Камера на пешеходном переходе как работает. Фотокомплекс «Зебра»: Как не попасть под камеры фиксации нарушений ПДД


Согласно статистике ГИБДД число ДТП на пешеходных переходах последние несколько лет только растет. Негативная статистика подталкивает ГИБДД к усилению контроля за движением на переходах, а законодателей - на ужесточение ответственности водителей за нарушения ПДД.

Логическим продолжением данной работы явилось то, что с конца 2016 года году на дорогах страны стали активно внедрять автоматические комплексы, фиксирующие нарушения, связанные с непредоставлением преимущества пешеходу на пешеходном переходе. А штраф за нарушения со стороны водителей в 2017-2018 году вырос до 2500 рублей. Итак, что должен знать водитель и пешеход.

Что должен сделать водитель при проезде пешеходного перехода

Согласно ПДД РФ водитель автомобиля обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. Если непосредственно перед переходом остановились или снизили скорость машины, другие транспортные средства, движущиеся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Кроме того, водителю запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

Каковы обязанности пешехода

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Не смотря на то, что обязанности и правила должны соблюдать все участники дорожного движения, сотрудники ГИБДД, как правило, в споре между пешеходом и водителем занимают сторону пешехода. И в 90% случаев виновным в нарушении правил оказывается именно водитель автомобиля.

Автоматические камеры данный спор не разрешают, а только усугубляют проблему, так как алгоритм их работы не совершенен, а их использование становится популярнее.

Как камера фиксирует нарушение на пешеходном переходе

Камера устанавливается после нерегулируемого пешеходного перехода и фиксирует автомобили, проходящие через этот переход.

После начала движения пешехода по переходу к противоположной стороне проезжей части, камера фиксирует скорость приближающегося к переходу автомобиля.

Если водитель с учетом своей скорости движения не имеет технической возможности остановиться перед пешеходным переходом, то штраф не выписывается. Если же водитель имел возможность остановить транспортное средство, но не уступил пешеходу и проехал по зебре - накладывается административное наказание.

Отсюда недостатки: получается, что камера не может выявлять реальные нарушения в случаях, если автомобиль едет с высокой скоростью, не успевает остановиться перед переходом и создает помехи пешеходам. При этом часто выписываются , когда пешеход еще не дошел до полосы, по которой движется авто, водитель никак не мешал переходить ему дорогу и проехал переход.

А между тем Верховный Суд РФ вынес решение (), где указал, что если траектория движения авто и пешехода пересекаются и водитель не уступил дорогу пешеходу - нарушение есть, если не пересекаются - нарушения нет.

Размер штрафа за непредоставление преимущества пешеходу

Водитель при проезде пешеходных переходов должен руководствоваться следующими пунктами Правил дорожного движения:

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Под термином "уступить дорогу" понимается требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

В 2018 году за нарушение указанных правил предусмотрен административный штраф в размере от 1500 до 2500 рублей (статья 12.18. КоАП РФ).

При этом необходимо помнить, что переходящий дорогу пешеход или велосипедист не должны выбегать или выезжать на переход:

  • на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
  • велосипедисты перед пересечением переход обязаны спешиться.

24659 0

В столице заработал комплекс фотовидеофиксации нарушений ПДД, фиксирующий транспортные средства, не уступившие дорогу пешеходам.

Надо сказать, что установлена она уже около года назад. Можно даже назвать адрес: Нижегородская улица, возле дома №14. Но только сейчас Центр организации дорожного движения решился о ней сообщить.

Непропуск пешехода - достаточно серьезное нарушение, так как пешеход - наименее защищенный участник дорожного движения, и он при ДТП получает серьезные травмы, - заявил руководитель дирекции фотовидеофиксации ЦОДД Евгений Леглер. - Фиксация непропуска пешехода - важный аспект по снижению наездов на переходах. Ввод этой меры позволит дисциплинировать и водителей, и пешеходов.

Как сообщили корреспонденту "РГ" в ЦОДД, этот комплекс позволил уже выявить более тысячи случаев непропуска пешеходов.

Но, как сообщил корреспонденту "РГ" один из разработчиков данной системы, комплекс за время его эксплуатации на этом участке дополнительно выявил более двух тысяч случаев превышения скорости и множество нештатных ситуаций на пешеходном переходе (например, несколько случаев разворота ТС на "зебре" через разрыв разделительного "отбойника").

В среднем в день камера комплекса выявляет около 50 правонарушений. После того, как компьютерная система автоматически проверит ряд критериев достоверности фиксации правонарушения, следует этап принятия решения по выставлению постановлений инспектором ЦАФАП. В конечном итоге, после такой двухуровневой проверки, оформляется порядка 10-15 постановлений о правонарушении в сутки.

В день камера фотовидеофиксации выявляет около 50 нарушений на одном пешеходном переходе

Это не говорит о том, что камера, установленная на этом переходе, плохая. Комплекс в момент фиксации обрабатывает огромное количество данных. Если переход пуст, комплекс просто следит за соблюдением скоростного режима движения транспортных средств. Если на пешеходный переход ступила нога человека, камера тут же фиксирует все автомобили в кадре, двигающиеся по любым траекториям. При этом она рассчитывает их скорость и остановочный путь. То есть, кроме расчета прочих параметров, система мгновенно отвечает на вопрос, имеет ли водитель техническую возможность остановить машину, не доезжая до переходящего дорогу пешехода.

Если у водителя не было возможности остановить автомобиль до момента соприкосновения с пешеходом, штраф на него не накладывается. Нарушение помечается как спорное и отправляется в архив. А если такая возможность была, но водитель принял решение проехать "зебру" перед пешеходом - то увы, придется отвечать.

В ГИБДД передается, кстати, не только фотография с места происшествия, но и полноценное видео нарушения с множеством дополнительных параметров, позволяющих инспектору ЦАФАП принимать объективные решения при вынесении постановлений.

Как рассказал корреспонденту "РГ" глава Союза пешеходов Владимир Соколов, эта программа позволяет понять пересекаются ли пути пешехода и автомобиля. А именно это - главная проблема при вменении обвинения за непропуск пешехода.

Уже около тысячи постановлений было направленно водителям, и ни одного обжалования не было, - сообщил Леглер.

По его словам, комплексы фотовидеофиксации в Москве - одни из самых современных и умных - они совершенно четко определяют и скорость движения транспортного средства, и может ли оно остановиться перед пешеходом или человек бросился под него.

Напомним, что в настоящее время штраф для водителей, которые не пропускают пешеходов на пешеходном переходе, составляет 1,5 тысячи рублей.

Камеры, которые фиксируют непропуск пешехода на переходе в качестве эксперимента применялись на Садовом кольце Москвы три года назад. Примерно с этого же времени они начали работать на пешеходных переходах Казани. Что мешало их внедрить в столице - остается загадкой.

Пропустить

Как уже сообщал сайт, в Улан-Удэ устанавливают 17 фотокомплексов «Зебра». Они фиксируют нарушения на нерегулируемых пешеходных переходах.
- В данном случае нарушение налицо, т.к. автомашина, следующая по правой полосе, остановилась, чтобы пропустить пешеходов. Видно, что следующая машина по левой полосе не пропустила пешеходов. Инспектор рассказывает о наиболее распространенных нарушениях. Юридических тонкостей – масса. Оказывается, правило – если человек только ступил на «зебру», его обязаны пропустить, работает не всегда. К примеру, если автомобиль уже находится на пешеходном переходе, а человек только на него заходит. В целом, если траектория движения машины и пешеходов не пересекаются, и не создается помеха пешеходу, нарушения нет. Но есть и другое «золотое» правило.
Василий Дадуев, врио начальника Центра автоматизированной фиксации ГИБДД МВД по Бурятии: В случае если на какой-либо полосе остановилось какое-либо транспортное средство, то второе транспортное средство в данном случае обязано попустить пешехода, т.е. остановиться. При четырехполосном движении в двух направлениях если пешеход переходит третью полосу, водители обязаны его пропустить. В противном случае штраф полторы тысячи рублей.

Под прицелом беспристрастных камер сегодня оживленные пешеходные переходы на основных магистралях города. В Улан-Удэ массово устанавливают комплексы «Зебра». На остановке «Заря» достаточно плотный поток пешеходов. Водителям сложно не нарушить правила, поэтому они вынуждены ждать продолжительное время, как следствие - пробки на дороге.

К фотоинспекторам водители относятся по-разному.
- Конечно, пешеходов надо пропускать и соблюдать правила.

Конечно, долго. Ладно, сейчас не час пик народу мало, а так-то они друг за другом ходят, по одному.

Они-то понаставят. Я чувствую, какие доходы себе делают. Скоро у меня в подъезде, наверное, камеры поставят за то, что я не левой ногой вышел, а правой. Что-нибудь такое придумают. Нормально. Это только начало. К слову, на «Заре» комплекс «Зебра» пока не работает. И даже когда начнет, его пост продлится недолго. Ко Дню знаний здесь установят светофор. На сегодня из 17 комплексов работают семь. Остальные либо монтируют, либо тестируют. Только один комплекс на остановке «Лицей» за месяц зафиксировал 650 нарушений.

Автомобилисты, если вы увидели знак «Камера», будьте бдительны вдвойне. И помните, штрафы выписывает не комплекс, а инспектор. Компьютер предлагает лишь варианты. Поэтому, если вы не согласны, смело оспаривайте их сначала в Центре обработки данных или в суде. А лучше все же соблюдать правила. Еще раз обратите внимание на список мест размещения комплексов «Зебра». Подробнее с ним можно ознакомиться

Комплекс автоматически определяет и учитывает скорость движения ТС, траектории движения ТС и пешехода, взаимное положение ТС и пешехода относительно предполагаемой точки пересечения их траекторий, и способен определить ситуации, в которых пешеход сам становится нарушителем правил* пересечения проезжей части на нерегулируемом пешеходном переходе (НПП).

* — п.п. 4.5 ПДД «…На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.»

Анализируя соотношение этих параметров, комплекс выявляет нарушителей и передает результат фиксации нарушения в ЦАФАП.

Комплекс состоит из уличного всепогодного компьютера и видеокамеры контроля, установленных на несущей опоре в непосредственной близости от нерегулируемого пешеходного перехода.

В случае применения аналоговых видеокамер, устанавливаются распознающая и обзорная камеры. Обзорная камера комплекса получает видеоизображение общей ситуации на контролируемом участке дороги с НПП и прилегающему к нему тротуару. Распознающая камера фиксирует перемещение пешеходов и ТС, при этом проводит распознавание ГРЗ ТС пересекающих НПП.

Размещение видеокамер и зоны контроля

Видеокамеры размещаются на несущей опоре установленной на обочине дороги на расстоянии 15-40 метров от нерегулируемого пешеходного перехода. Обзорная камера исполняет функции видеофиксации общей обстановки за 50-80 метров на автотрассе перед НПП и на самом НПП. Распознающая видеокамера фиксирует дорожную обстановку на:

  • тротуаре;
  • пешеходном переходе;
  • проезжей части непосредственно перед пешеходным переходом.

При этом все указанное пространство делится на несколько зон:

  • «Стартовая зона» — зона начального обнаружения пешехода;
  • «Зона контроля пешехода» – зона детекции пешехода на дороге;
  • «Зона торможения» – зона анализа условий для принятия решения об отсутствии нарушения со стороны транспортного средства.

Преимущества комплекса АвтоУраган-ВСМ для контроля пешеходного перехода

Комплекс обладает уникальным алгоритмом определения случаев, когда пешеход сам является нарушителем (пункт 4.5 ПДД). Такая способность является одним из основных отличий от других аналогичных систем, которые не определяют такие ситуации, и способны наказывать только водителей ТС. Это значительно увеличивает эффективность от применения этой системы, а также значительно снижает нагрузку на операторов ЦАФАП, для перепроверки фактов нарушения ПДД.

Еще одним достоинством системы является постоянное измерение скорости всех ТС проезжающих через НПП.

Таким образом, одновременно с контролем НПП ведется постоянная проверка скоростного режима разрешенного на данном участке дороги.

Распознавая номера всех ТС, комплекс также позволяет проводить розыскные мероприятия.

Фрагмент постановления, сформированного на основе данных с установленной системы АвтоУраган-ВСМ на НПП в Южно-Сахалинске

Дорожная камера в тестовом режиме начала фиксировать нарушения водителей за непропуск пешехода. Об этом сайт рассказал руководитель дирекции фотовидеофиксации Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Евгений Леглер. По его словам, одна камера начала работать в тестовом режиме в конце прошлого года, и уже было вынесено около тысячи постановлений для водителей.

"Непропуск пешехода – достаточно серьезное нарушение, так как пешеход – наименее защищенный участник дорожного движения, и при ДТП получает серьезные травмы. Фиксация непропуска пешехода – важный аспект по снижению наездов на пешеходов на переходах. Мы считаем, что ввод этой меры позволит дисциплинировать и водителей, и пешеходов, – пояснил Леглер. – Уже около тысячи постановлений за прошлый год было вынесено, и ни одного обжалования не было".

Он добавил, что ЦОДД постоянно работает над развитием системы фотовидеофиксации, так как она доказала свою эффективность по повышению безопасности на дорогах столицы, а показания камер однозначно определяют, виновен водитель или нет.

"Комплексы фотовидеофиксации в Москве – одни из самых современных и умных – они совершенно четко определяют и скорость движения транспортного средства, и может ли оно остановиться перед пешеходом или человек бросился под него, поэтому там различные алгоритмы используются, которые позволяют однозначно оценить, что водитель нарушил правила дорожного движения, не уступив дорогу пешеходу", – подчеркнул специалист ЦОДД.

Сейчас штраф для водителей, которые не пропускают пешеходов на пешеходном переходе, составляет 1,5 тысячи рублей.

В конце 2016 года столичные власти совместно с ГИБДД увеличили количество камер фотовидеофиксации на 50 процентов – . Еще 305 размещенных на столичных улицах приборов – активные муляжи. Они выглядят как настоящие, однако информацию в ГИБДД не передают. На данный момент комплексы могут фиксировать не только превышение скорости, но также выезд на выделенные полосы для транспорта, нарушение правил парковки, движение по обочине, некоторые – , выезд за стоп-линию и проезд .

Согласно статистике, за время работы системы фотовидеофиксации количество пострадавших в авариях на участках, где работают камеры, снизилось примерно на 35 процентов. При этом не превышает 0,001 процента.

Координатор общества "Синие ведерки" Петр Шкуматов считает, что применять камеры для контроля пешеходных переходов нужно очень осторожно. "Нарушение выявляется только в случае, если траектории автомобиля и пешехода пересекаются, и пешеход вынужден затормозить, чтобы пропустить машину, то есть изменить скорость и направление движения. Вопрос в том, как камера формирует доказательную базу того, что траектория пешехода и автомобиля пересекались, то есть водитель не уступил пешеходу", – пояснил эксперт.

По его словам, в городе достаточно много мест, где пешеходы могут идти нескончаемым потоком. "Есть десятки мест, например, около Арбата или рядом с метро "Белорусская", а также на Бумажном проезде, где часто бывает нескончаемый поток пешеходов, и там можно будет выписывать штрафы бесконечно", – подчеркнул он.

Шкуматов добавил, что алгоритм камеры должен работать без ошибок. "Если алгоритм будет работать плохо, то окажется так, что по городу ездить будет невозможно, потому что в таких местах будут дикие и непреодолимые пробки, а, во-вторых, это будет провоцировать большое количество ДТП, когда водители будут резко тормозить перед переходом, опасаясь, что выбежит пешеход", – заключил собеседник сайт

Завкафедрой транспортной телематики и робототехники МАДИ Владимир Власов рассказал, что камеры, регистрирующие непропуск пешехода, нужно ставить только в определенных местах. "Нужно, чтобы камере четко было видно знак перехода, чтобы с помощью камеры можно было фиксировать подходы пешеходов к переходу и момент, когда они спускаются на зебру, так как часто бывает, что обзор загораживают деревья или какая-то другая машина", – пояснил он.

По его словам, такие камеры нужно ставить на небольших улицах. "На небольших улочках, где нет светофоров, чаще всего происходят наезды на пешеходов. Такие места есть вдоль парков и в других отдаленных от магистралей улицах, здесь как раз камеры гораздо эффективнее, чем инспекторы ГИБДД", – подчеркнул эксперт.

Власов добавил, что использование камер позволит уменьшить количество нарушений на пешеходных переходах и сохранит многие жизни. "Камеры в городе приучили водителей правильно себя вести на дороге, а с хамами на дорогах будут бороться сотрудники ГИБДД", – отметил он.

Весной этого года в столице начнут использовать . Систему будут применять к нарушителям, которые практикуют опасное вождение и превышают скорость. Зафиксировав нарушение, система отправляет оператору ЦОДД несколько фотографий автомобиля, превысившего скорость. Вместе со снимком будет указан госномер, расположение авто на карте, направление и полоса движения, а также ожидаемое время проезда нарушителя мимо ближайшего патруля ДПС.