Спецсигналы. Штраф за применение специальных сигналов Управление тс со спецсигналами


Существующие в нашей стране нормативные документы предписывают специальным образом готовить водителей транспортных средств, снабженных световыми и звуковыми сигналами. К управлению такими машинами допускаются только граждане, прошедшие соответствующее обучение.

В нашем центре проводится подготовка водителей ТС со специальными сигналами . Под такими транспортными средствами подразумеваются машины пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, а также военной автомобильной инспекции. Все они используются с целью совершения неотложных действий, призванных защитить жизни и здоровье граждан.

Владельцы транспорта, оборудованного специальными сигналами, могут допустить водителя к управлению лишь в том случае, если он прошел соответствующее обучение и имеет действующую медицинскую справку. Добавим также, что разрешение на вождение подобных автомобилей нужно получать раз в 5 лет.

В ходе подготовительных мероприятий будущие водители транспорта со спецсигналами изучают различные темы:

  • технические характеристики и конструктивные особенности автомобилей;
  • правила использования средств радиосвязи;
  • особенности устройств подачи световых и звуковых сигналов;
  • способы оказания первой медпомощи пострадавшим;
  • основы психологии и этики водителя;
  • правовые акты по безопасности дорожного движения.

После того как будет изучен теоретический материал, начнутся практические занятия. В ходе них водители приобретут навыки безопасного вождения ТС со специальными сигналами в различных условиях.

По завершении всех мероприятий программы обучаемые будут знать правила дорожного движения, приемы противоаварийного управления автомобилем и порядок оказания первой медицинской помощи. Также они смогут управлять транспортным средством со спецсигналом в обычных и экстремальных условиях, получат способность уверенно действовать в сложных ситуациях, не допуская дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, водители изучат правила эксплуатации автомобиля и будут осведомлены о порядке наступления ответственности за нарушения на дорогах.

Знания и навыки, полученные в процессе обучения, необходимо подтвердить в ходе экзаменов. В случае их успешной сдачи водитель сможет получить свидетельство , которое позволит ему управлять транспортными средствами, оборудованными специальными сигналами.

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 876
"О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов"

1. Утвердить прилагаемое Положение о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

2. Установить, что с 1 января 2011 г. к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, допускаются водители, прошедшие подготовку в порядке, установленном Положением , указанным в пункте 1 настоящего постановления.

Положение
о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 876)

С изменениями и дополнениями от:

14 февраля 2009 г., 6 октября 2011 г., 4 сентября, 22 декабря 2012 г., 21 января, 25 ноября 2016 г., 27 июня 2017 г., 18 декабря 2018 г., 6 апреля 2019 г.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (далее - транспортные средства).

2. Органы государственной охраны, осуществляющие транспортное обслуживание лиц, которым предоставляется государственная охрана, юридические лица, осуществляющие транспортное обслуживание лиц, в отношении которых приняты меры государственной защиты, государственных органов, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 г. N 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства", а также эксплуатацию транспортных средств пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, военной автомобильной инспекции, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, используемых для осуществления неотложных действий по охране жизни и здоровья граждан, а также специальных оперативно-служебных транспортных средств уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей (далее - владельцы транспортных средств), обеспечивают профессиональный отбор и подготовку водителей к управлению транспортными средствами.

3. Подготовка водителей осуществляется образовательными учреждениями, образовательными подразделениями организаций, имеющими соответствующую лицензию, а также федеральными органами исполнительной власти, на которые указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации возложена подготовка водителей, по направлениям владельцев транспортных средств.

4. Подготовка водителей осуществляется в соответствии с учебными планами и программами, разрабатываемыми на основе типовых программ подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий.

5. Примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и федеральным органом управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

6. Подготовка водителей проводится в форме очного или очно-заочного (вечернего) обучения и предусматривает изучение нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, теоретических основ и практических навыков безопасного управления автомобилями в различных условиях, технических характеристик и конструктивных особенностей транспортных средств, правил пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, основ психологии и этики водителя, а также методов оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

7. Водителям, прошедшим подготовку и подтвердившим свою квалификацию на итоговой аттестации, выдается свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

8. Образовательные учреждения, образовательные подразделения организаций и федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 3 настоящего Положения, организуют изготовление и выдачу свидетельств, указанных в пункте 7 настоящего Положения.

9. Владельцы транспортных средств допускают к управлению транспортными средствами водителей, имеющих медицинскую справку, форма и порядок выдачи которой устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации, стаж управления транспортными средствами соответствующей категории как оборудованными, так и не оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, не менее 1 года и свидетельство, указанное в пункте 7 настоящего Положения.

10. Водители, допущенные к управлению транспортными средствами, проходят подготовку, предусмотренную настоящим Положением, в сроки, установленные владельцами транспортных средств, но не реже 1 раза в 5 лет.

С 1 января 2011 года к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, допускаются водители, прошедшие специальную подготовку. В связи с этим утверждено Положение о подготовке и допуске водителей к управлению указанными транспортными средствами.

Подготовка водителей предусматривает изучение нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, теоретических основ и практических навыков безопасного управления автомобилями в различных условиях, технических характеристик и конструктивных особенностей транспортных средств, правил пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, основ психологии и этики водителя, а также методов оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Водителям, прошедшим подготовку и подтвердившим свою квалификацию на итоговой аттестации, выдается свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами.

Владельцы транспортных средств допускают к управлению транспортными средствами водителей, имеющих медицинскую справку, стаж управления транспортными средствами соответствующей категории как оборудованными, так и не оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, не менее 1 года и свидетельство.

Водители, допущенные к управлению транспортными средствами, проходят подготовку, в сроки, установленные владельцами транспортных средств, но не реже 1 раза в 5 лет.

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 876 "О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов"

Автомобили «скорой», МЧС, полиции с «мигалкой» и сиреной едут кому-то на помощь, значит, нуждаются в том, чтобы их пропустили. Не все водители других машин это делают. Некоторые просто не знают, как уступить, не спровоцировав аварийную ситуацию. А это может привести к конфликту на дороге, наказанию. О том, как имеют право двигаться машины со спецсигналами, что будет, если не пропустить такое ТС или обогнать, читайте в статье.

Читайте в этой статье

Какие спецмашины надо пропускать

Спецтранспорт может принадлежать частной структуре, не имеющей отношение к оказанию экстренной помощи или особым задачам. Со световыми сигналами ездят, например, уборочные машины или инкассаторские. Но их «мигалки» соответственно оранжевого или белого цветов. Никаких преимуществ в движении они не дают, практически все правила водителями этих ТС должны выполняться.

А вот авто со спецсигналами красного или синего цвета имеют приоритет по отношению к остальному транспорту. Он дается пунктом 3.2 ПДД:

При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства…

Для этого должны быть соблюдены несколько условий:

  • спецмашина используется в данный момент для экстренной служебной необходимости;
  • водитель транспорта уверен, что другие ТС видят его и уступают дорогу;
  • безопасность прочих участников движения из-за него не пострадает.

Для машины со спецсигналами ПДД тоже немного отличаются о тех, что обязательны к выполнению. В соответствии с подпунктом 3.1 этот транспорт:

  • может ехать на красный и желтый сигналы светофора;
  • не останавливаться перед стоп-линией;
  • не пропускать пешеходов;
  • игнорировать требования пунктов 8-18 ПДД, а также Приложений 1и 2.

Сигналами регулировщика водители машин с мигалками и сиренами пренебрегать не имеют права.



Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

Синие и красно-синие маячки устанавливаются на автомобилях «скорой помощи», МЧС, полиции, в том числе ГИБДД, ФСО, Следственного Комитета РФ, Росгвардии. В привилегированную категорию попадают также машины высокопоставленных чиновников. Они являются охраняемыми лицами, так что эти «мигалки» можно отнести к ФСО.

Как правильно пропустить машину

Нередко водители обычных автомобилей впадают в крайности и либо совсем игнорируют необходимость уступать, либо освобождают путь так, что создают угрозу самим себе и другим. Если приходится пропустить машину со спецсигналом, водителю следует выполнять следующие правила:


Само требование предоставить преимущество в соответствии с пунктом 1.2 ПДД означает, что:

…участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление … или скорость.

В то же время правила пропуска машин со спецсигналами не требуют, чтобы водитель обычного авто уступал дорогу с риском для собственной жизни. Нельзя также ради этого подвергать опасности других людей. И если, пропуская полицейских, автомобилист, например, собьет пешехода или врежется в соседнюю машину, ему придется отвечать за ДТП. Оправдаться тем, что все было сделано ради беспрепятственного проезда стражей правопорядка, не удастся.

Тем не менее водителям стоит помнить, что уступить дорогу машине со спецсигналом, значит, позволить быстрее получить кому-то помощь.

Допустим ли обгон в ПДД

Автомобиль экстренной службы, едущий с включенными «мигалкой» и сиреной, мало кто решится обойти с выездом на встречный ряд. Но если желающие найдутся, им стоит прочитать третий абзац подпункта 3.2 ПДД. В соответствии с ним обгон машины со спецсигналом недопустим. Запрещено выполнять маневр и в отношении сопровождающих ее ТС. Требование касается автомобилей с синими и красными маячками.

О запрете опережения, то есть обхода спецтранспорта по полосе попутного направления в правилах прямо ничего не сказано. Но этим маневром водитель обычного авто может создать препятствие движению ТС экстренной службы. Поэтому опережение тоже не следует выполнять, помня о необходимости уступать дорогу.

Штраф за непропуск машины со спецсигналами

Отказ уступить проезд транспорту экстренных служб наказывается по части 1 статьи 12.17 КоАП. Если это не повлекло за собой серьезных последствий, нарушитель может отделаться предупреждением. В иных случаях потребуется заплатить 500 р. Таков штраф за непропуск машины со спецсигналом. Эту часть статьи применяют, когда о принадлежности ТС к экстренным службам свидетельствуют только сирена и «мигалка».

Подобное возможно, например, если полицейские на обычного вида транспорте мчатся по срочной служебной надобности.

Когда речь об автомобиле с цветографической схемой и использующимся свето-звуковым сопровождением, применяют часть 2 той же статьи. Не уступившему ему водителю грозит штраф 500 р., но по суду могут потребовать и сдать права на 1-3 месяца. Ведь в этом случае, в отличие от предыдущего, совершенно очевидно, что едет авто экстренной службы.

Смотрите в этом видео о том, как пропускать машины со спецсигналами:

Где берут разрешения на управление авто

Водители машин экстренных служб должны иметь более высокий уровень подготовки, чем все прочие автомобилисты. Требование содержится в Постановлении правительства РФ №876 от 15.12.2007 г. Они проходят обучение в автошколах, имеющих соответствующую лицензию. При этом у кандидата должна быть особая медицинская справка, а стаж работы на транспорте данной категории составлять не менее 1 года.

Каждые 5 лет или чаще водители ТС экстренных служб со спецсигналами проходят переобучение.

В этом же правовом документе перечислены организации, в которых должен быть подобный транспорт. Их руководство осуществляет отбор водителей для работы на нем и направляет на обучение. Но разрешения на управление авто со спецсигналами выдают в образовательных учреждениях, где они проходят подготовку. Вернее, там они получают соответствующие свидетельства. Кроме автошкол эта задача решается учреждениями, указанными в пункте 8 Постановления:

Образовательные учреждения, образовательные подразделения

организаций и федеральные органы исполнительной власти, указанные

в пункте 3 настоящего Положения, организуют изготовление и выдачу

свидетельств, указанных в пункте 7 настоящего Положения.

То есть помимо автошкол оформлением разрешений занимаются органы, ответственные за транспортное обслуживание:

  • полиции, в том числе военной;
  • пожарной охраны;
  • скорой медицинской помощи;
  • национальной гвардии;
  • Следственного Комитета.

Машины со спецсигналами порой ведут себя нагло и используют эти атрибуты неоправданно. Но водителям обычных авто не стоит рисковать, делая вид, что не видят ТС экстренной службы. Лучше пропустить его. Тем более что штрафы за отказ уступить законодатели регулярно собираются увеличивать.

Полезное видео

Смотрите в этом видео о том, когда и какие следует пропускать спецмашины:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

Ответ от Европеоидный [гуру]
Приказ МВД РФ от 19 февраля 2007 г. N 167 "О порядке выдачи разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 06 марта 2007 г. Регистрационный N 9022
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2006 г. N 737 утвержден перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются проблесковые маячки синего цвета и устройства для подачи специальных звуковых сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружной поверхности этих транспортных средств, определяющих принадлежность к оперативным, специальным и иным службам. Выдача разрешений на установку устройств для подачи специальных сигналов осуществляет МВД России.
В этой связи утверждены Инструкции о порядке выдачи разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых (проблесковых маячков синего, синего и красного, а также бело-лунного и желтого (оранжевого) цветов) и звуковых сигналов.
Решения о выдачи разрешений на установку на транспортные средства проблесковых маячков синего, синего и красного цветов принимается начальником Департамента ОБДД МВД России или его заместителем на основании письменных обращений руководителей государственных органов согласно вышеуказанному перечню.
Световые сигналы бело-лунного цвета и звуковые сигналы к ним устанавливаются на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также на транспортные средства, перевозящие денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющие специальные цветографические схемы. Световыми сигналами желтого (оранжевого) света оборудуются транспортные средства, участвующие в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные Правилами дорожного движения, выполняющие работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных и иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях, перевозящие крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности, а также сопровождающие такие перевозки в случаях, предусмотренных специальными правилами. Решения о выдаче на установку таких сигналов принимается начальниками подразделений Госавтоинспекции, осуществляющих регистрацию транспортных средств или лицами, их замещающими.
Наличие разрешения на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов подтверждается соответствующей записью в свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 марта 2007 г. Регистрационный N 9022.