Можно ли ставить отечественный аккумулятор на иномарку. Имеет ли смысл ставить в авто более мощный аккумулятор? Принцип работы бортовой сети электропитания


Многие автолюбители считают, что в определенном авто должны использоваться аккумуляторные батареи определенной емкости и мощности. То есть АКБ 190 должны меняться на аналогичные, в противном случае это может привести к ускоренному выходу из строя изделия или проблемам в работе бортовой сети. Так ли это? Давайте попытаемся разобраться.

[ Скрыть ]

Принцип работы бортовой сети электропитания

Как известно, каждое транспортное средство оснащается бортовой сетью — системой электропитания.

Функционирует она по следующей схеме:

  • напряжение от аккумулятора подается на генераторный узел;
  • затем оно поступает на стартерное устройство;
  • и после этого передается на электрооборудование авто.

Чтобы запустить стартерный узел, потребуется кратковременная подача напряжения, это необходимо только при запуске мотора. На один такой пуск аккумулятор тратит незначительный процент энергии — обычно это около двух ампер из 40 и более, но зимой данное значение увеличивается.

Предназначение генераторного узла заключается в восполнении потраченной батареей энергии при запуске силового агрегата. По сути, этот узел заряжает АКБ по время движения. В целом напряжение в электросети транспортного средства варьируется в районе 14 вольт, как правило, оно — стабильное. Ток, который используется в электрической сети, является отношением показателя напряжения к параметру сопротивления.

Когда водитель запускает силовой агрегат автомобиля, батарея теряет минимальный процент заряда, то есть напряжение на ее выводах снижается. В результате это способствует появлению разницы напряжений, о которой мы уже сказали. Если более тщательно проанализировать эти значения, то становится понятно, что сразу после того, как мотор запустился, показатель тока увеличится до 10 ампер, а после этого многократно снизится. Если мотор работает долго — более одного часа — значение заряда АКБ ограничивается примерно 1 ампером (автор видео — transistor815).

В чем отличия батарей разной емкости?

Теперь перейдем к основному вопросу — можно ли ставить на авто АКБ разной емкости, к примеру, вместо используемого аккумулятора на 70 А/ч поставить устройство на 100 А/ч? И самое главное — будет ли от этого смысл?

Как известно, генераторный узел обладает своими техническими характеристиками в плане мощности — на современных авто используются генераторы на 40 А, 70 А и т.д. Однако это не свидетельствует о том, что генераторный узел предназначен для использования с аккумуляторными батареями соответствующей мощности. Этот показатель говорит о максимальном значении тока, который узел может отдавать за один час работы. В свою очередь, показатель потребляемого АКБ тока может быть в десятки раз меньше, чем позволяет выдавать генераторный узел.

К примеру, если вы решите поставить батарею на 100 А/ч вместо используемой на 55 А/ч, 60 А/ч или 70 А/ч, но напряжение при этом будет одинаковое, то единственная разница будет в том, что устройству потребуется больше времени для зарядки. Но нужно учитывать, что это также значит то, что изделие будет дольше разряжаться, что особенно актуально для наших соотечественников в холодное время года. Благодаря этому у водителя будет больше попыток холодного запуска (автор видео — Юрий Крым).

Еще один пример, который позволит полностью разобраться в данном вопросе. Представьте себе две емкости — одну на 60 литров, а другую — на 100, в данном контексте емкости — это батареи. Эти резервуары одинаково наполняются жидкостью, которая поступает в них под одним напором (в данном случае имеется ввиду напряжение в бортовой сети машины). Резервуары не могут наполниться жидкостью моментально, поскольку если за одну секунду подать 60 и 100 литров, это попросту приведет к разрушению резервуара. Они должны наполняться под приличным напором жидкости, чтобы наполняемость резервуара была равномерной, в частности, в данном случае речь идет о равномерной зарядке батареи.

Соответственно, резервуар емкостью 60 литров наполнится быстрее, чем тот, который рассчитан на 100 литров. Однако во втором случае жидкости в резервуаре будет больше и, соответственно, ее хватит на более длительное время. С аккумуляторными батареями также — одни рассчитаны на 60 А/ч, другие — 100 А/ч, третьи — на 190 А/ч и т.д. Разница между АКБ заключается только в том, что для зарядки устройства более высокой емкости потребуется больше времени, чем для менее емкостного.

Других отличий между изделиями нет. То есть если вы решили пусть даже незначительно превысить емкость изделия, установив вместо штатного ААБ на 55 А/ч устройство на 60-65 А/ч, то в этом нет ничего страшного.

Фотогалерея «Повреждения»

Какие факторы необходимо учесть?

Что еще следует учитывать:

  1. Значения мощности, характерные для того или другого генераторного узла, не нужно путать с параметрами, используемыми для выбора изделия. Однако, данное значение может говорить о другом — максимальный параметр тока, при котором генераторный узел будет работать. По факту в ходе подзарядки изделие задействует минимальную часть данной мощности.
  2. Также следует учитывать нагрузку на электрическую сеть авто, то есть сколько дополнительных устройств и девайсов установлено на конкретном авто. В том случае, если дополнительных гаджетов, таких как музыкальные усилители и сабвуферы, видеорегистраторы, зарядные устройства для смартфонов, GPS-навигаторы, нет, то для электросети будет задействован меньший объем энергии. Если вы используете энергоемкое электрооборудование, то соответственно, параметр нагрузки будет увеличен.
  3. Также следует учитывать и размеры покупаемого изделия. Если габариты будут не соответствовать, то вы попросту не сможете установить девайс в посадочное место.
  4. Не менее важным моментом являются условия использования. При сильных морозах, разумеется, лучше использовать изделие с более высокой емкостью.

Если на авто установить АКБ большей мощность, то он будет не дозаряжен, потому что генератор не выдаст нужный ему ток, тем самым быстро придет в негодность, как и генератор, который будет работать на грани своих возможностей.

Цена вопроса

Стоимость товара зависит от многих факторов — тип изделия, его производитель, а также технические характеристики девайса. Стоимость недорогих АКБ на сегодняшний день составляет около двух-трех тысяч рублей. Изделия средней ценовой категории стоят примерно 4-8 тысяч руб. Более дорогие варианты — от 9 тысяч и выше.

Многие автовладельцы уверены, что ёмкость аккумулятора обязательно должна соответствовать характеристикам, рекомендованным производителем конкретного автомобиля, и иные варианты просто недопустимы. Но так ли это, и что будет, если водрузить под капот аккумулятор большей ёмкости, или же наоборот, меньшей?

Какой ёмкости нужен аккумулятор

Что мы знаем, вернее, что нам сказали? Сказали, что если в машине будет установлена АКБ большей ёмкости, чем рекомендовано в мануале вашего авто, то батарея будет постоянно недозаряжена. Если же установить АКБ меньшей ёмкости, то аккумулятор будет обязательно закипать. То есть в любом случае аккумулятору в таком режиме долго не прожить. Именно так, или примерно так пугают автомобильные гуру на форумах молодых автолюбителей, который решили в первый раз заменить старый аккумулятор на своей машине. Откуда пошло это суеверие, и кто его первым запустил уже не важно, зато важно, что люди, продвигающие подобные неточности, не имеют просто представления о принципах работы электрических агрегатов автомобиля, да и с физикой, а также здравым смыслом вряд ли в ладах.

Оасно ли ставить неподходящий аккумулятор

Разрушение мифа

Итак, чтобы тьма технических суеверий не влияла на ваши дружеские отношения с аккумуляторной батареей, следует уяснить одно: автомобильный генератор работает на любой машине одинаково, и ему всё равно, какой объём имеет аккумулятор, сколько обозначено у него на корпусе ампер-часов. Помните, генератор на современном автомобиле реагирует только на уровень текущего потребления электроэнергии. В том случае, если работает только зажигание и двигатель, то есть потребление низкое, то генератор вырабатывает небольшое количество энергии. Когда же потребление электроэнергии более высокое, к примеру, включены все системы, и аккумулятору требуется подпитка (разрядился), то генератор начинает работать в режиме большего вырабатывания энергии.

Какой аккумулятор выбрать

Сколько нужно, столько и можно

Ключевым моментом в этом месте является то, что всегда количество энергии, которое вырабатывает генератор, равно количеству потребления энергии бортовой системой. Он не откладывает ничего про запас, не вырабатывает лишнего, не недодаёт (если исправен). Что же до аккумуляторов, то можно привести пару примеров с включением логики и здравого смысла, которые наглядно продемонстрируют всю несостоятельность пугалок о вреде несоответствия ёмкости АКБ рекомендуемой. Мы все знаем, что аккумуляторная батарея со временем теряет свою изначальную ёмкость. Ну, такова природа всех аккумуляторов. И что же должно произойти, исходя из того, что рекомендуют гуру? Да, аккумулятор становится резко неправильным. Но ведь мы же им продолжаем пользоваться, и он не закипает, хотя вроде обязан.

Пора менять АКБ?

Обратный пример связан со спецтранспортом, полицейскими машинами, которые оснащаются дополнительными аккумуляторами, поскольку нужно питать мигалки, радиостанции и другое спецоборудование. Получается, что штатный аккумулятор не тянет, неправильный. Но никто ещё не жаловался на это. Итого, что мы имеем: аккумулятор с меньшей ёмкостью будет заряжаться чуть быстрее, более ёмкий – чуть медленнее. Вот и вся недолга, вся разница. Никакой катастрофы в подкапотном пространстве не случится, взяться не откуда.

Многие автомобилисты придерживаются мнения, что авто АКБ должна строго соответствовать заявленным нормам - или возникнут проблемы. Конкретно: батарея, имеющая меньшую емкость, в процессе зарядки закипит, АКБ с большим показателями останется недозаряженной. Вывод из этого утверждения таков - срок работы батареи значительно сократиться. Почему такое утверждение неверно?

Принцип работы бортовой сети электропитания

Каждый автомобиль имеет сеть электропитания, и она действует по следующей схеме: от АКБ энергия поступает к автомобильному генератору, стартеру и бортовой сети (оборудованию).

Для работы стартера энергия расходуется лишь во время, когда осуществляется запуск двигателя. Однако, стоит учитывать - на один пуск тратиться незначительный процент энергии АКБ. В абсолютных цифрах это не более 2-х Ампер из имеющихся 40 и более. Правда, в холодное время года эта цифра возрастает.

Задача генератора в том, чтобы восполнить энергию, потраченную при пуске двигателя, то есть зарядить аккумулятор. Что касается напряжения в сети электропитания, то оно поддерживается на относительно стабильном уровне (около 14 вольт).

Ток, который задействован в сети, есть отношение показателя напряжения к значению сопротивления. Первый показатель представляет собой разность двух значений, напряжения в бортовой сети минус и батареи. А сопротивление батареи находятся на постоянном уровне.

В момент начала работы двигателя аккумулятор теряет некоторый процент заряда, происходит понижение напряжения на его клеммах. Это приводит к возникновению разницы напряжений, о которой сказано выше. Также, возрастает зарядный ток.

Если проанализировать эти показатели, станет ясно, что непосредственно после того, как двигатель завелся, уровень тока вырастает до 10 Ампер, но затем многократно снижается. При длительной работе двигателя (свыше часа), уровень тока заряда ограничивается одним ампером, средний показатель соответствует нескольким амперам.

Основной вывод: емкость используемой аккумуляторной батареи может варьироваться

Процесс приведения двигателя в рабочее состояние требует энергии, которая почти всегда одинакова, вне зависимости от цифры ёмкости. То есть, для генератора эта цифра не имеет принципиального значения. Важно напряжение в бортовой сети. Аккумуляторная батарея задействует незначительный процент мощности, который имеется у генератора. То есть, можно смело выбирать АКБ, имеющий большую емкость. Нужно будет лишь дольше его заряжать. Но в таком случае увеличивается время разрядки аккумулятора. Главное — чтобы не менялись показатели напряжения батареи и бортовой сети.

Следовательно, при выборе батареи нужно соблюдать следующие правила: емкость может быть любой - главное, чтобы она обеспечивала такой пусковой ток, который необходим.

В чем отличия батарей разной емкости? Покажем на практическом примере

Показатели тока равны - это характерно для современных машин. АКБ с меньшей емкостью будет быстрее подзаряжаться, чем АКБ с большей — вот единственное отличие.

Допустим, на автомобиле стоит батарея в 55 Ah. Возьмем две АКБ с разными показателями. Первую - меньше, чем базовая - к примеру, на 50Ah. Вторую - на 70 Ah. Представим, что они подверглись полному разряду. После 55 часов зарядки током в 1 Ампер первая батарея полностью зарядиться и начнет кипеть, вторая на 70Ah все еще останется дозаряжаться. После 70 часов зарядки закипит и вторая батарея, а первая будет находиться в состоянии кипения уже часов 15. Но нужно принимать во внимание тот факт, что задача генератора не заряжать, а подзаряжать аккумулятор до нужных значений. И израсходованный при запуске 1% емкости компенсируется в обоих случаях за примерно равное время - независимо от того, насколько отличается емкость.

Какие факторы необходимо учесть

1. Характеристики мощности, которые отличают тот или иной генератор, многие путают с показателями, необходимыми при выборе батареи. Но характеристики свидетельствуют о другом: максимальный ток, при котором будет функционировать генератор. Но практика показывает: батарея при подзарядке задействует малую часть этой мощности (в десятки раз меньше).

2. Сколько электрического оборудования установлено на конкретной машине. Если нет дополнительных опций, для бортовой сети задействуется небольшое количество энергии. При наличии энергоемкого оборудования эти показатели, естественно, будут возрастать.

3. Нужно принять во внимание размеры (габариты) — иначе АКБ просто может не поместиться или же не зафиксироваться в отведенном для нее месте.

4. Условия эксплуатации. При низких температурах имеет смысл выбирать как раз аккумулятор с большей емкостью.

Итак, помимо аккумулятора рекомендованной ёмкости, Вашему автомобилю вполне подойдёт АКБ несколько большей ёмкости, при соответствии остальным параметрам. А вот батарею меньшей ёмкости брать не стоит, так как она быстрее разрядится в экстремальных условиях и может подвести.

Многие водители недовольны мощностью аккумулятора на своих автомобилях. И в попытках получить желаемое часто интересуются, можно ли установить на своего железного коня батарею с большей емкостью. Они полагают, что если установить аккумулятор большей мощности можно увеличить запас энергии. Однако. Так ли это на самом деле и имеет ли смысл покупка более емкого агрегата?

Большинство производителей при сборке устанавливают на автомобили разные аккумуляторы, однако при этом мощность генератора неизменна. Из этого следует простой вывод, что емкость батареи слабо зависит от мощности генератора. Главное, что вы должны учитывать, если все же решите приобрести новую батарею, это мощность стартера. Потому как довольно часты случаи, когда из-за слишком большой мощности АКБ из строя выходил генератор, потому как он не был рассчитан на подобные перегрузки.

Если обратиться к экспертам и завалить вопросам, то четкого ответа о том, когда именно перегруженный генератор может устроить владельцу автомобиля сюрприз и выйти из строя. Здесь есть множество нюансов и сопутствующих обстоятельств в виде степени разряженности аккумулятора, особенностей самого многострадального генератора и режима работы двигателя.

Чтобы не рисковать здоровьем своего железного коня, многие водители предпочитают не вмешиваться и ездить с аккумулятором той мощности, которая была предусмотрена и установлена производителем. Потому как тут все уже продумано и спланировано за вас специально обученными людьми. При сборке устанавливается АКБ определенной мощности, что бы без проблем выполнять такие задачи, как работа электроприборов автомобиля при выключенном моторе, оптимальность срока службы, а также обеспечение небольшого запаса энергии для функционирования машины в случае, если генератор перестанет работать.

Если вы начинаете замечать, что заряда батареи катастрофически не хватает даже при условии, что двигатель работает, не стоит сразу мчаться искать более мощный аккумулятор и пихать его в машину. Лучше всего заменить его аналогичным или же подзарядить с помощью специального устройства.

Разумным решением будет установить АКБ большего объема в случае, когда в автомобиле стоит очень мощная аудиосистема. Ей понадобиться больше энергии, и выбор в пользу более «сильного» аккумулятора будет вполне логичным.

А в остальных случаях найти точный ответ на вопрос о том, стоит ли менять привычный аккумулятор на агрегат помощнее, к сожалению, довольно сложно. Однако, стоит учитывать и слова производителей автомобилей, которые проводить подобные махинации не рекомендуют.


Фото с интернет-ресурсов

Постоянно встречается такое мнение, что если на машину положен по мануалу аккумулятор на 63А/ч, то если поставить 55А*ч то он закипит, а если 90А/ч то недозарядится. В обоих случаях предполагается, что он выйдет из строя за короткое время. К нашей радости это не так. Давайте поразмышляем.

Cеть бортового электропитания автомобиля при работающем двигателе представляет собой устройство, именуемое в радиоэлектронике как «генератор напряжения» (с некоторой натяжкой это так). Т.е. независимо от потребляемого оборудованием тока, он поддерживает стабильное напряжение в сети. Тогда мы утверждаем, что напряжение, подводимое к аккумулятору всегда постоянно (вроде бы 13.8-14.2 вольта). А по закону Ома (его в школе проходят, некоторые мимо) ток в цепи определяется отношением напряжения к сопротивлению цепи.

Напряжением в нашем случае является разность (напряжение бортовой сети минус напряжение АКБ). Сопротивление АКБ - величина почти постоянная, т.е. ток заряда определяется собственным напряжением АКБ.

Теперь наконец-то запускаем двигатель. При пуске АКБ теряет некоторое количество энергии и напряжение на её клеммах понижается. Возрастает вышеуказанная разница напряжений и возрастает зарядный ток. Но надо понять, что ток который берет в себя АКБ определяется состоянием её самой, а не бортсети авто.

Немного о значениях токов. Когда-то проводил замеры тока заряда еще на ВАЗ-2106. Так вот, в первые 0-15 секунд после пуска ток в АКБ поднимался до 5-10 ампер, затем в течение пары минут опускался до значения 0.5 ампера. На двигателе, работающем уже час-два этот ток составлял 0.1-0.4 Ампера. Видимо это некий ток утечки при заряде, что кстати говорит о том, что АКБ имеет не 100% КПД. Хотя той АКБ было около 3 лет, плюс она была отечественная. Но главное здесь понять, что средний ток заряда не выходит за рамки 1-2 ампера.

Теперь о генераторах. Значение тока на них говорит только о максимальном токе, который они могут дать, но это не значит, что они дают его всегда. Всегда они дают тот ток, который требуют потребители.

И ТЕПЕРЬ ВЫВОДЫ: В случае, когда АКБ «просит» от генератора 1-2 Ампера, их одинаково хорошо дадут и генератор на 35А и генератор на 200А. Поэтому если хотите, ставьте любой АКБ на любую машину. Все зарядится. Главное, чтобы напряжение АКБ и бортсети было бы одинаково.

Хотя справедливости ради скажу, что можно подобрать такую пару авто-АКБ, при которой АКБ недозарядится. Эта такая пара, у которой средний зарядный ток АКБ будет больше максимального тока генератора. Но к нам это не относится, т.к. я показал вам, что средний ток заряда АКБ в разы меньше тока даже одной лампы ближнего света фары. Так что АКБ недозарядится только на авто, генератор которого не потянет и одной фары. Или по другому, АКБ — это настолько малый потребитель в автомобильной электрике, меньше наверное только часы в «приборке».

А теперь смешные ненаучные доказательства. Предположим, что факт перезаряда-недозаряда имеет место быть. Тогда:
1. Представим забор в поле. С одной стороны забора стоят огромный ЗИЛ (грузовик) и маленькая ОКА. В забора просверлены 2 пары отверстий и в них просунуты две пары проводов. Одна пара идет от бортсети грузовика, вторая от бортсети ОКИ. Двигатели обоих авто работают и крутят свои генераторы. Находясь на другой стороне забора мы не видим, откуда какая пара, но тестером видим на каждой паре 13.8 вольт. Подключаем к каждой паре по одинаковому аккумулятору, рассчитанному на ОКУ. Вот если мы утверждаем, что то который подключен к грузовику перезарядится, то как этот аккумулятор «определит», что он подключен именно к грузовику? Ведь в обоих случаях будет одинаковое напряжение и одинаковый ток заряда. Смешно, не правда?
2. Разовьем ситуацию до абсурда. Имеем два города. Один питается электростанцией мощностью 1 ГВт, а другой 1000 ГВт. В одном городе Маша втыкает дома в розетку утюг а в другом свой утюг включает Коля. Вопрос: у кого из них утюг сгорит сразу? Наверное у Коли, у него ведь электростанция в 1000 раз мощнее! Стало вам еще смешнее?

Таким образом мы доказали, что ток потребителя определяется самим потребителем при постоянстве питающего напряжения и не зависит от генератора.

Так что при выборе АКБ есть простое правило - емкость АКБ может быть любой при условии, что она обеспечивает необходимый пусковой ток стартеру. Но не меньше. Больше? Да пожалуйста, только остановитесь вовремя, а то АКБ в багажник не влезет. Кстати там где холодно, иметь смысл поставить АКБ как раз помощнее , т.к. известно, что с понижением температуры реальная емкость АКБ уменьшается.

Ещё про баланс ёмкость аккумулятора/ток генератора.
Вопрос: «Я ставлю на Жигули аккумулятор 120 Ач вместо 55 и он будет подзаряжаться до своих 120? Это подзарядка, а не зарядка. Это ограничение по току.»
Так как вопрос задаётся весьма часто, я счёл нужным вынести ЭТО в заголовок этой конфы. Так вот, ответ: Это типичнейшее заблуждение в этом сезоне (как буковки ZZZ - оцинковка кузова на VW).

Дело в том, что налицо непонимание процессов разрядки/зарядки аккумуляторов. По порядку.

При заводке мотора тратится некоторая энергия. Практически одинаковая, независимо от ёмкости аккумулятора.
Например, 0,5 ампер-часа (меньше реально). Стартёр «абсолютно не в курсе», сколько там в аккумуляторе всего ампер-часов - его «интересует» лишь то, что надо ему. Ну это как «всё равно, 3 метра глубина или 3 километра - тонУть одинаково».
Мотор завёлся, заработал генератор. Так вот, для генератора тоже глубоко фиолетово, сколько там ампер-часов в аккумуляторе - его «интересует» только НАПРЯЖЕНИЕ в бортовой сети. И отклонение вниз напряжения аккумулятора относительно «привычного генератору». И аккумулятор начинает «кушать» энергию. И кушает он не непонятно сколько, а ровно столько(к.п.д. аккумулятора почти 100%), сколько потерял при старте мотора. Т.е. те же 0,5 ампер-часа. И кушает он такими темпами, как позволяет баланс мощностей приход/расход электроэнергии.

Можно представить такую аналогию.
Имеется 2 ведра с водой - 10 литров и 5 литров.
Хозяйке требуется иногда литр - потом она доливает. Так какая разница - сколько всего воды в ведре?
Хозяйку интересует УРОВЕНЬ воды? (напряжение аккумулятора) Тогда уровень воды при отливе одного литра уменьшится не в зависимости от количества её, а от ДИАМЕТРА ВЕДРА (стартовый ток аккумулятора)!А вот его можно сделать разным! Можно иметь широкое неглубокое ведро(большой разрядный ток при малой ёмкости), а можно узкое и высокое(ёмкость большая, а ток невелик - это аккумуляторы 60Ач 180А, кстати). И большая ёмкость реальных аккумуляторов (на порядок больше требуемой) нужна в основном для того, чтобы был больше стартовый ток. Ведро можно сделать любой формы, а вот аккумулятор - нельзя делать «широким и неглубоким» - характеристики эти реально сильно связаны и достигнуть «ширины» можно, только сделав и «глубину».
Да, есть еще люди считающие что если под водопроводный кран вместо ведра поставить бочку то кран не выдержит такой емкости и сломается…

Итог - можно ставить хоть 500А/ч-аккумулятор - 55-амперный генератор справится и с ним. Просто вопрос - а надо ли столько?

При заряде совсем пустого аккумулятора одинаковым током например 1А через 50 часов 50-й уже закипит а 80-й останется еще недозаряженным. А через 80 часов 80-й тоже закипит, а 50-й будет кипеть уже 30 часов. А при заряде разным током 10% от емкости каждого они закипят одновременно через 10 часов. Поэтому при зарядке выбирается ток не в амперах а в процентах от емкости. А назначение генератора вообще-то не зарядка аккумулятора, а подзарядка — возврат «взятого взаймы», например для запуска двигателя или после посадки музыкой или фарами. А на автомобиле изначально должен стоять уже полностью заряженный аккумулятор любой емкости. То есть если при запуске двигателя 50-й аккумялятор израсходует 1% своей емкости, 80-й только 0.625%, следовательно генератором обратно они подзарядятся одновременно. Но «взаймы» восьмидесятка даст все-таки больше.