Спортивная съемка. Спортивный фотограф


1. Для того чтобы получить хороший кадр изучите правила состязаний и научитесь разбираться в них.
2. Выбор правильной позиции – залог получения отличного снимка.
3. Съёмка в режиме приоритета выдержки – основное правило. Также мы рекомендуем попробовать съемку с проводкой.
4. Используйте различные режимы автофокусировки в зависимости от того, какой результат хотите получить.
5. Всегда будьте готовы к съемке, чтобы не упустить момент.

Фотокамера Nikon D100
Объектив 80-400mm F4.5-5.6D
Диафрагма Авто
Выдержка 1/1000

Вам понадобятся:

Телескопический объектив
Если вы фотографируете как дети играют в футбол или ведете съемку каких-либо спортивных мероприятий, вам хватит камеры с фокусным расстоянием объектива 300мм. Лучше всего подойдут для этих целей объективы, оснащенные системой .

Штатив
Понадобится, чтобы избежать эффекта смазывания изображения от дрожания рук при использовании объективов с большим .

1. Прежде всего, хорошо изучите правила состязаний, научитесь разбираться в них.

Прежде чем приступать к спортивным фотосъёмкам, необходимо изучить правила, научиться разбираться в игре и передвижениях спортсменов. В противном случае вы не будете знать, какой момент игры интересен для съёмки и когда его можно ожидать.

Если же правила и ход игры будут вам известны, то вы будете понимать, что, например, в футболе следует за напряжённой игрой в штрафной зоне, а в волейболе – за противостоянием игроков у сетки. Тогда вы научитесь предугадывать, когда смогут возникнуть острые ситуации, и собраться в ожидании ключевых моментов. И вы их не пропустите.


Фотокамера Nikon D100

Диафрагма F8
Выдержка 1/125

На фото выше запечатлен один из ключевых моментов в такой популярной во многих странах мира, как бейсбол. Именно знание механизма игры, её правил, позволило запечатлеть этот момент.

2. Залог отличного снимка – выбор правильной позиции.

В съёмке спортивных состязаний необычайно важна выбранная позиция. Можно сказать, что если вы не сможете фотографировать с хорошего места, вы не сможете сделать хорошие снимки. Выбор этого места отличается для различных видов соревнований, но есть основное правило – попытаться вести съёмку с позиции, с которой видны лица спортсменов. Посмотреть состязания с разных сторон вы можете потом, на видеозаписи.

Так, например, в футболе фотографы снимают голы сбоку от ворот, потому что это даёт возможность запечатлеть выражение лица спортсмена. На фото ниже мальчик пробивает пенальти, и благодаря тому, что камера расположена спереди и справа, получилось сфотографировать его лицо в момент удара по мячу.


Фотокамера Nikon D100
Объектив AF 80-400mm F4.5-5.6D VR
Диафрагма Авто
Выдержка 1/500

3. Съёмка в режиме приоритета выдержки – основное правило. Также мы рекомендуем попробовать съемку с проводкой.

Чаще всего при съёмке спортивных мероприятий выбирают режим экспозиции « ». Ведь зачастую, необходимо время менее 1/250с. А иногда, например, при фотосъёмке тенниса, для того чтобы «остановить мяч», необходимо время выдержки 1/500-1/1000.

При съёмке на улице в ясную погоду, особенно при использовании светосильного объектива, можно снимать, используя значение , но в облачную и дождливую погоду лучше использовать более высокие значения. При съёмке в спортзале или ином помещении зачастую придется использовать значения чувствительности около 800-1600 единиц ISO (Фото ниже).


Фотокамера Nikon D100
Объектив AF-S 80-200mm F2.8D
Диафрагма F2.8
Выдержка Авто

Когда вы освоитесь, можете поэкспериментировать с более длинными значениями (так называемой « »). При использовании короткой выдержки как, например, на фото ниже, и человек, и фон замирают, не двигаются (время выдержки – 1/250). С другой стороны, при «съемке с проводкой», задний план смазывается, что привносит ощущение динамики (время выдержки – 1/30).


Фотокамера Nikon D100
Объектив AF 80-400mm F4.5-5.6D VR
Диафрагма Авто
Выдержка 1/250

Во время «съемки с проводкой» сделайте так, чтобы камера на штативе двигалась только в плоскости движения основного объекта. Сфокусируйтесь на объекте съёмок и фотографируйте, проводя камеру по ходу его движения. Возможно, придется поэкспериментировать с оптимальным соотношением значений – – , чтобы не «пересветить кадр», эффектно размыть фон, но при этом сохранить достаточную резкость на главном объекте.


Фотокамера Nikon D100
Объектив AF 80-400mm F4.5-5.6D VR
Диафрагма Авто
Выдержка 1/30

4. Используйте различные режимы автофокусировки в зависимости от того, какой результат хотите получить.

Во время фотосъёмки футбола, волейбола, соревнований по лёгкой атлетике и других видов спорта, где расстояние между фотографом и объектом часто меняется, лучше перейти в режим непрерывной следящей автофокусировки (C). В режиме покадровой автофокусировки (S) фокус устанавливается на объекте и фиксируется на этом расстоянии, тогда как непрерывная следящая автофокусировка позволяет механизму фокусировки двигаться вместе с объектом съёмки, сохраняя фокус на нём. Это позволяет сосредоточиться исключительно на том, чтобы поймать нужный момент.

Хотелось бы обратить ваше внимание на один момент: фокусируйтесь не на мяче, а на людях. Следя через объектив камеры за игроками, вы сможете запечатлеть момент приёма мяча, или момент удара (фото ниже).


Фотокамера Nikon D100
Объектив AF 80-400mm F4.5-5.6D VR
Диафрагма Авто
Выдержка 1/250

И при непрерывной следящей автофокусировке, и при покадровой, хитрость состоит в том, чтобы оба глаза были открыты. Одним вы смотрите в видоискатель, другим – поверх фотоаппарата на место событий. Так вы не пропустите ничего важного.

5. Всегда будьте готовы к съемке, чтобы не упустить момент.

В спорте очень сложно не упустить решающий момент. К примеру, в играх с мячом (фото ниже) важно, чтобы мяч был в центре кадра, но уследить за ним камерой невероятно сложно.


Фотокамера Nikon D100
Объектив AF-S 80-200mm F2.8D
Диафрагма F2.8
Выдержка Авто
Светочувствительность ISO 1600

Между мгновением, когда вы нажали кнопку и щелчком есть небольшой временной промежуток. И когда требуется невероятная точность в выборе времени для съёмки, время срабатывания бывает очень сложно учесть.

Хороший пример – фото ниже. Фотограф нажал на кнопку, когда игрок посылал мяч, но на фото мяч уже вырвался из руки. Если нажать на спусковую кнопку затвора позже момента, когда игрок, замахиваясь, заводит руку за голову, фото с мячом в кадре уже не получится.


Фотокамера Nikon D100
Объектив AF 24-120mm F3.5-5.6D
Диафрагма Авто
Выдержка 1/1000

В соревнованиях по бегу и иных соревнованиях на больших скоростях удобно пользоваться серийной съёмкой. Во время прохождения спринтерами поворота, или при розыгрыше голевой комбинации воспользуйтесь серийной съёмкой и потом выберите лучшие кадры. Также хорошо сделать серию кадров, когда ваш любимый футболист оказывается с мячом.

Но в таких играх как, например, теннис с его молниеносными ударами, даже серийная съёмка мало поможет вам в том, чтобы удержать мячик в кадре. Это вопрос десятых долей секунды. Если вы пропустите тот единственный миг, когда нужно щёлкнуть затвором, вы упустите решающий момент. Всё решается в одно мгновение, поэтому лучше заранее потренироваться в умении точно выбирать момент для съёмки.

Если вы занимаетесь фотосъёмкой спортивных соревнований, то знайте, что только путём многочисленных проб и ошибок можно научиться делать хорошие фотографии. Именно поэтому заниматься этим видом фотосъёмки так увлекательно.

Фотосъёмка: Nikon Support Center. Курамоти Нории

Сегодня мы поговорим об одном из интереснейших видов репортажа — спортивной съемке. Мы разберём, какие особенности спортивного репортажа нужно учитывать и о чем стоит помнить при съемке спортивных мероприятий, а также обсудим техническую сторону спортивных фото.

Текст: Иннокентий Нестеренко

Основные особенности спортивной съемки

Практически все правила, которые работают для репортажа, будут актуальны и для съёмки спортивных мероприятий. Спорт в целом — исключительно благодарный материал для репортажа. Тут вам и зрелищность, и обилие событий, и яркие эмоции (как у самих спортсменов, так и у зрителей, тренеров и других участников). Скорее всего, вам не придётся мучительно выискивать объект для съёмки — надо будет просто внимательно смотреть по сторонам.

Если результатом съёмки будет не один, а серия кадров, это даст возможность полнее раскрыть историю, развернуть ее во времени (например, так: подготовка к забегу, старт, волнение на трибунах, напряжение и развитие, переломный момент, финал и развязка, кто-то ликует, кто-то негодует). Кроме того, спортивные события — благодатное поле для съёмки портретов.

В чем сложность спортивной съемки?

ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ
В первую очередь, в спортивной съёмке, как и в почти любом репортаже, вы не можете влиять на событие. У фотографа есть только право зрителя.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВРЕМЕНИ
Во-вторых, фотограф ограничен во времени. Вы не можете ни остановить действие, ни повторить его. Если вы пропустили какой-то момент, то вы пропустили его окончательно и бесповоротно.

СКОРОСТЬ!
Третий момент: скорость. Как правило, любая репортажная съёмка, а уж особенно спортивная, связана с достаточно активными действиями, и интересный для съёмки момент — это действительно «момент», а не многочасовое действие (сравните со съёмкой пейзажа, где изменение объекта происходит, как правило, со скоростью движения солнца по небосклону).

ТОЧКА СЪЁМКИ
Кроме того, в спортивной съёмке особенно важно заранее продумать точку съёмки, ведь в решающий момент менять положение съёмки будет уже поздно и драгоценное время будет упущено.

ОСВЕЩЕНИЕ
В зависимости от характера мероприятия, при съёмке в помещении необходимо будет решать проблему недостаточного освещения или «плохого» искусственного света. При съёмке на открытых пространствах освещение может оказаться также не вполне подходящим, и по интенсивности, и по направлению. А подсветить вспышкой удалённые объекты либо невозможно, либо для этого потребуются системы синхронизации, по сложности выходящие за рамки нашего разговора.

ВОПРОС ТЕХНИКИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШТАТИВА И/ИЛИ МОНОПОДА, ТЯЖЁЛОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Несмотря на короткие выдержки, для качественных снимков на длинном фокусе обязательно использование штатива или монопода — это помогает как исключить шевеленку, так и сэкономить силы фотографу, ведь часами держать тяжелый объектив на весу очень тяжело.

Личный взгляд на событие

В репортажной съёмке влияние авторского взгляда фотографа сложно переоценить. Именно выбор фотографа «что и как снимать» создаст радостную или трагическую атмосферу, позволит посмеяться над участниками или посочувствовать им, или даже позволит увидеть забавные детали вне «основного действия».

Взгляните, как по-разному видят один и тот же вид спорта два фотографа.

Сергей Ильницкий

Как и у любого из зрителей, у фотографа будет своё собственное впечатление от происходящего — возможно, отличающееся от других. Тут, правда, нужно опять-таки помнить о цели съёмки: если это личная творческая съёмка, то авторский взгляд и своеобразие самовыражения будут сильной стороной. Если это коммерческая съёмка, где цель — максимально точно и ясно показать событие, то с авторским взглядом и художественным подходом важно не переусердствовать.

Иногда приходится выбирать между точностью передачи происходящего и авторским взглядом на мир. Однако и здесь всегда есть место удачному сочетанию первого и второго. Именно редкие, оригинальные авторские фото будут лучшими среди всех репортажных.

В примерах ниже: автор фото не просто нажимал на кнопку фотоаппарата, сидя в первых рядах на трибунах. Очевидно, он заранее продумал всю съёмку, начиная от точки съёмки и заканчивая подбором специальной техники. Результат вы видите сами.

Точка съёмки, общий и частный план. Дополнительные объективы

Интересна та съёмка, которая покажет либо разные планы, либо наиболее выигрышный для данного мероприятия ракурс. Поскольку не всегда есть возможность отснять событие с разных планов, фотограф должен хорошо продумать заранее, что снимать, откуда и как. Учитывайте ваши технические и физические возможности, погоду, обстановку. Помните также, что, выбирая точку съёмки, вы выбираете не только ракурс, но и задний план.

Adam Pretty

Крупный план всегда интересен зрителю, т.к. находится за пределами восприятия: даже те, кто лично присутствовали на этом же чемпионате, редко рассматривают происходящее в столь же мощную оптику как та, что у вас на камере.

Широкий план — лучший способ передать общую атмосферу.

Отдельные портреты и детали всегда украсят фотоотчёт, сделают его более интересным для зрителя.

Дополнительные камеры и объективы дадут вам больше возможностей для съёмки (в том числе для смены общих или узких планов не сходя с места). Минусы: если вы не профессиональный фотограф, придется учиться жонглировать техникой в условиях, когда времени мало и нужно быстро выбирать, что и как снимать. Отдельный навык, нарабатываемый практикой — это умение вовремя продумать сцену, свет и сюжет, и заранее поставить на фотоаппарат нужный объектив, если вы снимаете на одну камеру и постоянно меняете разные объективы.

Вы можете спросить, зачем такие сложности? Если работать с несколькими объективами так сложно, зачем мне это нужно? Вот я прикупил неплохой зум, он отлично справляется!

Отчасти вы будете правы, но только отчасти. Универсального ответа, как обычно, не существует. С одной стороны, универсальный зум проще в работе. Однако несколько фиксов или специализированных зумов дадут вам гораздо больший диапазон по возможностям съёмки. Хороший короткофокусный фикс (возможно, даже и фиш-ай) позволит снимать очень широкие планы, а также за счёт хорошей светосилы позволит не поднимать ISO даже при съёмке в помещениях. Длиннофокусный объектив позволит поймать хорошие крупные планы — а при репортажной съёмке спортивных мероприятий это бывает критично, т.к. именно при съёмке спорта, как правило, физически подобраться близко к объекту проблематично.

Поймать момент

Спорт — это практически всегда какое-то действие (мы сейчас не говорим о съёмке шахматных чемпионатов), движение. Однако мы снимаем не видео. Наша задача — поймать и остановить ключевой момент, а также увидеть важные детали во всём происходящем.

Выше мы уже упоминали о скорости как об одной из особенности репортажной съёмки. Говоря о съёмке именно спортивного репортажа, нужно учитывать, что всё самое интересное обычно происходит ещё и одновременно. Вы могли сколько угодно скучать в течение не очень эффектного матча. Пять минут до конца игры — и вдруг напряжённый момент! Вот именно сейчас, когда забивают решающий гол, хочется одновременно снять и как вратарь красиво летит в грязь, не успев схватить мяч, и как тренер одной команды ликует одновременно с одной половиной стадиона, и как тренер другой команды сходит с ума и рвёт на себе волосы, и так далее — всё одновременно, и с каждой секундой всё меняется.

А фотографу нужно не только всё увидеть, но и в какой-то степени предугадать. Способность предугадывать события — вообще одна из особенностей репортажной съёмки. И чем больше у вас опыта, тем лучше вы видите процесс и тем удачнее можете строить свои кадры.

Чтобы не пропустить интересный кадр, попробуйте держать глаза открытыми — буквально, оба глаза. Обычно, глядя в объектив, мы закрываем второй глаз, так проще «прицелиться». Открытый второй глаз позволит вам боковым зрением вовремя заметить, если начнёт происходить что-то особенное где-то в стороне.

Очевидно, «поймать момент» можно и без помощи навороченной техники. Важно вникнуть в происходящее, продумать возможные варианты развития событий, и быть готовым быстро среагировать в нужную секунду. Фотограф Дмитрий Донской в одном из интервью по поводу очень удачного, но практически случайно снятого кадра отвечает на вопрос, как ему удалось это сделать: «- А там же только одна плоскость. Значит, нужно было наводить резкость на середину ворот, чуть ближе к дальней от меня штанге. И я заранее позаботился об этом.»

Строго говоря, «слишком умная» техника зачастую даже мешает: расслабляет, заставляет поверить в иллюзию, что можно не напрягаться, волшебная кнопочка всё сделает за нас. Однако глупо было бы совсем не пользоваться доступными сейчас удобными возможностями. Скажем, функция серийной съёмки невероятно полезна при съемке спорта. Наш совет: больше практики в разных режимах и с разными настройками, чтобы самому «прощупать» и возможности техники, и собственные возможности.

Говоря о настройках серийной съёмки, заранее потренируйтесь с вашей камерой, исследуйте её возможности. Обратите внимание, есть два типа серийной съёмки, «burst» и «continuous». В русском языке и то и другое (burst/continuous) называют серийной съемкой, но у них есть большое отличие. В режиме continuous (дословно — непрерывная) съемка идет непрерывно 3-5 кадров в секунду, на полном разрешении, обычно без ограничения длины серии. А в режиме burst (взрыв) камера делает около 30 снимков в секунду на пониженном разрешении, потом останавливается для сохранения фотографий.

Чем отличается хорошее спортивное фото?

ЯСНОСТЬ

Спортивная фотография, как и фотография вообще — это в первую очередь рассказ. До, во время и после съёмки при отборе пройдитесь по следующим пунктам:

  • Как и любой рассказ, ваш фото-рассказ должен показать предельно ясно для зрителя: что происходило, как, когда, с кем. Можете ли вы сами ответить на вопрос «что тут происходит», основываясь только на фото?
  • Если в данном виде спорта есть победители, покажите, кто и как победил. Видны ли победители на ваших фото?
  • Если важны эмоции и переживания участников — покажите их;
  • Подумайте заранее, что будет критичным при съёмке именно этого вида спорта — очевидно, съёмка на ипподроме будет существенно отличаться от съёмки синхронного плавания;
  • Что эффективнее в данном случае: снять фотоисторию из ряда фотографий, или достаточно одного кадра? Обоснуйте.

Владимир Вяткин

Одна фотография:

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Результатом хорошей съёмки будет не просто пачка кадров, фиксирующих события. Вы — художник, а не патологоанатом. Хорошая съёмка передаёт эмоции, атмосферу, позволяет зрителю присоединиться к участникам этого события. И добиться этого не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Взгляните ещё раз на примеры, приведённые выше. Согласитесь, нам, зрителям, не приходится гадать, что происходит в кадре. Мы моментально видим глубокие эмоции, все тонкости человеческих переживаний. И если у нас самих есть такой опыт — страсти, надежды, отчаяния, злости или усталости от тяжёлой физической работы, нацеленной на результат и победу — мы присоединимся к героям снимка. Мы сможем им посочувствовать, если эмоции тяжёлые, или возликовать вместе с ними, если это радость победы. Более того, глядя на выразительную фотографию, мы не просто эмоционально присоединяемся к героям, мы не можем этого избежать.

Обратите внимание: выразительность — это характеристика и каждой отдельной фотографии, и серии целиком. Сам по себе факт съёмки «серией» не добавит выразительности. Всегда задавайте себе вопрос, зачем нужна в кадре та или иная деталь, что она передаёт? Зачем нужна в серии та или иная фотография, помогает она или мешает? И обратите внимание: в примере серии выше, каждая отдельная картинку из серии выразительна и сильна сама по себе, даже взятая вне контекста. Она не раскроет нам всю историю полностью, но передаст и эмоцию, и настроение.

ПОЛНОТА

Ниже приведён пример серии кадров — еще одна работа Владимира Вяткина под обшим названием «Падение». На первый взгляд кажется, что некоторые кадры излишне повторяют друг друга. Однако как только пытаешься сократить и выкинуть «как бы лишнее», понимаешь, что лишнего здесь нет. Каждый кадр работает на общий результат, добавляя свою часть к общей истории.

Владимир Вяткин

Этот пример — про серию кадров, посвящённую одному эпизоду на скачках. Однако серия может отражать и всё мероприятие в целом. В таком случае для полноты серии нужно будет заранее максимально продумать — какие действующие лица важны, какие точки действия будут ключевыми, что нельзя пропустить. Дополнив съёмку необязательными характерными деталями, вы получите разносторонний и действительно полный, глубокий фотоотчёт.

Чтобы максимально полно охватить такую съёмку, пользуйтесь всем широким спектром инструментов и возможностей. Снимайте с разных расстояний и ракурсов, берите разные планы, разбавьте широкий план личными портретами. Чем шире будет ваш диапазон, тем интереснее и качественнее будет съёмка. И главное: только так можно действительно глубоко и полно охватить материал. Для примера посмотрите этот фотоотчет про каскадеров.

КАЧЕСТВЕННАЯ КАРТИНКА

Даже самый технически совершенный кадр не становится автоматически хорошей фотографией. Современная техника в разы упрощает задачу съёмки спорта: автофокус поймает нужную глубину резкости. Объектив с возможностью зуммирования позволяет меньше скакать по трибунам в поисках лучшей точки съёмки. Скорострельность камеры и объектива позволяют сделать большое количество дублей с огромной скоростью, упрощая задачу «поймать момент». В Фотошопе можно подретушировать какие-то погрешности уже после съёмки. Поглядите на фотографии в стоковых базах . Огромное количество технически неплохих, однообразных и безликих фотографий. Вроде и моменты пойманы «правильные», и сфокусировано всё идеально — но фотографии в массе своей ничем не цепляют зрителя.

А вот несколько примеров спортивного фото, снятых ещё до эпохи массового цифрового фотографирования.

Мартин Мункачи

Александр Абаза

Другие удачные примеры: современная съёмка.

Adam Pretty

Wei Seng Chen (Суматра)

Очевидно, что с точки зрения цвета, чёткости и технического качества современные фотографии отличаются разительно. При этом профессионалы всех времён прекрасно знают законы композиции, построение кадра. Изображение сбалансировано, картинка красива — ничего лишнего. Нет и пустых, «провальных» зон.

Технические параметры

ВЫДЕРЖКА-ДИАФРАГМА-ISO

На цифровых камерах с предустановленными режимами съёмки, как правило, есть и режим «спорт». Обычно это предельно высокое ISO и минимально возможная выдержка, то есть настройки, соответствующие съёмке наиболее популярных видов спорта — бег, прыжки. Однако наша цель не просто использовать возможности робота, а самостоятельно контролировать ситуацию.

Во-первых, сам по себе спорт может быть очень разным (сравните: хоккей, бильярд, триатлон, авторалли, прыжки с парашютом). Во-вторых, условия съёмки одного и того же мероприятия могут отличаться. Возьмем, скажем, бег: настройки будут зависеть от того, на улице или в закрытом помещении проходит мероприятие, искусственный или естественный свет, какие есть возможности по расположению точки съёмки относительно бегунов, какая ваша цель (художественное фото, эмоциональный портрет, эффектный общий план для фотоотчёта о мероприятии).

Короче, обдумываем цель и выбираем соответствующие параметры. Скорее всего, вам потребуются такие настройки: максимальный уровень ISO (не максимально доступный для камеры, а максимальный исходя из условий съёмки), минимальная выдержка, режим съёмки «приоритет выдержки».

Артем Голощапов

Владимир Вяткин

ТЕХНИКА: ОБЪЕКТИВЫ, ШТАТИВЫ, МОНОПОДЫ

Можно много рассуждать о ценности авторского взгляда, но суровая реальность такова: в спортивной съемке чаще всего важно именно техническое качество картинки. Зрителя всегда будет меньше интересовать боке, и больше — номер победившей на скачках лошади.

Так что здесь особенно важно подобрать максимально светосильный объектив (или несколько объективов). В категорию «спортивных» попадают светосильные, быстрые длиннофокусные линзы. Дополнительный широкоугольный объектив поможет захватить больше деталей, показать общий план (многие любят даже и фиш-ай).

При съёмке на длинном фокусе нужно особенно тщательно избегать вибрации (чем длиннее фокус, тем больше воздействие любых вибраций на качество картинки). Чтобы избежать смазывания за счет трясущихся рук, старайтесь выбирать выдержку короче, чем 1/фокусное расстояние. То есть на фокусном расстоянии 200mm надо снимать с выдержкой 1/300 или короче.

Несколько советов на эту тему:

  • Обратите внимание на объективы со встроенными стабилизаторами, они позволяют заметно увеличить допустимые выдержки (3-5 ступеней);
  • Если есть возможность приобрести более светосильный объектив (позволяющий снимать на меньших выдержках) — не скупитесь, результат оправдает затраты;
  • Учтите, что длиннофокусный объектив — это всегда существенный дополнительный вес. Возьмите штатив, монопод или продумайте какую-то подставку под камеру уже на месте. Возможно, стоит присмотреться к объективам с крепежом для монопода;
  • использование монопода не только освобождает вам руки, но и ускоряет автофокусировку камеры.

Один из способов снизить вибрацию при съёмке.

Существуют также и внешние кольца с гнездом для крепления на монопод.

РЕЖИМЫ ФОКУСИРОВКИ

Статичные сюжеты мы обычно снимаем в режиме фокусировки «One Shot AF». Выбрали композицию, наполовину нажали кнопку затвора, автофокус сфокусировал объектив, зафиксировал фокус на нужном расстоянии. Дальше мы можем по желанию скорректировать композицию, сдвинув объектив, и дожать кнопку спуска до конца. У этого режима есть ещё полезный бонус — он не даёт сделать кадр, если сфокусироваться вообще не удалось (как правило, при этом мигает специальный индикатор).

Меню выбора режима фокусировки

Для съёмки более динамичных объектов нужно освоить AI SERVO AF. Фактически это тот же One Shot AF, только без блокировки фокуса. Объектив автоматически перефокусируется каждый раз, когда изменяется расстояние между камерой и объектом съемки.

Однако будьте бдительны: в этом режиме вы можете сделать кадр даже тогда, когда объектив ещё не сфокусировался. Кроме того, если между камерой и объектом съёмки появится какой-нибудь перемещающийся объект — объектив может сфокусироваться на объект, находящийся ближе к камере. Будьте также готовы к тому, что в режиме AI Servo AF фотоаппарат не будет подавать ни световые, ни звуковые сигналы об успешной фокусировке.

Между фокусировкой объектива и срабатыванием затвора происходит небольшая задержка. Хотя она измеряется долями секунды, её следует принимать во внимание при съёмке быстро движущихся объектов — к примеру, гоночная машина на скорости 160км/ч проезжает примерно 4.5м за 1/10с. Это означает, что хотя машина могла быть в фокусе в момент нажатия кнопки спуска, она может быть не в фокусе в момент открытия самого затвора.

Многие камеры решают эту проблему с помощью технологии предугадывающей фокусировки. Камера измеряет расстояние до объекта съёмки каждый раз, когда объектив перефокусируется. Анализируя эти данные, камера может просчитать скорость и направление движения объекта. Далее она экстраполирует полученную информацию, чтобы определить, где окажется объект съёмки в момент срабатывания затвора. Затем камера перефокусирует объектив на вычисленное расстояние, чтобы объект съёмки был в фокусе в момент экспозиции.

НЕСКОЛЬКО ФИНАЛЬНЫХ СОВЕТОВ

  • Снимайте спорт в jpeg, а не в raw. Во-первых, это сэкономит место на карте при съемке сериями (а исчерпать свободное место за пять минут до финала весьма обидно!) Во-вторых, запись raw может существенно замедлить работу камеры при серийной съёмке;
  • Повторимся: не рассчитывайте на вспышку. Практически всё интересное будет происходить за пределами её возможности. Кроме того, её использование может быть официально запрещено правилами соревнований;
  • Размер имеет значение! Выбирайте объектив с длинным фокусом. Он вам точно пригодится. Если можете себе позволить, возьмите 300-400мм (жители крупных городов могут воспользоваться фотопрокатами). Если нет, пусть это будет хороший светосильный зум порядка 80-200мм;

  • Помните об окружении. Снимайте общие планы и побочные детали за пределами игры;

Любите спорт. Мало смысла в желании войти в эту сферу, если вашей единственной причиной является финансовая сторона. Спортивный фотограф-энтузиаст гораздо легче захватит реальную суть спортивного действа, потому что ваши природные инстинкты помогут вам научиться распознавать жизненно важные моменты, заслуживающие съемки.

Приготовьтесь проявить амбиции. Спортивная фотография является соперничающим занятием, и вы должны обладать одновременно отличными навыками в фотографии и общении, чтобы работать с людьми, которые могут помочь вам найти удобную позицию для съемки лучших кадров.

  • Совершенствуйте свои навыки в фотографии. Если вы новичок, пройдите курсы, где вас научат как можно большему количеству технических элементов и специальных техник. Если вы сможете найти занятия по специальности «спортивная фотография», это будет намного лучше. Прочтите статьи сайта wikiHow о фотографировании спортивных мероприятий, которые помогут вам научиться фокусироваться.
  • Улучшайте свое умение общаться с людьми. Зачастую к лучшим местам для наблюдения за действием в профессиональном спорте относят те, где размещены идеальные для обзора сидения или VIP боксы. При желании туда попасть вам следует быть очень профессиональным, ненавязчивым и вежливым с людьми, окружающими вас.
  • Тренируйте ваши умения в спортивной фотографии, снимая кадры любительских игр по какому-либо из видов спорта. От хоккея до футбола, от плавания до верховой езды, испробуйте столько видов спорта, сколько возможно, чтобы расширить ваши навыки и тщательно все опробовать.

    • Начните с простого вида спорта и двигайтесь дальше по своему пути к более сложным спортивным мероприятиям. Например, легче начать со спорта с небольшими передвижениями, чем с такого вида, где присутствуют высокие скорости и быстрые смещения. Скажем, легче захватить в кадре гребца, чем вратаря.
  • Убедитесь, что вы используете надлежащее оборудование. Инвестируйте деньги в качественные камеры и объективы. Многие спортивные состязания требуют наличие быстрых телеобъективов (чтобы вы могли приблизить кадр) с быстрым автофокусом (механизмом). Широкая диафрагма важна для выделения объекта и расфокусировки окружающего пространства, быстрого реагирования на движение, а наличие короткой выдержки позволяет «заморозить» действие.

  • Составьте портфолио из ваших самых лучших фотографий по целому ряду видов спорта. Подумайте о компоновке одновременно печатного экземпляра портфолио и одной онлайн версии. Всегда выбирайте самое лучшее и отбрасывайте все остальное, даже то, что вам лично нравится (вы можете посмотреть на последнее после работы!) Покажите свой талант в наилучшем свете. Попробуйте показать следующее:

    • Ваше мастерство захвата движения
    • Ваше умение поймать скорость
    • Стоит указать вашу сноровку в распознавании момента, например, агонии на лице голкипера, когда он пропускает гол, или боли на лице велосипедиста, искаженном из-за упавшего велосипеда, либо огромного восторга пловца, когда он касается рукой стены и побеждает.
    • Ваши навыки в использовании фонов или других элементов, чтобы показать общее ощущение
    • Ваше искусство отражения настроения толпы.
  • Подайте заявление о приеме на работу в качестве фотографа в соответствующую газету, местный журнал, веб-сайт и т. д. и уточните свой особый интерес к спортивной фотографии.

    • Понадобится некоторое время для того, чтобы ваша фоторабота превратилась в занятие вашей мечты. Если вам приходится побегать на должности ассистента, будьте благодарны за опыт и советы. Благодаря терпению и своим умениям, вы справитесь.
    • Прочтите статью на WikiHow о том, как стать профессиональным фотографом.
  • Приветствую вас вновь, уважаемый посетитель блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Вы не задавались вопросом почему у вас не получается съемка спорта? Что я делаю не так, может мой фотоаппарат не способен на это? Может я просто неправильно выставляю настройки фотоаппарата? На эти и другие интересующие вас вопросы, в этой статье найдете исчерпывающие ответы.

    Ранее в статьях, уже велась речь о многих технических аспектах, которые должен знать каждый уважающий себя фотограф. Сейчас же настало время поговорить о приёмах съёмки, о самой технике работы с камерой и объектом. Конкретно в этой статье я расскажу вам, как фотографировать спортивные мероприятия.

    Для начала, нужно узнать, где будет проходить это самое мероприятие: на открытом воздухе, воде или в помещении. Также следует понимать, какими будут условия освещения. Исходя из этого, формируется набор строго необходимых инструментов.

    Я постараюсь описать минимальный и самый универсальный набор, каким привык пользоваться сам. Прежде всего, это пара объективов. Основным, в нашем случае, будет длиннофокусный, а дополнительным – широкоугольный, который берётся «на всякий случай».

    Не менее важно иметь несколько сменных аккумуляторов для своей фотокамеры, чтобы случайно не пропустить наилучший кадр. Мне вполне хватает двух аккумуляторов, если говорить субъективно.

    Если вы снимаете спортивные мероприятия на открытом воздухе, днем в солнечную погоду, то можно использовать ультрафиолетовый фильтр и то, в зависимости от яркости солнца и время года. Если же время съемки ближе к вечеру или же на улице облачно, не говоря уже о съемки в помещении, не о каких фильтрах и речи идти не может.

    Знаете ли вы какой должна быть при фотосъемке спорта? Не менее 1/1000 с. Почему спросите вы, именно данное число? Спортивное мероприятия проходят в активном режиме и что бы заморозить объект, именно такое минимальное значение выдержки необходимо.

    Если мероприятия проходят на открытом воздухе, в хорошую солнечную погоду, то установить значение выдержки 1/1000 с. будет реально. Но если погода пасмурная или еще хуже, фотографировать спорт надо в помещении, то даже при самой открытой (f/2,8 или f/3,5), получить нужное значение выдержки практически не возможно.

    Здесь на помощи приходит . Но знаете ли вы, сколько нужно установить значение ISO 200, 400, 800, а может 3200?

    Для этих случаев я всегда использую, очень нужную функцию в фотоаппарате – автоматическая установка исо. Например, можно установить следующие настройки:

    • Начальная светочувствительность 100;
    • Максимальная светочувствительность 1600, можно увеличить до 3200;
    • Выдержка 1/1000.

    Теперь ваш фотоаппарат сам, будет выставлять нужное количество светочувствительности. И большим плюсом здесь является то, что он не будет перескакивать сразу, от значения 200 к 400, например. Если ему хватает света, он может поставить значение ISO 290. Согласитесь, как бы мы не хотели, то такого значения вручную выставить самостоятельно не сможем.

    Иногда может пригодиться , если вы снимаете на воде. Об этом чуть ниже. Но использовать его постоянно не стоит: он может навредить в отдельных ситуациях, которые мы рассматривали ранее. Очень редко может понадобиться штатив, поэтому брать с собой полноразмерный аксессуар не стоит. Но вот о моноподе задуматься стоит, тем более, если будете использовать телеобъектив. Я такой покупал себе здесь .

    Иногда, бывают случаи, когда хочется записать небольшой видеоролик, что вызывает необходимость использования штатива. На этот случай, в сумке у меня всегда лежит компактный аксессуар, изначально приобретавшийся для мобильной съёмки.

    При фотографировании спорта, следует использовать телеобъектив, чтобы не приближаться к спортсменам и не мешать им. Самое важное правило – не использовать вспышку. Во-первых, она может «свести с ума» спортсмена или зрителя, во-вторых, на ярком солнце от неё будет мало пользы, да и в помещении она не чем не поможет, объекты съемки слишком далеки.

    Съёмка на воде

    В целом, требования здесь будут похожими на рядовую съёмку вне помещения: длиннофокусные линзы, отсутствие вспышки и возможно установки автоматического ISO.

    Если же говорить о специфике, то я выделил для себя один наиболее нужный аксессуар для такого случая – поляризационный фильтр. Как вы могли прочитать ранее в статьях, поляризатор позволяет уменьшить количество бликов на воде, что может сыграть важную роль в повышении качества кадра.

    Если же снимать на воде приходится достаточно часто, то следует позаботиться и о влагозащите своего аппарата. Не всегда мы в силах предсказать развитие событий, иногда мы также можем увлечься работой и просто свалиться в водоём, что однажды произошло с моим товарищем.

    После того момента он и начал советовать всем друзьям использовать устройства защиты от влаги.

    Существует также несколько общих рекомендаций для съёмки спорта, помимо вышеперечисленных. Прежде всего, это использование выдержки. Конечно, самым первым и правильным решением будет её уменьшение до максимально короткого значения, как уже говорилось выше.

    Однако, иногда допускается и использование длинной выдержки. Для чего это нужно? Прежде всего, для получения красивого размытого фона или создания качественной проводки.

    Для фотографирования автогонок, при выдержке 1/1000 с. вы получите просто замороженный объект, который не всегда выглядит хорошо. Мы получим фотографию, как будто автомобиль, просто стоит на трассе, а не движется. Тоже самое можно сказать и о колесах мотоцикла, велосипеда.

    Проблему можно решить, снизив значение выдержки до 1/250 или 1/360 с. Но здесь важно вести объект. Такой метод называется – панорамированием.

    Всегда отключайте звуковые сигналы в вашем фотоаппарате. Тем более, если вы снимаете, например, большой теннис, шахматы и другие, когда вы максимально приближены к спортсмену, и где очень важна тишина. Иначе, можете получить грубые замечания от игроков.

    Лучше всего, для подвижных моментов спорта, использовать режим фокусировки – следящий фокус или еще он называется постоянный следящий.

    При съемке в ночное время суток, придется повысить значение светочувствительно еще больше, вплоть до 6400, чтобы получить нужную нам выдержку. А какую именно, вы уже знаете! То есть 1/1000 секуны.

    Но здесь, при использовании фотоаппаратов с , появляются очень много шумов. Поэтому профессиональные фотографы используют , а именно такие как, 5D Mark III или 1DS от Canon или D700, D800, D810, D3 от Nikon. Они генерируют так мало шумов, что легко можно снимать и на ISO 6400.

    Затрагивая тему фокусного расстояния, следует отметить, что чем оно больше – тем лучше. Конечно, не всем по карману линзы с фокусом в 300-400 миллиметров, поэтому даже профессионалы, зачастую, снимают на 70-200 мм. Этого, как правило, достаточно, но большие цифры позволят вам меньше перемещаться для получения кадра. Также с большей дистанцией фокусировки легче будет получить макро, при необходимости.

    Выбор тушек, на самом деле, здесь абсолютно ничем не ограничен, если вы планируете фотографировать спортивные мероприятия на улице днем, в помещении. Конечно, если ценовой вопрос встаёт ребром, то лучше приобрести средне бюджетный аппарат с кроп-матрицей с крп-фактором 1,5-1,6.

    Для него объективы будут стоить гораздо дешевле, чем для полнокадрового. Еще одним плюсом кроп-фактора, является его эффект зуммирования. Иными словами, объектив с фокусным расстоянием 200 мм., превращается в 300 мм. для Nikon и 320 для Canon. Более подробно о матрицах с можно ознакомиться в ранних статьях.

    Говорить не стоит, о композиционных особенностях спорта, поисках новых решений при фотографировании мероприятий говорить, так как это должно делаться по умолчанию каждым фотографом для любого вида съёмки. Если не будет соблюдаться простое, справедливое для всех жанров правило, то такие фотографии просто затеряются в толпе.

    Таким решением можно назвать использование , которому, как кажется на первый взгляд, нет места в работе со спортом.

    Некоторые фотографы специализируются на съёмке крупных планов спортсменов, инвентаря, передачи атмосферы на мероприятии, создании панорам, получении общего плана всей спортивной локации и многом другом. Очень часто такие кадры могут увеличить ценность всего репортажа в несколько раз.

    И в заключении, немного рекомендаций. Если вы только начинаете занимать фотографированием, и возникают много вопросов связанные с фотоаппаратом, с режимами съемок, с композицией и т.д., то хочу обратить ваше внимание на очень полезный курсы. Поверьте, большинство вопросов, которые вас преследуют, просто отпадут.

    Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для почитателей фотоаппарата NIKON.

    Моя первая ЗЕРКАЛКА — для почитателей фотоаппарата CANON.

    Также не забываем про чистку объективов. У меня есть хорошая статья, где я детально рассказываю все тонкости чистки, чтобы не повредить стекла. А еще я пользуюсь специальным карандашом и тряпочкой для чистки . Такие я покупал на Aliexpress. Качеством доволен.

    Всех вам благ, Тимур Мустаев.

    Если вам на несколько часов нужна фотосъемка спортивных мероприятий, обратитесь к фотографам, зарегистрированным на youdo.com. Фотосъемка любых мероприятий (в том числе спортивных) проводится исполнителями нашего сайта на высоком уровне.

    В портфолио специалистов, зарегистрированных на Юду, вы увидите фото, которые сделаны во время репортажных съемок спортивных соревнований и чемпионатов. Похожие снимки вы сможете распечатать для своего семейного альбома, а также выложить в социальные сети.

    Как снимаются соревнования?

    Для проведения репортажной съемки фотограф должен быть заинтересован в спорте. Идеально, если специалист ранее уже занимался фотосъемкой спортивных мероприятий. Хорошего фотографа вы найдете на сайте youdo.com.

    Спортивная фотосъемка не возможна без профессиональной фотокамеры и другой специальной аппаратуры. С ее помощью получаются четкие, яркие и эффектные снимки. Даже простые школьные соревнования и эстафеты лучше всего снимать на хорошую камеру, а не на любительские цифровые фотоаппараты.

    Во время репортажной фотосъемки спортивного мероприятия самое главное – поймать нужный момент. Поэтому фотограф должен не только иметь опыт в фотосъемке спортивных соревнований, но и обладать определенной ловкостью, сноровкой.

    Если вам хочется запечатлеть час триумфа вашего ребенка в школе или детском саду, доверьте дело профессионалу. Оформите заказ на спортивную фотосъемку с помощью сайта youdo.com.

    Преимущества заказа услуг исполнителей Юду

    На нашем сайте зарегистрированы лучшие специалисты по репортажной съемке спортивных мероприятий. В портфолио профессиональных фотографов, предлагающих услуги на youdo.com, вы увидите:

    • снимки со школьных спортивных соревнований
    • фотоотчеты с чемпионатов по различным видам спорта
    • коллажи с фотографиями, сделанными в спортивном зале, на площадке, на футбольном поле, в бассейне и др.

    У исполнителей YouDo самые низкие в Москве цены на съемку спортивных мероприятий.

    Фотографы, зарегистрированные на сайте Юду, гарантируют профессиональную фотосъемку спортивного мероприятия. Наши исполнители качественно и недорого предоставляют такие услуги:

    • съемка лучших моментов соревнования
    • создание коллажей из фото
    • цифровая и художественная обработка снимков
    • предоставление фотоотчета с проведенного состязания
    • распечатка фотографий

    Наши фотографы с помощью профессиональных фотокамер увековечат лучшие моменты соревнования. На снимки, которые сделают и обработают исполнители YouDo, вам захочется смотреть снова и снова.

    Какова цена репортажной съемки?

    Оформите заказ услуг на youdo.com, если вам нужен фотограф на спортивное мероприятие – цена за час работы у наших исполнителей невысока. Стоимость услуг фотографа зависит от:

    • сложности съемки
    • условий, в которых проходит мероприятие (спортивная площадка, бассейн, зал или другое место)
    • продолжительность соревнования

    О точной цене за услуги спортивного фотографа вам следует договориться с выбранным исполнителем.

    Если нужна профессиональная фотосъемка спортивных мероприятий по низкой цене, заполните форму заказа услуг на данной странице и дождитесь откликов наших исполнителей.