Как правильно выставить зажигание на заз 968. Электронное зажигание на заз


Система зажигания (СЗ) транспортного средства включает в себя множество узлов и устройств, соединенных между собой. Одним из основных компонентов такой системы в автомобилях ЗАЗ является трамблер. Как правильно установить трамблер Таврия, какие неисправности характерны для этого устройства и как его отремонтировать, мы расскажем ниже.

[ Скрыть ]

В каких случаях необходима установка зажигания?

Настройка и ремонт системы зажигания

Как правильно отрегулировать работу системы? Если вы не знаете, как выставить зажигание на Таврии, то мы готовы научить вас этому. Принцип настройки СЗ заключается в изменении положения распределителя по отношению к установочной улитке. Перед тем, как приступить к настройке, необходимо открыть капот и посмотреть на эту улитку и трамблер. Выставьте на каждом элементе метки — это позволит все вернуть на место, если в процессе ремонта вы допустите ошибки.

Процедура настройки выглядит так:

  1. Сядьте за руль, установите ключ в замок зажигания своей Таврии и запустите двигатель.
  2. Затем на заведенном силовом агрегате нужно слегка провернуть распределительное устройство — сначала в одну, а потом в другую сторону. В этот момент нужно прислушиваться к тому, как работает мотор, изменилась ли динамика оборотов. Вам необходимо уловить тот момент, когда обороты ДВС будут наиболее максимальными. Обычно это не конкретная точка, а место в половину деления на участке. В данном диапазоне и находится самое оптимальное зажигание. Если силовой агрегат вашего авто работает с детонацией, то попробуйте выставить более позднее зажигание.
  3. Затем распределительный узел необходимо зафиксировать в данном положении, после чего произвести диагностику работоспособности ДВС на разных режимах работы.
  4. Когда трамблер будет закреплен, нужно немного проехаться. Разгоните автомобиль приблизительно до 60 км/ч, переключитесь на четвертую передачу, а затем сбросьте скорость примерно до 40 км/ч и опять резко нажмите на педаль газа. В этот момент должна проявиться детонация, но буквально на 1-2 секунды, не более. Если это так, то можно считать, что половина дела сделано.
  5. Помимо этого, нужно также проверить и мощность ДВС. В том случае, если мощность двигателя не особо высокая, то можно попытаться еще раз произвести регулировку привода распределителя. В данном случае вам потребуется пинцет, поскольку с его помощью выполнить эту задачу будет намного легче. Если вы посмотрите на распределитель, то заметите, что разрез под него на приводе немного смещен в сторону, так что допустить ошибок и установить привод неправильно вы не должны (автор видео — канал ).

Также можно произвести и регулировку непосредственно распределителя, суть этой задачи заключается в изменении уровня натяжения грузов, а также выставлением вакуумного регулятора. Но учтите, что для реализации данной процедуры потребуется специальный стенд, который не всегда можно найти даже на СТО.

Фотогалерея «Самостоятельная регулировка трамблера»

Неисправности устройства и способы их устранения

По каким причинам может отказаться работать трамблер и как можно исправить ситуацию:

  1. Ослабло крепление распределительного узла, что привело к некорректной работе мотора. Из-за ослабленного крепления мог сбиться угол опережения, что в свою очередь приведет к затрудненному запуску, снижением мощности, а также неустойчивым холостым оборотам. Также возрастет и расход топлива. В данном случае нужно просто затянуть винт, который крепит устройство, при помощи ключа.
  2. К распределительному механизму подключены высоковольтные провода в неверной последовательности. Это может привести к тому, что ДВС вовсе не запустится или заведется, но при этом из-под капота будут раздаваться хлопки, машина будет ехать рывками. Откройте сервисную книжку и уточните, как должны быть подключены высоковольтные провода, переподключите их.
  3. Еще одна неисправность — это пробитая крышка механизма. Как показывает практика, место пробоя обычно хорошо видно даже невооруженным глазом. Из-за пробоя возможна утечка тока, что способствует сбоям в функционировании ДВС. В данном случае единственным вариантом будет замена крышки.
  4. В крышке распределителя произошло окисление либо разрушение контактов. Если речь идет об окислении, то можно произвести очистку контактов при помощи растворителя, если же проблема заключается в разрушении, то элементы подлежат замене.
  5. Износился контактный уголек на крышке, мотор при этом будет запускаться с трудом. Производится либо замена уголька, либо крышки в целом.
  6. Поломка датчика Холла. Такая неисправность приведет к невозможности запуска мотора, контроллер следует заменить. Возможно, что произошел обрыв проводки от этого контроллера к разъему, тогда девайс необходимо более тщательно проверить.
  7. Износился верхний подшипник. Признаком неисправности будут нестабильные холостые обороты. Проблема решается путем замены валика с центробежным регулятором, а также подшипниковым устройством. Либо же распределительный механизм придется менять полностью.
  8. Вышел из строя вакуумный регулятор опережения. При такой неполадки силовой агрегат транспортного не сможет тянуть авто на подъем, мощность двигателя значительно снизится, как и его приемистость. Это происходит в результате того, что сам регулятор используется для того, чтобы выставить угол опережения немного раньше в режиме высокой нагрузки на мотор. Причина может заключаться в отсутствии герметичности корпуса данного устройства или в заедании патрубка от карбюратора, подключенного к нему. Также проблема может заключаться в неисправности поворотной пластины. Решение неполадки может заключаться в устранении проблем с герметичностью или заменой вышедших из строя компонентов. В крайнем случае можно полностью заменить регулятор.
  9. Проблемы в работе центробежного регулятора. Симптомы неисправности будут аналогичными. Что касается причин, то необходимо проверять пружинки грузов, они могли ослабнуть или выйти из строя в результате износа, также могли потеряться демпферные колечки грузов, сами грузы могут заедать. Нужно произвести демонтаж распределителя и заменить сам регулятор, поскольку его ремонт в большинстве случаев нецелесообразен.

Регулировка системы зажигания

Регулировка зазора между контактами прерывателя. Для обеспечения нормальной работы системы зажигания зазор между контактами прерывателя должен быть 0,35...0,45 мм, или угол замкнутого контакта по валику распределителя 44...52°.

Регулировку зазора рекомендуется выполнять следующим образом. Снять крышку распределителя и ротор и, медленно проворачивая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок 10 (см. рис. 155) в положение, когда зазор между контактами прерывателя будет наибольшим, т. е. когда текстолитовый кулачок 29 прерывателя установится на вершине грани кулачка 10. После этого плоским щупом проверить зазор между контактами. Если зазор не соответствует указанной выше величине, необходимо ослабить винт 20 и, поворачивая эксцентричный винт 31, установить требуемый зазор. Закрепить винт и снова проверить зазор. Поставить крышку на место и закрепить ее защелками 4. После регулировки зазора между контактами прерывателя-распределителя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому после регулировки зазора необходимо проверить установку зажигания и при необходимости подрегулировать.

Установка зажигания. Зажигание устанавливают по меткам «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя. Эта метка указывает момент зажигания в первом цилиндре. Начало размыкания контактов прерывателя должно происходить в момент, когда метка «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя совпадает со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). При этом ротор 5 (см. рис. 155) должен находиться против электрода крышки распределителя с цифрой 1.

Порядок операций при установке зажигания следующий: установить коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре. Для этого вывернуть свечу первого цилиндра (первый с левой стороны, если смотреть на вентилятор) и плотно закрыть отверстие для свечи пробкой из смятой бумаги. Выталкивание пробки при проворачивании коленчатого вала укажет на начало такта сжатия, медленно провернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки «МЗ» со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). Убедиться, что ротор стоит против контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра;

установить октан-корректор на нулевое деление шкалы поворотом регулировочного рычага 36 (см. рис. 155), затянуть гайку 37 болта крепления пластин октан-корректора,

ослабить затяжку болта 39 хомута крепления корпуса распределителя к подвижной пластине 38 октан-корректора и повернуть корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись;

взять переносную лампу и два изолированных провода. Присоединить при помощи дополнительных проводов один конец штыря вилки переносной лампы на массу, а другой к клемме низкого напряжения катушки зажигания, к которому крепится провод, идущий к клемме II прерывателя-распределителя;

включить зажигание и осторожно повернуть корпус 32, прерывателя-распределителя по часовой стрелке до момента загорания лампы. При этом необходимо прижимать ротор в сторону, противоположную его вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановить вращение прерывателя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить;

удерживая корпус прерывателя-распределителя от проворачивания, затянуть болт 39 хомута крепления корпуса, поставить крышку 9 и центральный провод на место. После этого проверить момент установки зажигания, проворачивая заводной рукояткой коленчатый вал двигателя;

проверить присоединение проводов от свечей, начиная с первого цилиндра, в порядке 1-3-4-2, считая против часовой стрелки.

Установка зажигания по метке «МЗ» на шкиве при среднем положении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощностные экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется соответствующий бензин.

После каждой установки зажигания, регулировки контактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить соответствие угла опережения зажигания на ходу автомобиля. Для этого следует прогреть двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40...45 км/ч, дать автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то зажигание считается установленным правильно. При необходимости корректируют угол опережения зажигания, вращая в соответствующем направлении корпус прерывателя-распределителя при помощи регулировочного рычага 36 октан-корректора. Перед перемещением рычага гайку 37 необходимо ослабить, после подкорректировки угла опережения надежно затянуть. При сильной детонации стрелку следует передвигать в сторону знака «-» для уменьшения угла опережения зажигания, а при полном отсутствии детонации - в сторону «+». 241

Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый, ручной регулировкой при помощи октан-корректора, составляет 12° (по углу поворота коленчатого вала двигателя) относительно начальной установки (5° до ВМТ).

Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания. Слишком раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.

Винтовые шлицы, по которым перемещается привод, шейки вала и привод тщательно промывают, продувают сжатым воздухом и смазывают маслом, применяемым для смазки двигателя.

Проверяют состояние контактов реле, которые в случае значи­тельного подгара зачищают стеклянной шкуркой. Если же контакт­ные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеют износ более 0,5 мм, их следует повернуть на 180° или заменить.

Проверяют отсутствие замыкания статорной и якорной обмоток и изолированных щеткодержателей стартера на массу. При этом необходимо отсоединить вывод обмотки возбуждения стартера от реле и массовый вывод параллельно подсоединенной обмотки от корпуса статора.

Наличие межвиткового замыкания обмотки якоря проверяют на стенде для проверки якоря. Если поверхность коллектора имеет выработку от щеток, коллектор следует прошлифовать. Биение торца коллектора на максимальном диаметре относительно шеек вала допускается не более 0,05 мм.

Проверяют на замыкание изолированный щеткодержатель на массу, а также легкость перемещения щеток в щеткодержателях.

Щетки, изношенные по высоте до размера 9 мм, заменяют. Новые щетки необходимо притереть по коллектору. При наличии забоин на торцах шестерни следует отшлифовать заходную часть зубьев тонким наждачным кругом малого диаметра.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕЛЕ СТАРТЕРА

Для уменьшения тока в цепи включения стартера и обеспече­ния своевременного отключения стартера после пуска двигателя применяется дополнительное электромагнитное реле PC 534. До­полнительное реле установлено на стенке отсека двигателя с левой стороны.


На основании 2 (рис. 152) реле смонтировано ярмо // с сердечни­ком 8 и обмоткой 10. Сверху ярма установлен якорь 7 с контактом. Для присоединения проводов на основании имеются штекеры. Реле закрыто крышкой 4. При прохождении по обмотке 10 тока возника­ет магнитное поле, которое притягивает якорь, при этом замыкаются контакты 9. В случае отсутствия в обмотке тока или когда ток ниже определенного значения, пружина 5 возвращает якорь в исход­ное положение и контакты размыкаются. Включение реле происходит при напряжении 7...8 В, а отключение при напряжении 3...4 В.

В эксплуатации особого ухода за реле не требуется. Через каждыекм пробега автомобиля рекомендуется проверить регулировку реле и состояние контактов.

Техническая характеристика дополнительного реле

Напряжение номинальное, В 12

» включения, В 7...8

» выключения, В 3...4

Усилие размыкания контактов, гс, не менее 130

Зазор между контактами в разомкнутом состоянии, мм 0,4

Зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах, мм, не менее 0.1

Число витков катушки (провод 0,21 мм) 1000

https://pandia.ru/text/77/499/images/image176.gif" width="285" height="194 src=">

Рис. 152. Дополнительное реле: 1 - штекер; 2 - основание; 3 - стойка пружины; 4 - крышка; 5 - пружина; 6 - кронштейн; 7 - якорь; 8 - сердечник; 9 - контакты; 10 - обмотка; 11 - ярмо.

Рис. 153. Схема для проверки допол­нительного реле: 1 - аккумуляторная батарея ; 2 - реостат; 3 - контрольная лампа; 4 - реле; 5 - вольтметр; 6 - выключатель

Для проверки реле (рис. 153) приборы включают включателем 6 и с помощью реостата 2 устанавливают напряжение по вольтметру 5 в пределах 1.,.2 В. Затем плавным перемещением движка реостата увеличивают напряжение до момента включения реле (при этом должна загораться контрольная лампа 3). Показание вольтмет­ра, при котором зажглась лампа, будет соответствовать напряже­нию включения реле.


Передвижением движка реостата в противоположную сторону снимают напряжение до выключения реле. Показание вольтметра в момент погасания лампы соответствует напряжению выключения реле

Если при проверке окажется, что напряжение выключения реле превышает 4 В, то его следует отрегулировать подгибанием стойки 3 (см. рис. 152) пружины так, чтобы напряжение выключения реле находилось в пределах 3...4 В, а напряжение, при котором реле замыкает контакты (напряжение включения), в пределах 7...8 В. Зазор между якорем 7 и сердечником 8 при замкнутых контактах, а также зазор между разомкнутыми контактами должен соответ­ствовать данным, приведенным в технической характеристике.

После проверки напряжения включения и отключения проверяют отсутствие замыкания обмотки реле на ярмо. Для этого отсоеди­няют провода от клеммы К (см. рис. 153), а провод от контроль­ной лампы, который был присоединен к клемме С, поочередно при­соединяют к клеммам К. При исправном реле контрольная лампа не должна загораться.

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Система зажигания двигателя (рис. 154) состоит из прерывателя-распределителя, катушки зажигания, соединяющих проводов, нако­нечников свечей и свечей зажигания.

DIV_ADBLOCK53">

Устройство прерывателя-распределителя

Прерыватель-распределитель Р-114Б (рис. 155) установлен в корпусе привода валика распределителя зажигания и жестко при­креплен к нему при помощи пластин 17 и 38 октан-корректора. Он приводится во вращение от валика привода масляного насоса. Направление вращения левое. Прерыватель-распределитель зажигания состоит из прерывателя тока низкого напряжения, рас­пределителя тока высокого напряжения, центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания и октан-корректора.

Прерыватель включает стальную пластину 30 с неподвижным контактом 26, рычажок 28 с подвижным контактом и четырехгран­ный кулачок 10, который вращается от муфты привода распредели­теля и размыкает контакты гранями, набегающими на текстолито­вый кулачок 29 рычажка.

Распределитель тока высокого напряжения состоит из ротора 5 с резистором 6 и контактной пластиной 8 и крышки 9 с электро­дами, которые соединяются проводами с катушкой и свечами зажи­гания. В центральный электрод крышки распределителя вмонти­рован контактный уголек 7 с пружиной.

Центробежный регулятор опережения зажигания служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Вакуумный регулятор опережения зажигания изменяет угол опе­режения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.

Октан-корректор предназначен для изменения угла опережения зажигания в зависимости от октанового числа бензина. Чем выше октановое число бензина, тем больше должен быть угол опережения зажигания.


DIV_ADBLOCK55">

Регулировку зазора рекомендуется выполнять следующим обра­зом. Снять крышку распределителя и ротор и, медленно провора­чивая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок 10 (см. рис. 155) в положение, когда зазор между контакта­ми прерывателя будет наибольшим, т. е. когда текстолитовый кулачок 29 прерывателя установится на вершине грани кулачка 10. После этого плоским щупом проверить зазор между контактами. Если зазор не соответствует указанной выше величине, необходимо ослабить винт 20 и, поворачивая эксцентричный винт 31, уста­новить требуемый зазор. Закрепить винт и снова проверить зазор. Поставить крышку на место и закрепить ее защелками 4. После регулировки зазора между контактами прерывателя-распределителя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому после регулировки зазора необходимо проверить установку зажига­ния и при необходимости подрегулировать.

Установка зажигания. Зажигание устанавливают по меткам «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя. Эта метка указы­вает момент зажигания в первом цилиндре. Начало размыкания контактов прерывателя должно происходить в момент, когда метка «МЗ» на крышке центробежного маслоочистителя совпадает со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). При этом ротор 5 (см. рис. 155) должен находиться против электро­да крышки распределителя с цифрой 1. Порядок операций при установке зажигания следующий: установить коленчатый вал в положение, соответствующее на­чалу такта сжатия в первом цилиндре. Для этого вывернуть свечу первого цилиндра (первый с левой стороны, если смотреть на вентилятор) и плотно закрыть отверстие для свечи пробкой из смя­той бумаги. Выталкивание пробки при проворачивании коленчатого вала укажет на начало такта сжатия,


медленно провернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки «МЗ» со стрелкой на крышке распределительных шестерен (см. рис. 21). Убедиться, что ротор стоит против контакта крышки,

соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра;

установить октан-корректор на нулевое деление шкалы поворо­том регулировочного рычага 36 (см. рис. 155), затянуть гайку 37 болта крепления пластин октан-корректора",

ослабить затяжку болта 39 хомута крепления корпуса распре­делителя к подвижной пластине 38 октан-корректора и повернуть корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкну­лись;

взять переносную лампу и два изолированных провода. Присо­единить при помощи дополнительных проводов один конец штыря вилки переносной лампы на массу, а другой к клемме низкого напряжения катушки зажигания, к которому крепится провод, идущий к клемме I I прерывателя-распределителя;

включить зажигание и осторожно повернуть корпус 32, прерыва­теля-распределителя по часовой стрелке до момента загорания лампы. При этом необходимо прижимать ротор в сторону, противо­положную его вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановить вра­щение прерывателя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторить;

удерживая корпус прерывателя-распределителя от проворачива-н^я, затянуть болт 39 хомута крепления корпуса, поставить крышку 9 и центральный провод на место. После этого проверить момент установки зажигания, проворачивая заводной рукояткой коленчатый вал двигателя;


проверить присоединение проводов от свечей, начиная с перво­го цилиндра, в порядке \- 3-4-2, считая против часовой стрелки.

Установка зажигания по метке «МЗ» на шкиве при среднем по­ложении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощност-ные экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется соответствующий бензин.

После каждой установки зажигания, регулировки контактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить соответ­ствие угла опережения зажигания на ходу автомобиля. Для этого следует прогреть двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40...45 км/ч, дать автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссель­ной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначитель­ная и кратковременная детонация, то зажигание считается уста­новленным правильно. При необходимости корректируют угол опе­режения зажигания, вращая в соответствующем направлении кор­пус прерывателя-распределителя при помощи регулировочного ры­чага 36 октан-корректора. Перед перемещением рычага гайку 37 необходимо ослабить, после подкорректировки угла опережения на­дежно затянуть. При сильной детонации стрелку следует передви­гать в -сторону знака «-» для уменьшения угла опережения зажигания, а при полном отсутствии детонации - в сторону «+». 241

Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый, ручной регулировкой при помощи октан-корректо­ра, составляет 12° (по углу поворота коленчатого вала двигате­ля) относительно начальной установки (5° до ВМТ).


Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания. Слишком.раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.

Ремонт и проверка прерывателя-распределителя

Снятие и установка прерывателя-распределителя. Для снятия прерывателя-распределителя необходимо отсоединить провода высо­кого напряжения, провод низковольтного вывода и трубку вакуум-корректора. Затем следует отвернуть гайку 18 (см. рис. 155), кре­пящую неподвижную пластину октан-корректора к корпусу привода распределителя, снять крышку распределителя и, взявшись за вакуум-корректор и покачивая прерыватель-распределитель вокруг оси, вынуть его из корпуса привода распределителя.

Установку прерывателя-распределителя выполняют в обрат­ной последовательности, соблюдая следующие условия. Для обеспе­чения посадки хвостовика прерывателя-распределителя слегка сма­зывают уплотнительное кольцо 15 маслом.

Подсоединяют провода низкого и высокого напряжения. Прово­да высокого напряжения к крышке прерывателя-распределителя подсоединяют согласно порядку работы цилиндров двигателя (1-3-4-2), провод к свече зажигания первого цилиндра устанав­ливают в гнездо электрода крышки распределителя с цифрой 1.

Проверка прерывателя-распределителя на стенде. Для проверки прерывателей-распределителей типа Р-114Б необходимо иметь на стенде посадочное место под хвостовик прерывателя-распределителя диаметром 27+0,021 мм. Приводной валик стенда должен иметь эксцентрический паз шириной 4,5+0,05-0,07 мм. Смещение паза привод­ного валика относительно центра (1,15±0,12) мм. При этом должна быть обеспечена соосность приводного валика и валика прерывате­ля-распределителя.


Работу центробежного автомата проверяют на собранном преры­вателе-распределителе (крышка распределителя снята).

Характеристика центробежного автомата прерывателя-распреде­лителя должна соответствовать следующим данным:

Частота вращения ва­лика распределителя, об/мин 0 2000 и более

Угол опережения зажи­гания, град 0...3 4,5... 7,5 8,5... 14,5 13... 16

При необходимости следует подрегулировать центробежный автомат (при снятом контактном основании) соответствующим из­менением затяжения пружин возврата грузиков.

Проверяют состояние рабочей поверхности контактов и только в случае большого переноса металла (видны лунки и бугорок) с одного контакта на другой зачищают контакты тонким (около 1 мм) кусочком абразивного шлифовального круга или мелкой стеклянной шкуркой. Однако лучше зачищать контакты на мелком абразивном камне, сняв рычажок и стойку с прерывателя-рас­пределителя.

Не рекомендуется применять наждачную бумагу, надфиль и другие подобные средства. При зачистке контакта требуется снять бугорок на одном из них. Полностью выводить лунку (углубление) на другом контакте не следует. После зачистки контакты необходимо промыть и просушить.

Проверяют отсутствие заедания рычажка на оси, отжав рычажок и отпустив его. Рычажок должен быстро возвратиться и замкнуть контакты щелчком. Натяжение пружины рыч-ажка прерывателя проверяют с помощью пружинного динамометра. Крючок динамо­метра зацепляют на конец рычажка и тянут по направлению от контакта, пока контакты не разомкнутся. Усилие для натяжения пружины должно быть 0,5...0,7 кгс. При необходимости снимают рычажок и, изгибая в ту или другую сторону, регулируют натяжение.


Проверяют бесперебойность искрообразования на стандартных трехэлектродных игольчатых разрядниках с искровыми промежутка­ми 7 мм.

Вакуумный автомат проверяют при частоте вращения валика прерываоб/мин. При плавном повышении разрежения, подводимого к вакуум-автомату, угол опережения зажигания должен изменяться следующим образом:

Разрежение, мм рт. ст. и более

Угол опережения зажигания, град 0.

Регулировку вакуум-автомата выполняют следующим образом (см. рис. 155): отвертывают пробку вакуумного регулятора и путем набора прокладок 24, устанавливаемых под втулку, регулируют угол опережения; затем путем набора прокладок 25, устанавли­ваемых между пружиной и втулкой, подбирают необходимую жесткость пружины.

Утечка воздуха в вакуум-автомате при начальном разрежении 400 мм рт. ст. допускается не более 5 мм рт. ст. за 15 с. Кроме того, необходимо обратить внимание на четкость возврата устройства опережения зажигания при снятии вакуума.

Значения электрических параметров при проверке должны быть следующими:

Сопротивление комбинированного уголька в центральном электроде крышки, 0м 8000

Сопротивление резистора в роторе, 0м 5040

Емкость конденсатора, нкФ 0,18... 0,26

Сопротивление изоляции при относительной влажности 50... 70% и температуре 15... 20°С, МОм, не менее 50

Разборка и сборка прерывателя-распределителя. Разборку выпол­няют в следующей последовательности:

снимают крышку 9 (см. рис. 155) прерывателя-распределителя и ротор 5,

вывертывают винты крепления основания неподвижной пластины контактов прерывателя и отсоединяют провод от низковольтной клеммы II-,


отсоединяют.свободный конец тяги диафрагмы вакуум-коррек­тора к корпусу прерывателя-распределителя и снимают его.

Вынимают основание с контактным узлом и фетр 34, снимают стопорное кольцо фиксации кулачка и кулачок;

снимают пружинное кольцо 16 муфты привода валика распреде­лителя, осторожно выбивают штифт крепления муфты к валику прерывателя-распределителя, обеспечив упор в медную или алюми­ниевую прокладку, и снимают муфту;

вынимают центробежный автомат распределителя с валиком, снимают масленку, тщательно промывают в бензине все детали, просушивают и проверяют их состояние. Негодные детали заменяют.

Сборку прерывателя-распределителя выполняют в обратном по­рядке.

Перед сборкой масленку и ее крышку заполняют смазкой ЦИАТИМ-201, валик прерывателя-распределителя и каждую ось центробежного автомата смазывают маслом для двигателя.

Катушка зажигания

Катушка зажигания Б115-В (рис. 156) имеет первичную обмот­ку 4, состоящую из 320 витков медной эмалированной проволоки диаметром 0,77 мм, и вторичную обмотку 5, состоящую извит­ков медной эмалированной проволоки диаметром 0,09 мм. Магнит­ные силовые линии, выходящие из сердечника 6, помещенного внутри обмоток, замыкаются через магнитопровод 3, состоящий из пластин железа, расположенных вокруг первичной обмотки.


Обмотки и магнитопровод помещены в металлическом кожухе 2 и залиты маслом. Кожух закрыт пластмассовой крышкой 7. На крышке расположены три вывода низкого напряжения и один высокого напряжения. Между лапами хомута крепления катушки в изоляторе 9 вмонтирован резистор 10, включенный последователь­но с первичной обмоткой. Резистор автоматически выключается при помощи контактного устройства поворотом ключа включателя зажигания при пуске двигателя. Ток, проходящий через первичную обмотку катушки зажигания, при выключении резистора увели­чивается, а поэтому повышается напряжение во вторичной цепи. Вследствие этого облегчается пуск двигателя, особенно в холодное время, когда потребляемый стартером ток значительно увеличи­вается и напряжение в цепи зажигания падает (см. рис. 154).

При испытании на стенде катушка зажигания должна обеспе­чивать бесперебойное искрообразование на стандартных трехэлек­тродных игольчатых разрядниках с промежутком 7 мм при частоте вращения валика прерывателя-распределителя до 2500 об/мин.

При этом напряжение на выводах первичной цепи катушки при замкнутых контактах прерывателя-распределителя должно быть (12±0,2) В. Длительность проверки на бесперебойность искрообразования - 30 с. Проверку на бесперебойность искрообразования проводят визуально и на слух или с помощью импульсного киловольтметра.

Свечи зажигания

Свечи зажигания А23-1 (ОСТ 37.003.081-87) выполнены из изо­ляционного керамического материала 2 (рис. 157) и стойких к электри­ческим, химическим и термическим воздействиям материалов центрального 7 и бокового 8 электродов. Герметизация по корпусу свечи обеспечивается теплоотводящей шайбой 6 и пластической деформацией корпуса 4. По центральному электроду свеча герме­тизирована токопроводящим герметиком 3. Калильное число свечей примерно 22...24 ед. (Применение свечей с более низким калильным числом не рекомендуется). Контактная головка 1 имеет резьбу М4, а резьбовая ввертная часть-резьбу СПМ14Х1,25 длиной 12 мм. Момент затяжки свечи 3,5...4,0 кгс- м.


Зазор между электродами свечи должен быть 0,7...0,9 мм. Зазор проверяют круглым щупом. Для обеспечения требуемого герметичного соединения свечи с резьбовым отверстием в головке цилиндров под опорной частью корпуса свечи установлена уплотнительная прокладка 5.

Рис. 157. Свеча зажига­ния: 1 - контактная головка; 2 - изолятор, 3 - токопроводящий герметик; 4 - корпус; 5 - уплотнительное кольцо; 6 - теплоотводящая шайба; 7 - центральный электрод: 8- боковой электрод.

В случае заброса маслом или об­разования нагара тепловой конус свечи следует очистить на пескоструй­ном аппарате. Очистка от нагара промывкой в бензине малоэффективна. При повторной установке свечи на двигатель желательно заменить уплотнительное кольцо.

При испытании на стенде про­веряют герметичность свечи, а также бесперебойность искрообразования свечи под давлением. При разности давлений в 10 кгс/см2 свечи должны быть герметичны. Допускается (глав­ным образом для свечей, бывших в эксплуатации) утечка по уплотне­ниям свечи не более 5 см2 в минуту при указанной разности давлений.

Бесперебойность искрообразования свечи проверяют на том же стенде, но при давлении 8...9 кгс/см2. Про­верку выполняют на свечах с зазором 0,7...0,9 мм при напряжении, доста­точном для пробоя искрового про­межутка разрядника 12 мм.

Следует помнить, что в процессе эксплуатации свечей происходит износ электродов, острые кромки электродов

округляются, что может привести к повышению напряжения, при котором обеспечивается бесперебойность в искрообразовании.

Бесперебойность в искрообразовании на электродах свечи проверяют визуально в течение 30 с, при этом валик прерывателя-распределителя должен вращаться с частотой 500 об/мин.

Наконечник свечи - пластмассовый, предназначен для присоеди­нения проводов высокого напряжения. Провода ПВВП - высокого напряжения винилхлоридные, помехоподавляющие, красного цвета с наружным диаметром 7,0...7,4 мм. Токопроводящая жила выпол­нена в виде спирали из проволоки сплава 40Н диаметром 0,12 мм и шагом спирали 29...31 виток на 10 мм, диаметр спирали 3,0...3,4 мм. Сердечник спирали изготовлен из льняных ниток диаметром 1,0... 1,5 мм. Спиральная жила закрыта изоляцией из поливинилхлоридно-го пластика.

Электрические параметры при проверке должны быть следующие: электрическое сопротивление токопроводящей жилы постоянному току при температуре 20 °С 1800...2200 Ом/м; вносимое затухание провода 0,25 м на частотах 50, 100, 150, 200 МГц соответственно не менее 32, 64, 95 и 100 дБ.

При эксплуатации необходимо следить за плотностью и посад­кой проводов на всю глубину в наконечники и крышку распреде­лителя. Не рекомендуется на горячем двигателе снимать наконечни­ки свечей с проводов и вынимать провода из гнезд крышки прерывателя-распределителя, так как они при нагреве имеют повы­шенную эластичность.

Выключатель зажигания с противоугонным устройством

shortcodes">

Система зажигания. Распределитель зажигания - Р-114 ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Система зажигания - батарейная. Питание осуществляется от аккумуляторной батареи и генератора Номинальное напряжение в первичной цепи 12 в. Система зажигания двигателя, как и все электрооборудование автомобиля, работает по однопроводной схеме, при которой вторым проводом служит кузов-масса авто­мобиля. С массой соединены отрицательные полюсы (клеммы) источников и потребителей электрической энергии.

Катушка зажигания установлена на кожухе вентилятора с пра­вой стороны двигателя. На крышке катушки зажигания имеются клеммы низкого напряжения и клемма высокого напряжения.

На катушке смонтировано добавочное сопротивление, включен­ное последовательно с первичной обмоткой. Добавочное сопро­тивление при помощи шунтирующих контактов стартера автома­тически включается при запуске двигателя. Ток, проходящий через первичную катушку зажигания, при выключенном сопротивлении увеличивается, и тогда повышается напряжение во вторичной цепи. Вследствие этого облегчается пуск двигателя, что особенно важно в холодное время, когда потребляемый стартером ток значительно увеличивается, и напряжение в цепи зажигания падает.

Уход за катушкой зажигания сводится к следующему:

1. Не оставлять включенное зажигание при неработающем двигателе.

2. Не допускать ослабления крепления подводящих проводов к низковольтным клеммам и закрепление высоковольтного провода без ввертной клеммы, а также оберегать катушку от повреждений.

3. Не допускать загрязнения проводов, клемм и крышки катуш­ки зажигания.

4. Не допускать работу катушки с неисправным добавочным сопротивлением.

Распределитель зажигания - Р-114 установлен в расточке при­лива крышки распределительных шестерен и укреплен при помощи пластины, приводится во вращение от валика привода масляного насоса. Направление вращения, если смотреть со стороны крышки распределителя, левое Распределитель зажигания состоит из пре­рывателя тока низкого напряжения, распределителя тока высокого напряжения, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания и октан-корректора. Нормальная работа распределителя зажигания и правильная установка угла опережения зажигания существенно влияют на работу двигателя

Чистка и регулировка зазора контактов прерывателя. Осмотри­ те рабочие поверхности контактов и, если они загрязнены, замасле­ны или обгорели, очистите их. Пользуйтесь замшей или чистой тканью, не оставляющей волокон, смоченной авиационным бензи­ном или спиртом. При необходимости, если контакты обгорели, зачистите их специальной абразивной пластинкой (из комплекта шоферского инструмента). Наждачной шкуркой для этого пользо­ваться нельзя. Зачищая контакты, только удалите бугорок на одном из них и несколько сгладьте поверхность другого, где образовалось углубление

Для проверки зазора установите, вращая коленчатый вал пус­ковой рукояткой, кулачок прерывателя в положение, при котором контакты будут максимально разомкнуты. Проверьте плоским щупом величину зазора-он должен быть в пределах 0,35-0,45 мм. При необходимости, отрегулируйте зазор, для чего ослабьте сто­порный винт 19 , крепящий пластину 5, несущую непо­движный контакт прерывателя. Затем, вращая регулировочный винт 6, установите по щупу зазор. Заверните стопорный винт 19. Следует иметь в виду, что после регулировки зазора между кон тактами прерывателя нарушается первоначальная установка зажи­гания. Ее необходимо проверить, и если надо, подрегулировать Установка зажигания производится по метке МЗ на крышке центри­фуги, определяющей момент зажигания в первом цилиндре Раз­мыкание цепи прерывателя должно происходить в момент, когда метка МЗ совпадает с центром выступа маслозаливной горловины Соответственно против клеммы провода первого цилиндра в крыш­ке распределителя должен быть расположен ротор.

Порядок операций при установке зажигания следующий:

1. Снимите крышку распределителя и ротор и проверьте вели чину зазора между контактами прерывателя (в случае необходи­мости, отрегулируйте зазор) Поставьте ротор на место.

2 Установите коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре - оба клапана закрыты, коромысла свободно качаются в пределах зазора.

Распределитель зажигания

1 - крышка распределителя 2 - бегунок (ротор распре­делителя), 3 - молоточек 4 - корпус распределителя, 5 - пластина неподвижного контакта 6 - винт регулировоч­ный, 7 - клемма провода низкого напряжения 8 - фетро­вая щетка для смазки кулачка 9 - защелка крышки, 10 - фетр для смазки оси кулачка 11 - фетр для смазки пластин прерывателя 12 - муфта привода валика рас­пределителя, 13 - регулировочные гайки 14 - неподвиж­ная пластина октан корректора, 16 - болт хомута подвижной пластины корректора 17 - гайка крепления неподвижной пластины октан корректора к крышке 18 - колпачковая масленка для смазки втулок валика распре делителя, 19 - стопорный винт, 20 - камера вакуумного регулятора. Цифры 1, 2 4, 3 на крышке распределителя указывают порядок подсоединения проводов высокого напряжения к соответствующим цилиндрам

3. Медленно проворачивайте коленчатый вал двигателя до совпадения метки МЗ с выступом маслозаливной горловины.

4. Убедитесь, что ротор стоит против контакта крышки, соеди­ненного с проводом, идущим к свече первого цилиндра (постанов­кой крышки на место).

5. Установите октан-корректор на нулевое деление шкалы пу­тем вращения регулировочных гаек и затяните их.

6. Ослабьте затяжку болта хомута крепления корпуса распре­делителя к подвижной пластине октан-корректора и поверните корпус против часовой стрелки, чтобы контакты прерывателя замкнулись.

7. Освободите конец провода подкапотной лампы из соедини­тельной муфты; присоедините его с помощью дополнительного куска провода к клемме низкого напряжения на катушке, к кото­рой крепится провод, идущий к клемме 7 распределителя.

Включите подкапотный фонарь.

8. Включите зажигание и осторожно поворачивайте корпус рас­пределителя по часовой стрелке до вспыхивания лампочки. При этом прижимайте ротор в сторону, противоположную его нормаль­ному вращению, чтобы выбрать зазоры. Остановите вращение рас­пределителя точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию повторите.

9. Удерживая корпус распределителя от проворачивания, затя­ните болт хомутика крепления корпуса, поставьте крышку и цен­тральный провод на место.

10. Проверьте присоединение проводов от свечей, начиная с пер­вого цилиндра, в порядке 1, 2, 4, 3, считая их против часовой стрелки.

Следует иметь в виду, что установка зажигания по метке МЗ на шкиве при среднем положении октан-корректора обеспечивает наивыгоднейшие мощностные и экономические показатели двига­теля лишь при условии, что для его питания применяется бен­зин А-72 или А-76.

Однако, после каждой установки зажигания, регулировки кон­тактов в прерывателе или замены топлива необходимо проверить установку зажигания на ходу.

Доводку установки зажигания выполняйте октан-корректором. Прогрейте двигатель на холостом ходу, а затем, двигаясь на пря­мой передаче по ровной дороге со скоростью 40-45 км/час, дайте автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки.

Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратко­временная детонация, то установка момента зажигания считается правильной.

При необходимости некоторого корректирования установки мо­мента зажигания вращайте в соответствующем направлении корпус распределителя с помощью регулировочных гаек, свинчивая одну из них по винту, а другую соответственно подвинчивая.

На неподвижной пластине октан-корректора имеются обозначе­ния (+) и (-), определяющие направления перемещений стрелки подвижной пластины и соответственно корпуса распределителя.

При сильной детонации стрелку передвигайте в сторону зна­ка (-) для уменьшения угла опережения зажигания.

При полном отсутствии детонации стрелку передвигайте в сто­рону знака (+).

Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый ручной регулировкой с помощью октан-корректо­ра, составляет 12° относительно начальной установки (10° до ВМТ).

Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания: слишком раннее или слишком позднее за­жигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.

Уход за распределителем должен быть систематическим и обеспечивать:

2. Отсутствие повреждений пластмассовых деталей, уголька в крышке.

3. Чтобы бензин, масло и вода не попадали в распределитель.

4. Надежность контактов проводов с клеммами крышки распре­делителя и низковольтной клеммой.

5. Чистоту и нормальный зазор контактов прерывателя; излиш­няя зачистка контактов вредна.

6. Своевременную и качественную смазку; запрещается пользо­ваться для смазки распределителя маслом из картера двигателя; излишняя смазка распределителя вредна, так как может привести к быстрому подгару и износу контактов из-за их замасливания.

Через каждые 6000 км пробега:

Протрите чистой, сухой или смоченной в бензине тряпкой пласт­массовую крышку распределителя.

Подверните на один оборот крышку масленки для подачи смаз­ки на валик распределителя.

Если крышка масленки будет завернута полностью, выверните крышку, заполните ее смазкой ЦИАТИМ-201 или УТВ (1 -13).

Смажьте трущиеся детали распределителя машинным мас­лом С, автолом 6 или маслом для двигателя Дп-8 или АС-8, закапав: на ось молоточка 1 каплю, 4-5 капель во втулку кулач­ка (сняв бегунок и сальник под ним), 1-2 капли на фильц кулач­ка, 3-5 капель на фетровую шайбу через отверстие в пластине прерывателя с надписью масло.

Проверьте отсутствие заедания молоточка на оси.

Осмотрите кулачок и, если он грязный, протрите его чистой сухой замшей или материалом, не оставляющим волокон. Нанесите на кулачок тонкий слой смазки ЦИАТИМ-201.

Проверьте чистоту и состояние контактов прерывателя.

В случае большого переноса металла с одного контакта на дру­гой произведите зачистку контактов.

Лучше всего зачищать контакты на мелком абразивном камне, сняв молоточек и стойку с неподвижным контактом.

После зачистки промойте контакты и отрегулируйте зазор между ними.