. Что именно обсуждают власти и страховщики, не совсем ясно: камеры в любом случае не смогут распознать, кто сидит за рулём.

За езду без ОСАГО водителю сейчас приходится платить 800 рублей. Раньше член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов предлагал увеличить размер взыскания до 5 000 рублей, однако, правительство РФ в марте 2018 года отклонило эту инициативу.

Когда страховщики рассказывали про то, что камеры в Москве начнут ловить автовладельцев без полисов «автограждаки», оговаривалось, что это будет одно письмо счастья в сутки (вне зависимости от того, сколько камер поймало нарушителя). Причём в рамках эксперимента предполагалось, что сначала водители будут получать уведомления о том, что у них нет страховки, а по окончанию пилотного этапа пойдут уже штрафы ГИБДД.

Систему штрафования за отсутствие ОСАГО с помощью камер должны были запустить ещё в начале 2016 года, затем старт отложили до 1 января 2017-го, а после – до 1 сентября 2018-го.

По словам Евгения Уфимцева, проект будет запущен спустя два-три месяца после решения правовых вопросов. Не совсем понятно, чем вызвана нынешняя проволочка. Возможно дело в то, что разработчики не разобрались с тем, как технически сделать так, чтобы штраф за отсутствие ОСАГО был лишь один в сутки.

Однако, есть и неофициальная версия причин переноса сроков запуска эксперимента. По мнению неназванного источника АСН на страховом рынке, такое решение было принято из-за предстоящих выборов мэра Москвы (они пройдут 9 сентября текущего года). Предположительно после выборов администрация столицы продолжит работу по проекту выявления водителей без ОСАГО с помощью камер.

На страховом рынке уже третий год подряд наблюдается массовый отказ автомобилистов от покупки ОСАГО. Первый резкий спад по объёму заключения договоров был зафиксирован в 2015 году, с тех пор выросло число автомобилистов, увеличился автопарк страны, однако, количество полисов стало меньше. Напомним, по итогам 2017 года .

Камеры фото- и видеофиксации в Москве уже с ноября начнут фиксировать такое административное нарушения, как . Информацию об этом сайт подтвердили в Центре организации дорожного движения столицы (ЦОДД), а также в Российском союзе автостраховщиков. Ранее сайт сообщил о том, что подобная система в столице заработает совсем скоро, предположительно в октябре, однако было принято решение немного перенести сроки — в МВД должны окончательно решить, с какой периодичностью нарушителям будут приходить штрафы.

«Штрафы за езду без полиса ОСАГО начнут выписывать в ноябре. В настоящий момент идет объединение баз для того, чтобы понимать у кого есть страховка, а у кого нет. Решение, как и кому будут , принимает МВД РФ». Сначала проект будет запущен в Москве, а затем в случае успеха эксперимента новая практика должна распространиться и на другие регионы России, — рассказали сайт в ЦОДД.

В РСА также подтвердили, что полностью готовы к запуску системы фиксации и выписки штрафов за управление автомобилем без ОСАГО с ноября — база союза с информацией о застрахованных автомобилистах готова на 100%. Как рассказали в РСА, в настоящее время без полисов ОСАГО передвигаются около 6% москвичей.

«Мы рассчитываем, что после запуска системы проникновение ОСАГО в столице достигнет 100%. Важно отметить, что после того, как система будет обкатана в Москве, она будет распространена и на регионы, где мы рассчитываем получить аналогичные показатели», — уточнили в РСА.

Всего же в России, по оценкам РСА, около 4-5 млн автовладельцев ездят без полисов ОСАГО, включая тех, кто не знает, что купил у мошенников.

Как будут штрафовать

Перед тем, как не оформивший полис ОСАГО водитель получит штраф, он должен будет два раза попасть в объектив фото- видеокамеры. Первый раз, а потом — спустя 10 дней. Именно столько времени есть у автомобилистов, согласно законодательству, на то, чтобы оформить полис ОСАГО после и или после истечения срока действия текущего документа.

Напомним, что согласно ч.2 ст.12.37 КоАП, штраф за езду без ОСАГО штраф составляет 800 рублей. Его можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления. В РСА предлагали первое время не рассылать автомобилистам реальные штрафы, а установить некий переходный период и лишь предупреждать водителей о необходимости срочно застраховаться, присылая не штрафы, а уведомления.

Однако оказалось, что законодательно назначить такую промежуточную меру невозможно — штраф должен выписываться в обязательном порядке. Теперь, как уточнили в РСА, остался нерешенным вопрос лишь с периодичностью выписки штрафов. Так, ранее предполагалось, что каждый раз, когда водитель будет , это будет считаться отдельным нарушением, за которое будет приходить квитанция, но пока окончательного решения нет — этот вопрос сейчас прорабатывается в МВД России. сайт направил соответствующие запросы в ведомство, где посоветовали обратиться с этим вопросом «ближе к ноябрю».

Штрафа раз в день достаточно

Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов в беседе с сайт обратил внимание на позицию Верховного суда, который разбирал случаи с неоформленными полисами ОСАГО и пришел к решению, что штрафовать за подобное нарушение следует не чаще раза в день. При этом сумма в 800 руб. по мнению эксперта более чем достаточна, в случае неотвратимости исполнения наказания.


«У автомобилиста по закону есть десять дней на приобретение полиса ОСАГО и обязанность застраховаться. Поэтому логично, что будет введена так называемая двойная система проверки нарушения. И даже если такой штраф будет приходить раз в день — этого достаточно, чтобы привести автомобилиста в чувство, — сказал Шкуматов. — Это дорого и неприятно».

Шкуматов прогнозирует, что из-за ошибок в системе, даже законопослушные автомобилисты могут столкнуться с серьезными проблемами из-за ошибочных штрафов.

«Может произойти ошибка, даже в одной букве при вводе данных об автомобиле и человек на нем выезжает на МКАД, — рассуждает Шкуматов. — Такому водителю за поездку придет под 50 штрафов, придется идти разбираться в ГИБДД, а потом обжаловать их в суде по месту жительства, если не получится доказать ошибку. Это просто невероятная проблема. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы выписывать не более одного штрафа в день. Правда, есть люди, которые иногда покупают подделки и не знают об этом. И «письма счастья» приходят не сразу и не всем, и если ты не живешь по месту регистрации и не подписан на госуслуги, то можешь собрать ».

Проект по проверке наличия полисов обязательного страхования у автомобилистов при помощи дорожных камер должен был быть запущен еще в 2016 г., однако впоследствии по различным причинам не раз откладывался. Так, в июне 2018 г. в ЦОДД заявили, что столичные комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД полностью технически готовы для отслеживания наличия полисов ОСАГО. При этом в августе в Российском союзе автостраховщиков (РСА) рассказали, что у московских властей есть «некий сдерживающий фактор», так как они не могут определиться с тем, по какой статье и в каком количестве выписывать штрафы.