Осаго: как это работает. Как работает страхование каско Как работает страховка осаго


Теперь страховщики будут возмещать ущерб по ОСАГО натурой: вместо денег получите ремонт авто. Все просто? Нет, не все

С марта в России был принят очень неоднозначный закон, споры о котором велись на протяжении многих месяцев. К сожалению, сегодня этот закон стал нашей новой реальностью, в которой нужно как-то научиться жить — изменился принцип возмещения ущерба по полису ОСАГО. Теперь вместо денежный компенсации страховая компания будет настаивать на ремонте вашего авто — это называется «приоритет ремонта».

Что все это значит?

Теперь главным видом возмещения ущерба при большинстве случаев ДТП становится так называемая «натуральная выплата». Денежные выплаты будут выступать скорее в качестве исключения, когда:

    машина не подлежит восстановлению;

    потерпевший погиб в ДТП, а страховку получают наследники;

    потерпевший получил средние или тяжелые травмы при ДТП;

    потерпевший является инвалидом;

    ремонт дороже максимальной выплаты — 400 тысяч рублей;

    страховая сама согласилась выплатить компенсацию деньгами;

    не удалось найти подходящую станцию техобслуживания.

Новые правила распространяются на полисы, проданные с 28 апреля 2017 года. Соответственно, если ваш полис еще не истек, для вас пока еще работают старые правила.

Как будут ремонтировать

Закон строго регламентирует много расхожих моментов. Например, четко прописано, что страховая должна чинить вашу машину только в авторизованном сервисе, замена должна производиться только на новые детали (хотя СК может предложить вам использовать б/у, но последнее слово все равно остается за собственником).

Как выглядит весь процесс? Для начала СК предложит вам при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение список станций технического обслуживания (СТО), с которым у него заключены договоры. Закон определяет требование к таким станциям и к восстановительному ремонту в целом, которые страховщик должен соблюсти. Расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять до 50 км. Срок ремонта автомобиля должен составлять не более 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше 2 лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться соответствующих СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии.

Более того, автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой компанией.

«При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО», — отметил президент РСА Игорь Юргенс.

В части процедуры взаимодействия потребителя и страховой компании практически ничего не меняется.

«После ДТП автовладелец обращается с заявлением о страховом возмещении в „свою“ страховую компанию, если событие может быть урегулировано в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ), или в страховую компанию виновника, если ПВУ не работает. Страховщик после осмотра автомобиля и оформления документов дает направление на СТО для ремонта», — прокомментировал Юргенс.

Все равно проблемы

Хотя в законе постарались учесть большинство скользких моментов, многие автовладельцы все равно сталкиваются с проблемами. В частности, нередко возникает ситуация, когда вам в автомобиль ставят новые детали, а СК выделяет деньги, как на «старые». Соответственно, вам придется еще и доплачивать за ремонт, несмотря на страховку. Более того, закон в этом случае предлагает взыскать разницу в стоимости с виновника ДТП.

Разные полисы

Как уже было сказано выше, в течение этого года для разных полисов будут действовать разные правила. Если у потерпевшего в ДТП новый полис ОСАГО (договор заключен начиная с 29 апреля 2017 года) и урегулирование убытка происходит по процедуре ПВУ (прямое возмещение убытков: потерпевший идет за выплатой к своему страховщику), то работает приоритет ремонта.

Если условия ПВУ не выполняются (причинен ущерб более чем двум авто и/или есть пострадавшие), ремонт как преимущественный способ урегулирования убытков применяется в случае, если новый полис ОСАГО (с 29 апреля 2017 года) имеет виновник ДТП.

Таким образом, если у пострадавшего в ДТП новый полис ОСАГО, то он обращается в свою страховую компанию, при наличии у пострадавшего в ДТП старого полиса, а у виновника ДТП — нового полиса обращаться следует в страховую компанию виновника аварии, которая обеспечит натуральное возмещение.

При ДТП и дальнейшем урегулировании убытков имеет значение, когда был заключен договор ОСАГО именно с виновником аварии. Закон распространяется лишь на новые договоры, которые заключены с 28 апреля включительно. По договорам, которые были заключены до этой даты, натуральное возмещение тоже возможно, но только по договоренности между страховщиком и страхователем.

Все равно недовольные

Закон разрабатывался как идеальное решение для всех: страховщики могут, наконец, не бояться пресловутых «автоюристов», которые магическим образом делали ОСАГО крайне невыгодным бизнесом, СТОА получают нескончаемый поток клиентов, а автовладельцы — отремонтированные машины.

Однако, когда в процессе задействовано такое количество участников, он просто не может проходить гладко. В частности, СТОА категорически отказываются принимать на ремонт машины по ОСАГО из-за того, что страховые компании слишком занижают цены на детали. Дело в том, что по закону страховщики оплачивают ремонт на основании ценовых справочников Российского союза автостраховщиков (РСА) по утвержденной Центробанком единой методике. И по словам дилеров, средняя стоимость запчастей в справочнике не отражает среднерыночной стоимости.

«С дилерами труднее всего — нам бы хотелось снизить стоимость нормочасов и запчастей, чтобы компенсировать сумму износа, но пока не получается», — подтверждает гендиректор СК «МАКС» Надежда Мартьянова.

Естественно, находятся недовольные и среди автовладельцев, которые то и дело сталкиваются с нарушениями, к примеру, в сроках ремонта. Многие регионы и вовсе не могут оформить ОСАГО на автомобиль старше 2000 года, так как запчасти к ним встречаются очень редко, и страховщики не хотят брать на себя такую ответственность.

Однако, у потребителей есть выход: если не устроило качество обслуживания, вы можете обратиться к страховщику с соответствующим заявлением.

«СТО очень заинтересованы в работе по схеме натурального возмещения в ОСАГО. Страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов, поэтому в их же интересах проводить работу качественно и в срок», — отметил глава РСА.

Но страховщики все же не теряют надежду. По словам Юргенса, постепенно закон начнет раскручиваться, будет накапливаться статистика и практика его применения, которая поможет «докрутить» закон и усовершенствовать.

Но, к сожалению, многие предпочитают исправлять результаты происшествий, нежели устранять проблему ещё до её проявления, игнорируя всем хорошо известную истину: «Болезнь легче предотвратить, чем лечить». Это правило распространяется не только на состояние человеческого организма, но и на его имущество, финансы, да и жизнь в целом. Именно поэтому существует страхование – экономические отношения, с помощью которых обеспечивается страховая защита интересов юридических и физических лиц от опасностей различного вида.

Договор о страховании

В организации страховых отношений всегда участвуют 2 стороны. Первая – это страховое предприятие или страховщик, вторая – лицо (юридическое или физическое), желающее застраховать что-либо, называемое страхователем. Как же работает страхование? На самом деле механизм довольно-таки прост: лицо обращается за оказанием услуг в страховую контору, где с ним заключается договор страхования. На условиях данного документа клиент обязуется уплачивать страховые взносы в определённые сроки и в случае наступления страхового события, имеет право получить страховой фонд, с помощью которого возместит убытки, понесённые от определённого происшествия. Размер уплачиваемых взносов, рамки сроков, а также объект страхования описываются в соглашении.

Какие объекты можно застраховать?

Сейчас застраховать можно практически всё. Приобретаете новое авто или дом – страхование имущества, заботитесь о здоровье – есть медицинское страхование, возникает необходимость уехать – на этот повод имеется страхование для выезжающих за границу. Существует страхование ответственности, страхование финансовых рисков и даже страхование жизни. В сложившейся ситуации можно застраховаться от любого вида опасности, независимо от вида её происхождения, будь это природный, экологический, экономический, социальный, техногенный или иной фактор.

Страхование жизни

Из разнообразия страховых возможностей наибольшее распространение получили страхование имущества и страхование жизни. Естественно любой человек или организация стремятся сохранить своё имущество в лучшем виде, и страховка не устранит угрозу наступления стихийного бедствия, пожара, взрыва, залива соседями или, например, кражи со взломом, однако с её помощью можно защитить себя от больших финансовых потерь. Если речь идёт о машине, то именно страховка покроет затраты на устранения ущерба, понесённого от аварии. Что же касается страхования жизни, то здесь всё намного интереснее. Если в страховке имущества или ответственности причина улавливается без трудностей, то в страховании жизни многие люди не видят смысла. На самом же деле это единственный позитивный вид страхования, предусматривающий получение денежной суммы даже при благоприятном стечении обстоятельств. Это своеобразное инвестирование в светлое будущее, когда откладывая малые деньги сегодня, можно обеспечить приятное завтра себе и близким. На основании договора страхователь оплачивает взносы на протяжении определённого срока и в случае «дожития» получает страховую сумму в полном размере.

Страхование жизни и имущества — это действительно-то немногое, на чем нельзя экономить. Можно, конечно, поразмышлять над условиями страхования, но в общем смысле — пренебрегать этим видом долгосрочного инвестирования нельзя.

На вопрос об ОСАГО что это такое и с чем его едят многие снисходительно улыбнутся, уверенные в своих познаниях. Однако на практике уровень базовой информированности по автогражданке среди водителей невысок – основу знаний составляют разные частности прикладного порядка.

Вразумительно же объяснить, чем является ОСАГО в принципе, способны немногие. Это может приводить к ошибочным убеждениям, неприятным последствиям при приобретении полиса, оформлении и разборе ДТП, порождать убытки, неполные выплаты и штрафы.

Поэтому, несмотря на наличие массы материала по различным аспектам ОСАГО, назрела необходимость в одной обобщающей статье, прочитав которую вы будете знать все важные основы обязательного страхования.

Сперва давайте разберемся с терминологией.

Расшифровка аббревиатуры ОСАГО означает «Обязательное страхование автогражданской ответственности».

Часто к этому еще добавляют словосочетание: «владельцев транспортных средств».

Что означает «обязательное страхование»?

Из приведенной выше расшифровки два первых слова – «обязательное страхование» (ОС), могут быть ясны сразу.

Они прямо говорят, что:

  • Договор относится к области страхового дела;
  • Договор заключается на обязательной, а не на добровольной основе.

Обязательное страхование означает, что страховой договор заключается по предписанию закона и важнейшие его аспекты контролируются государством.

Это могут быть:

  • Страхуемые объекты;
  • Страхуемые субъекты;
  • Страховые премии;
  • Страховые возмещения;
  • Страховые правила.

Заключения обязательного страхового договора регулируется ГК РФ (г. 48, ст. 927). ОС обычно осуществляется в сферах, затрагивающих значительные слои населения.

Подобный договор применяется не только к транспортным средствам (ТС). Например, к обязательному относятся некоторые виды следующих страхований:

  • Профессионального (военнослужащих, налоговиков, электриков, высотников и т. д.);
  • Социального (медицинское, разные виды пособий и т. п.);
  • Транспортного (пассажиров, грузов, ТС и т. д.).

Федеральный закон № 4015-1 («О страховом деле в РФ») статьей 3 (п.4) предписывает наличие для каждого вида ОС специального законодательного акта, которым оно регулируется. Для автогражданки таковым является ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО»).

Что означает «автогражданская ответственность»?

Далее в аббревиатуре ОСАГО идет менее понятное сочетание: «автогражданская ответственность». Интуитивно можно догадаться, что страхуется некая ответственность, называемая автогражданской. Подробнее этот момент я разберу ниже.

Тут тоже будет полезно знать, что страхование ответственности (СО) – это большой кластер, включающий более 10-и отраслевых разновидностей. А ОСАГО лишь малая часть его часть.

Например, к СО относится страхование:

  • Производителей товаров;
  • Финансовых организаций вкладчиков;
  • Многих видов промышленности;
  • Ответственности гражданина.

Сюда же относится и транспортное страхование. Здесь имеет значение слово «автогражданской», т. к. не все виды транспортного страхования касаются автомобилей.

К примеру, есть виды страхования ответственности владельцев транспорта:

  • Воздушного
  • Морского
  • Железнодорожного

То есть «автогражданская ответственность» подразумевает страховую ответственность субъекта, использующего колесный автотранспорт – это и есть ОСАГО.

В чем заключается суть ОСАГО – основные принципы автогражданской ответственности

С самим термином ОСАГО, думаю, все понятно. Но из него не до конца ясна суть автогражданки как таковой. Для чего она вообще нужна? Что и кому дает? Давайте разберемся в этом важном вопросе.

Гражданская материальная ответственность

Общеизвестно, что за причиненный ущерб виновное в нем лицо должно материально отвечать, согласно ГК РФ (ст. 1064 и др.) – это и есть материальная гражданская ответственность. Вследствие этого ответчик понесет убыток номинально равный нанесенному ущербу.

Это может быть ответственность:

  • Уголовная
  • Материальная
  • Уголовно-материальная

ОСАГО касается только материальная ответственность – к уголовному производству авторгажданка отношения не имеет.

Для всех субъектов (физлиц и юрлиц) имеется постоянная материальная ответственность, в качестве потенциального виновника перед потенциальными потерпевшими. Ведь любой гражданин, при определенных обстоятельствах, может стать причинителем вреда и отвечать за него.

То есть это классифицируется как риск. И часто такой риск наносится через какие-то объекты, которыми пользуется виновник. А чем занимаются страховые компании (СК)? Правильно – страхуют риски, и риск, связанный с использованием каких-то вещей в том числе.

Например, есть родственный ОСАГО полис гражданской ответственности. Не автогражданской, а гражданской – это добровольное страхование, покрывающее материальную ответственность за ущерб при самых разных ситуациях (в основном бытовых).

Автогражданская материальная ответственность

Кроме страхования гражданской ответственности существуют и другие подобные полисы. Но все они имеют один главный принцип – их предметом является не сам объект, а связанная с ним ответственность субъекта.

То есть прямого классического страхования, когда владелец получает возмещение за повреждение своей собственности, не происходит. Страхуется возможность материальной ответственности перед потерпевшим. Не возможность причинения вреда, как пишут некоторые, а именно возможность ответственности за него.

Ведь наносимый потерпевшему вред не приносит материальный убыток виновнику. Его приносит наступающая ответственность, которая и страхуется. Этот тонкий момент многие понимают туманно.

ОСАГО как раз относится к подобной разновидности страхования, предоставляя полис автогражданской ответственности. Он покрывает возможный убыток виновника, который тот может понести при возмещении вреда потерпевшему. При условии, что вред этот причинен посредством автомобиля.

Отсюда и такой термин – автогражданская ответственность, т. е. ответственность, связанная с ТС виновника, которое выступило в качестве агента нанесения вреда.

Что такое ОСАГО – определение

Думаю, после прочтения вышеизложенного, вам стал ясен принцип страхования, являющийся основой ОСАГО. Теперь можно вывести общее определение автогражданки.

Итак, ОСАГО это — страхование субъектом (физлицом или юрлицом) возможности своей материальной ответственности за причиненный вред другому субъекту, посредством ТС находящимся в процессе движения.

Обратите внимание на концовку – там нет слова «использование». И не зря – вред может быть нанесен ТС и без факта его использования (например, сорвавшимся с ручника транспортом).

Некоторые используют концовку «по прямому назначению», но это не совсем точная формулировка. Да, к легковушкам подобное применимо – их прямое назначение заключается в простом передвижении. А вот со спецтехникой иначе. Повреждения, нанесенные не относящимися к передвижению конструкциями, не возмещаются в рамках ОСАГО, а ведь эти конструкции и определяют прямое назначение таких ТС.

Что ж, главное уяснили, теперь разберемся с частностями, связанными с ОСАГО.

Когда появилось ОСАГО?

Где обязательное автострахование зародилось, началось с какого года и кто его придумал? Некоторых автомобилистов интересуют и такие вопросы.

Добровольное автомобильное страхование стартовало в далеком 1898 г. (в СССР в 1991 г.), спустя всего 3 года после изобретения первого авто. Тогда американская страховая компания «Travelers Insurance Company» выдала первый полис на безлошадный экипаж некому Мартину Трумэну.

Страховка стоила 12 долларов, а покрывала ущерб на 500 – приличная по тем временам сумма. Примечательно, что Трумэн купил полис от столкновения его чудо-повозки с конными экипажами, а не с другими авто, которых тогда был сущий мизер.

Более 30-и лет понадобилось автопрому США, чтобы нарастить такое количество машин, которое потребовало введения для них особого страхования – обязательного. Впервые прототип ОСАГО был внедрен в штате Массачусетс (в 1925 г.), вскоре к нему присоединились все остальные, а к средине 30-х годов эстафету приняла Европа.

После 50-х г. ХХ в. ОСАГО стало общепринятой нормой для всех развитых и многих развивающихся стран.

Как развивалось ОСАГО в РОССИИ?

Вопреки общему предубеждению идея обязательного страхования в России появилась давно: в 24 г. – за год до введения ОСАГО в США. Но ввиду мизерного количества автомобилей в тогдашнем СССР подобное начинание вождями было сочтено неактуальным, хотя и интересным.

В шестидесятых годах уже вполне серьезно планировалась разработка советского варианта ОСАГО, но его опять не поддержало высшее руководство. Из-за этого первые реальные законопроекты по обязательному автострахованию рассматривала уже молодая Госдума в 1993-94 гг.

Правда, разработка шла вяло и только в 2000 г. финальный законопроект был принят в первом чтении. Потом его еще два года дорабатывали и 25 апреля 2002 г. был наконец принят ФЗ «Об ОСАГО» (№ 40).

Примечательно, что в те времена российские автомобилисты весьма негативно восприняли на свои плечи новую повинность, однако теперь это позабылось и ОСАГО для авто воспринимается как обыденный и обязательный атрибут.

Три главных преимущества ОСАГО

Обязательное автострахование отличает три главных положительных качества, совокупность которых способствует его распространению во всем мире.

  1. Страховщик платит за вину страхователя. При условии, что отказаться от автогражданки все равно нельзя, ее наличие дает автомобилисту определенную гарантию сохранности его кошелька при по его вине. Это несомненно плюсовой фактор и материально заинтересовывает владельца полиса.
  2. Гарантия получения страховых выплат. Потерпевшие во многих случаях избавлены от утомительных хлопот по взысканию возмещения с виновной стороны и получают деньги с высокой оперативностью. По ОСАГО оплачивается ущерб даже незастрахованному лицу, т. к. главное тут – наличие полиса у виновника происшествия.
  3. Повышение уровня безопасности дорожного движения. Автогражданка стимулирует водителей к соблюдению правил ПДД и аккуратному вождению. Это косвенно экономит людям время, нервы, усилия и деньги, а также оберегает их здоровье и жизнь.

Перечисленные качества дают свои плоды:

  1. ОСАГО набирает популярность как выгодная страховая услуга, несмотря на повышение ее тарифов;
  2. Основная масса возмещений при ДТП урегулируется исключительно в рамках ОСАГО, что разгружает суды и другие госструктуры;
  3. Число ДТП находится под контролем и не выходит за прогнозируемые пределы, несмотря на постоянно увеличивающееся количество машин в РФ.

Однако у автогражданки есть и отрицательные моменты, которые большей частью возможно устранить в будущем.

8 существенных минусов, имеющихся у ОСАГО

После окончания стадии активного реформирования, которая имеет место в настоящее время, российское ОСАГО должно стать надежной гарантией достойного возмещения вреда потерпевшим и минимизации проблем у виновника.

Однако сейчас система еще не до конца отлажена и подвержена построению на ее основе дискредитирующих схем. К ним относятся:

  1. Занижение суммы возмещения , к чему склонны практически все страховые компании, в той или иной степени;
  2. Навязывание дополнительных услуг от страховщика, повышающих плату за полис и часто абсолютно ненужных водителю;
  3. Учет износа требуемых замены деталей при выплате возмещения и высокая вероятность обмана в исходных данных по износу для калькуляции;
  4. Случаи занижения страховых баллов водителя без имеющихся на то оснований и отмечающиеся довольно часто;
  5. Возмещение вреда здоровью и жизни еще недостаточно проработано в сравнении с возмещениями по «железу»;
  6. Довольно низкие лимиты возмещений в сравнении с западными странами;
  7. Возможность приобретения левых полисов , мало отличающихся от оригинала.
  8. Отсутствие жесткого контроля государства за страховщиками . Это дает возможность СК использовать юридические казусы в явно негативной плоскости с целью наживы. Примером может служить нашумевшая эпопея с требованиями выплат от сбитых машинами пешеходов.

В последнее время многие относят к минусам существенно повысившуюся стоимость полиса. Однако одновременно с этим были повышены и лимиты возмещений, что уравновесило негатив.

Почему пешеходы платили деньги за восстановление сбивших их автомобилей

В 2012 г. после прецедента Красноярского краевого суда, когда СК сумела взыскать с родителей пострадавшей несовершеннолетней девушки деньги на ремонт сбившего ее авто, начался шквал подобных разбирательств и громких скандалов.

Все дело в том, что в красноярском прецеденте Конституционный суд, в который была подана апелляция от родителей девушки, стал на сторону страховщика. Посчитав это за «зеленый свет» СК принялись наперебой взыскивать уплаченную клиентам стоимость повреждений со сбитых ими пешеходов. Причем суды местных инстанций, также впечатленные решением КС, часто принимали сторону СК, мало учитывая нюансы каждого случая.

Дело дошло до того, что деньги взыскивали с людей, оставшихся инвалидами 1 группы и даже с наследников, скончавшихся под колесами авто пешеходов.

Руководствуясь ФЗ № 40, ущерб ТС действительно должен оплатить виновник, а согласно ст. 1064 ГК РФ и мнению КС РФ, в случае если ДТП произошло по вине пешехода, то ему и платить за поврежденную его телом машину.

Юристы же уточняют, что в подобных случаях нельзя судить так категорично. Да, сбитым пешеходом может быть нарушен пункт 4.5 ПДД («смотри по сторонам»), но в отношении водителя при таком ДТП в 100% случаях нарушен пункт 10.1 («внезапное препятствие») того же ПДД. Выходит, в самом неблагоприятном для пешехода случае вина будет минимум обоюдной, а это уже минус 50% возмещения по закону.

В настоящее время после личного вмешательства президента суды умерили пыл и СК редко выигрывают подобные дела, однако на законодательном уровне данный казус до сих пор не урегулирован.

Обязанности водителя по ОСАГО

ОСАГО предполагает ряд обязанностей для водителя ТС.

Вот их основной перечень:

  1. Оформление обязательного страхования для используемого на общих основаниях транспорта;
  2. Предъявление страхового полиса работникам ДПС (из пункта 2.1.1. ПДД данное требование в будущем может быть исключено);
  3. Постановка в известность СК о фактах изменения сведений о страхователе (места жительства, фамилии и т. д.);
  4. Предоставление данных своего полиса , при возникновении ДТП, другим участникам происшествия;
  5. Уведомление о наступлении страхового случая своего страховщика, посредством специального бланка-извещения, в установленный законом срок.
  6. Предоставление достоверных сведений о страховом случае;
  7. Предоставление автомобиля для определения степени повреждений.

Права водителя по ОСАГО

ОСАГО предоставляет страхователю ряд прав.

Они следующие:

  1. Получать услуги обязательного страхования у любого страховщика на безоговорочной основе, если все условия соблюдены;
  2. Восстанавливать полис , утраченный по каким-либо причинам;
  3. Заключать договор на выбранный временной период;
  4. Самостоятельно разрывать договор в установленных законом случаях (смена собственника и др.);
  5. Получать страховое возмещение в соответствии с положениями закона и в полном объеме;
  6. Требовать дополнительное страховое возмещение при нехватке суммы первоначальной выплаты на восстановление авто или здоровья;
  7. Требовать возмещения расходов, сопутствующих страховому случаю;
  8. Требовать независимой экспертизы от страховщика при несогласии с заключением первичного осмотра авто работником СК;
  9. Воспользоваться расширенными возможностями обязательного страхования.

Как формируется цена на ОСАГО?

Один из главных аспектов автогражданки – ее цена. В некоторых источниках можно встретить утверждение, что стоимость ОСАГО контролируется государством. Это соответствует действительности лишь номинально, т. к. подобный контроль не дает фиксированной цены полиса.

На самом деле стоимость полиса зависит от:

  • Прямого государственного регулирования;
  • Расчетов страховщиков;
  • Водителя ТС.

В результате разброс цен на страховку может быть очень значительный.

Давайте вкратце во всем этом разберемся.

Прямое государственное регулирование стоимости ОСАГО

Согласно ФЗ № 40 (ст. 8-9) в качестве регулятора цен выступает Центробанк РФ. Но он указывает для СК только значения базового тарифного коридора.

Этот коридор определяется в соответствии с:

  • Максимальными и минимальными тарифными ставками;
  • Территориальными коэффициентами.

Согласно ст. 9, п. 1 (ФЗ № 40), стоимость полиса рассчитывается в виде произведения базовых ставок (БС) и территориальных коэффициентов (ТК).

Значения БС и ТК устанавливаются ЦБ РФ на срок не менее одного года.

Базовые тарифные ставки

Эти ставки разделены на 7 тарифных групп, соответствующих родственным категориям авто- , мото- , и электро- транспорта.

Данные тарифные группы могут подразделяться на подгруппы, согласно различным условиям, которые могут влиять на степень риска причинения вреда:

  • Вид субъекта владения;
  • Сфера применения;
  • Характер использования;
  • Пассажировместимость;
  • Грузоподъемность.

Приведу пример для легкового автотранспорта с минимальной и максимальной базовой стоимостью полиса. Легковушки входят в тарифную группу для категорий «В» и «ВЕ», которая подразделяется на 3 подгруппы:

  • Юрлица – от 2573 до 3087 руб.
  • Физлица (включая лиц-ИП) – от 3432 до 4118 руб.
  • ТС применяемые как такси – от 5138 до 6166 руб.

Территориальные коэффициенты

Базовая стоимость полиса зависит и от регионального фактора, согласно ст. 9, п. 2 (ФЗ № 40). Такая регуляция введена из-за существенной разницы в условиях эксплуатации ТС между разными регионами (уровни рисков, уровни цен и т. п.).

Подобное различия условий для ОСАГО выражается в территориальных коэффициентах, значения которых обновляются по одинаковым с базовыми тарифами правилам.

Территориальный коэффициент определяется согласно месту преимущественного использования ТС, с учетом адреса прописки собственника или владельца (ст. 9, п. 2, пп. «а», ФЗ № 40).

ТК разделены на 86 групп, почти полностью соответствующих 85 субъектам Федерации. 86 группа выделена для зарубежной арендной территории Байконур. Большинство групп имеют подразделение на подгруппы – крупные города имеют свой коэффициент, а все остальные населенные пункты один общий.

Также свои ТК, без отрыва от влияния региона, имеет автотранспорт специального назначения.

Расчеты страховых компаний

На основе базовой стоимости страховщики строят собственные расчеты с учетом индивидуальных особенностей водителя, автотранспорта и страховой истории.

Основные факторы, которые влияют на расчеты СК следующие:

  • Базовый ценовой коридор;
  • Возраст водителя;
  • Стаж вождения;
  • Безаварийность вождения;
  • Количество вписанных в полис водителей;
  • Период действия договора;
  • Технические данные ТС.

Причем этот список может быть расширен, согласно подпункту «д» (п. 2, ст. 9 ФЗ № 40). Например, некоторые СК учитывают пол водителя.

Безаварийность езды водителя

Безаварийное вождение – это особый параметр, являющийся принципиальным для ОСАГО. Его определяет балльная система коэффициентов бонус-малус (КБМ) и он существенно влияет на стоимость страховки.

В этой системе есть базовое значение, присваиваемое водителю на старте его истории вождения – страховой класс (начальный КБМ =1, начальный класс = 3). Затем, в зависимости от количества страховых выплат, в этот класс ежегодно вносятся коррективы, снижающие или повышающие его.

Причем такая классность повышается медленно (по 1 классовой единице или 0.5 баллов КБМ в год). А вот утратить ее можно быстро – достаточно двух страховых выплат в год, чтобы скатиться с самого высокого класса (13) опять на базовый (3).

Такая система способствует т. н. безаварийной езде, что благоприятно сказывается на общей безопасности дорожного движения.

Однако тут есть один порок – страховая безаварийность и безаварийность истинная не есть одно и то же. СК снижают стоимость полиса не за отсутствие аварий, а за отсутствие страховых выплат. То есть водитель может постоянно попадать в ДТП и быть на плохом счету в ГИБДД, но если он улаживает все в частном порядке, то для СК он «белый и пушистый».

В будущем подобная ситуация может измениться и СК обяжут учитывать все ДТП зафиксированные ДПС.

Какие бывают полисы автогражданки?

В рамках ОСАГО предусмотрено несколько , которые страхователь может выбирать на добровольной основе.

Вот их перечень:

  • Базовое ОСАГО – классический полис, являющийся обязательным. Он предполагает возможность доступа к управлению ТС не более 5-ю водителями.
  • Неограниченное ОСАГО – подобный полис (оформленный на основного владельца) дает право управления автомобилем неограниченному количеству водителей. Этот вариант существенно дороже.
  • ДСАГО – это расширение для полиса ОСАГО, дающее право водителю самостоятельно выбрать сумму возмещения в более широком диапазоне. Данная страховка полезна для дорогих автомобилей.
  • Сезонное ОСАГО – дает возможность водителю существенно снизить стоимость полиса, уменьшая период страхования (доступны варианты на 3 или 6 мес.). Такая страховка популярна у тех, кто использует ТС не круглый год.
  • Электронное ОСАГО (е-ОСАГО) – это не вид полиса, а возможность его приобретения онлайн, которую все СК обязаны предоставлять с января 2017 г. Такой вариант подходит для тех, кто хочет купить ОСАГО быстро, без очередей и навязывания всяких допов. Электронный полис не имеет юридически значимого бумажного бланка. Хотя некоторые компании предлагают е-ОСАГО с дублированным бумажным договором, но законом это не предусмотрено.

К 2020 г. планируется предоставить страховщикам больше свободы в плане создания фирменных страховых программ по ОСАГО. Это идея т. н. вмененного страхования, предусматривающего либерализацию тарифов и условий страхования, но в рамках государственного контроля.

Какие есть варианты процедур страхового возмещения?

Как известно максимальная сумма выплаты по ОСАГО на 2016 и 2017 г. составляет:

  • 400 тыс. руб . – за ущерб по «железу»;
  • 500 тыс. руб. – за вред здоровью или жизни.

Сумма возмещения рассчитывается на основе величины ущерба в рамках этих лимитов. Минимальная выплата по ОСАГО не лимитирована.

Способы страхового возмещения постоянно реформировались. Сперва был доступен только классический вариант – потерпевший обращался за возмещением к компании виновника.

Затем появилась альтернатива – прямое возмещение от СК потерпевшего, который мог выбирать один вариант из двух. Позже это новшество отменили, введением безальтернативного прямого возмещения. Ко всему этому впоследствии был добавлен вариант натурального возмещения (ремонтом авто).

Итак, какие способы выплат доступны на сегодняшний день? Вот их список, актуальный на февраль 2017 г.:

  • Прямое безальтернативное возмещение – на данный момент является основным вариантом выплат;
  • Классическое возмещение – запасной вариант, применяемый для страховых случаев, условия которых исключают выплаты по основной прямой схеме;
  • Натуральное возмещение – сейчас этот вариант занимает место альтернативного.
  • Компенсационное возмещение – это страховочный вариант для случаев, когда выплаты от страховщика недоступны (по разным причинам). Вместо СК деньги выплачивает РСА (Российский союз страховщиков) из специального компенсационного фонда.

Вопрос в тему: Выплачивается ли страховка виновнику ДТП?

Это может произойти только в случае обоюдной виновности участников ДТП. В таких случаях возмещение обычно составляет 50% от положенного. Но СК могут сделать и более точные расчеты, с учетом доли вины каждого участника происшествия.

Что будет с вариантами выплат в ближайшем будущем?

По вариантам выплат нужно уточнить, что в 2017 г. в их отношении выплат грядет серьезная реформа – планируется заменить денежное возмещение натуральным почти для всех страховых случаев.

Так, 14 декабря 2016 г. Госдума приняла соответствующий законопроект (от Емельянова М.) в первом чтении. Центробанк же настаивает на введении закона в действие до 1 марта 2017 г.

Законопроект Емельянова был внесен совсем недавно (по меркам Думы) – в июне 2016 г., а всего через полгода был принят в первом чтении. Откуда такая поспешность в таком важном деле? Ведь обычно Дума принимает законы после их обстоятельного и довольно длительного обсуждения.

Дело в том, что в этой области сложилась ситуация близкая к катастрофической, которая угрожает всей системе ОСАГО и требует срочного вмешательства.

По всей стране расплодилось множество юридических фирм, профилем которых является перекупка у потерпевших их спорных страховых дел и выбивание из СК непомерно раздутых исками возмещений в свою пользу. Введением безденежной формы возмещения в качестве основной, планируется оздоровить ситуацию и выбить почву из-под ног узаконенного юридического мошенничества.

Так что тут ожидаются важные новости, о которых я вам непременно сообщу на страницах моего блога.

  • Если был увеличен страховой риск и СК требует дополнительной оплаты, ее величина рассчитывается по актуальным на это время тарифам, которые могут отличаться от первоначальных (ст. 8, п. 3, абз. 2 ФЗ № 40), имейте это в виду.
  • Принимаемая СК от страхователя оплата за полис (страховая премия) должна большей своей долей участвовать в непосредственном страховом возмещении, точнее это – 80% всей внесенной суммы.
  • Расчеты и окончательная цена за полис ОСАГО в одном населенном пункте для одного водителя и одного авто не должны существенно отличаться у разных страховщиков, обращайте на это внимание.
  • Статистические данные по ОСАГО (размеры оплат страхователей, количество и величина возмещений и др.) обнародуются Центробанком в ежегодных отчетах.

Заключение

Итак, вы уяснили что такое ОСАГО, на каких принципах оно основано, откуда берет корни и как работает эта система. Подобные знания помогут вам правильно сориентироваться в страховой компании и не дать себя обмануть.

А как вы относитесь к автогражданке? Согласны ли вы с принципами такого страхования? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Видео-бонус: 15 самых необычных фобий знаменитостей . Нео из Матрицы страшится темноты, а великий создатель «Мика и Мауса» мышей! А хотите узнать, чего боится сам Арнольд Шварценеггер и другие знаменитости? Тогда смотрите видео и удивляйтесь от души:


На этом все, делитесь статьей со своими друзьями через соцсети, подписывайтесь на блог и не забывайте об обязательном страховании.

П.С. На фото Рэйндж Ровер Спорт drive2.ru/r/landrover/1549183.

Что такое ОСАГО?

Полис ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности (народный термин "автогражданка"). Полис ОСАГО страхует риск ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Максимальная страховая сумма полиса ОСАГО, выплачиваемая потерпевшим, составляет 400 тысяч рублей по одному страховому случаю. Из них 240 тысяч приходится на возмещение вреда здоровью и 160 тысяч на возмещение вреда имуществу. Если потерпевший один, то предельные суммы выплат составляют 160 и 120 тысяч рублей соответственно. Когда ущерб превышает установленный "потолок" выплат, оставшаяся часть компенсации выплачивается виновником самостоятельно или покрывается за счет программы дополнительного страхования, которая заключается отдельно.

Стоимость полиса ОСАГО зависит от типа транспортного средства и его мощности, водительского стажа и возраста собственника авто, региона, наличия страховых выплат по предыдущим договорам.

Как правильно выбрать страховую компанию для покупки ОСАГО?

Выбор страховой компании для покупки полиса ОСАГО не такой сложныйпроцесс, как при выборе компании для покупки полиса КАСКО. Во-первых,потому, что выплаты по полису ОСАГО будет получать пострадавшаясторона. Обычно, правила, условия и стоимость полиса ОСАГО во всехкомпаниях приблизительно одни и те же. В связи с этим, выбираястраховую компанию для покупки полиса ОСАГО, обратите внимание налицензию компании и конкретно этот вид страховой деятельности. Однако,не смотря на это, категорически не рекомендуется приобретать полисОСАГО у первого встречного страховщика. Приобретая полис ОСАГО в нашемстраховом агентстве, вы не только получите надежные гарантии вашейстраховки, но также станете участником бесплатных программ, которыерегулярно проводятся в нашей компании для клиентов. Чтобы узнатьподробнее о бесплатных программах нашей компании, следует кликнуть поназванию данных программ, ссылки на которые выделены, синим цветом.

От каких факторов зависит стоимость страхового полиса?

Стоимость страхового полиса ОСАГО зависит от целого ряда факторов,среди которых: водительский стаж и возраст лиц, допускаемых куправлению транспортным средством. Мощность двигателя, количество летсо времени последнего ДТП и место прописки - эти факторы также входят вчисло факторов определяющих стоимость страхового полиса.

Какой размер скидки на покупку страхового полиса ОСАГО будет предоставлен, в случае безубыточного страхования?

Если за период ушедшего года не производились страховые выплаты повашему страховому полису, тогда вам предоставляется скидка на повторнуюпокупку страхового полиса ОСАГО в размере 5%.

Какая разница между страховыми полисами ОСАГО, которые продаютсячерез страховую компанию или через независимое страховое агентство(страхового брокера)?

Приобретая страховой полис ОСАГО в проверенном независимом страховомагентстве, вы получите гарантии страховой компании, которуюпредставляет агентство за те же деньги, что пришлось бы заплатить,покупая полис непосредственно в страховой компании. Преимуществопокупки страхового полиса у независимого страхового агентствазаключается в том, что полис будет доставлен вам в кратчайшие сроки вудобное для вас время и место. Вам не придется ехать через весь город,чтобы приобрести страховой полис в страховой компании.

При покупке страхового полиса ОСАГО существуют ли какие-либо льготы?

Согласно действующему законодательству об обязательном страхованиигражданской ответственности, инвалиды и ветераны ВОВ имеют право наполучение компенсации в размере 50% от полной стоимости страховогополиса ОСАГО.

Как можно избежать повышающего коэффициента за страховые выплаты, осуществленные по страховому полису ОСАГО в прошлом году?

Сейчас, для того, чтобы избежать повышающего коэффициента застраховые выплаты за ушедший год, достаточно сменить страховуюкомпанию, где вы приобретаете страховой полис ОСАГО. Оформив по новой,в другой компании договор ОСАГО как первоначальный (безповышающих/понижающих коэффициентов за аварийную/безаварийную езду) вамудастся избежать повышения коэффициента.

Сохраняется ли коэффициент безубыточности за ушедший год при смене страховой компании и переходе к другим страховщикам?

Вне зависимости от того, решили ли вы продлить свою страховку в тойже компании или решили заключить договор на приобретение страховогополиса ОСАГО в другой страховой компании, ваш коэффициент забезубыточность сохраняется. В том случае, если вы решили сменитькомпанию-страховщика, будьте готовы к тому, что сотрудники новойстраховой компании могут потребовать у вас справку о том, что прошлыйгод был на самом деле безубыточным в отношении вашего страхового полисаОСАГО. Ряд страховых компаний не требует предоставления такой справки.В таком случае в вашем страховом полисе ОСАГО будет пометка о том, чтоскидка дана вам на основании ваших слов. В случае если вы обманулисотрудника страхового агентства, то в ходе расследования ДТП можетвыясниться ваш обман, в таких случаях, компания имеет право отказатьвам в выплате по страховому полису, тем самым, признав договор оприобретении страховки недействительным.

Могу ли я приобрести страховой полис ОСАГО сразу в двух страховых компаниях?

Согласно действующего законодательства, вы не можете приобрестисразу несколько страховых полисов ОСАГО на одно транспортное средствокак ни в одной страховой компании, так и в разных страховых компаниях.

Возможно ли приобретение страхового полиса ОСАГО в рассрочку?

Рассрочка платежей в действующем законе об Автогражданской ответственности не предусмотрена.

Разрешается ли ответственность допущенных к управлению водителей по страховому полису ОСАГО?

Практически в любом страховом агентстве или компании вы можетедобровольно расширить лимит ответственности по страховому полису ОСАГО.К примеру, расширение лимита ответственности до 10000 у.е. обойдетсявам в сумму от 20 до 50у.е. в зависимости от тарифов отдельно взятогострахового агентства или страховой компании. Покупая же страховой полисОСАГО в нашем страховом агентстве вы значительно облегчите себе жизнь,потому что наша команда соберет за вас все необходимые справки изГИБДД, и более того, в случае возникновения необходимости, доставитпакет документов в страховую компанию, полис которой приобретенвиновником ДТП. Все эти дополнительные услуги в нашей компанииосуществляются совершенно бесплатно. Кроме этого, в подарок от нашегострахового агентства вы получите расширение ответственности ДСГО.

Какое максимальное количество водителей может быть вписано в страховой полис ОСАГО?

В соответствующем законодательстве нет фиксированного ограниченияотносительно количества лиц, допущенных к управлению транспортнымсредством. Однако на бланке страхового полиса ОСАГО предоставленотолько пять граф, в которые можно вписать водителей автотранспортногосредства. В связи с этим, вы сможете указать не более пяти человек,допускаемых к управлению транспортным средством. Если же подобныйвариант вас не устраивает, тогда вам придется приобретать страховойполис ОСАГО, по условиям которого, количество людей допускаемых куправлению транспортным средством не ограничено. Однако в таком случае,необходимо помнить, что такой страховой полис ОСАГО обойдется вам в двараза дороже обычного.

Разрешается ли дописать человека в страховой полис ОСАГО? Что необходимо для этого сделать?

Дописывать человека в страховой полис можно. Для этого, вамнеобходимо будет явиться с необходимыми документами в ближайшеепредставительство компании-страховщика. Сотрудники страховой компаниивнесут требуемые изменения в страховой полис. Однако, имейте в виду,что если требуемые изменения могут повлечь увеличение риска, тостраховая компания может требовать от вас доплаты определеннойстраховой суммы, которая высчитывается соразмерно степени риска.

Разрешается ли «перенос» страхового полиса ОСАГО на новый автомобиль?

Увы, к сожалению, зачет остатка вашего страхового полиса на новыйавтомобиль не производится. Для этого вам нужно будет расторгнутьдоговор (при этом вы потеряете 23% от суммы договора) и перезаключитьстраховой договор на новый автомобиль.

Какие именно документы необходимо предоставить для заключения договора приобретения страхового полиса ОСАГО?

Для оформления страхового полиса вам потребуются следующие документы:

  • - паспорта или паспортные данные (включая прописку) владельца автотранспортного средства и страхователя;
  • - оригинал/копия ПТС или свидетельства о регистрации (тех паспорт);
  • - оригинал/копия прав лиц допущенных к управлению.
  • После прохождения процедуры страхования ОСАГО, какие именнодокументы остаются у меня на руках, а какие документы необходимо возитьс собой?

    После приобретения страхового полиса ОСАГО вы должны получить следующие документы:

  • - полис ОСАГО (оригинал);
  • - квитанцию об оплате стоимости страхового полиса;
  • - стикер (наклейка);
  • - правила страхования;
  • - список представителей компании-страховщика во всех Регионах России;
  • - бланки Извещения о ДТП.
  • Для беспрепятственного передвижения на автотранспортном средстве вамнеобходимо всегда иметь при себе только сам страховой полис ОСАГО.Остальные документы не обязательны для постоянного наличия в ходепередвижения на автотранспортном средстве. С другой стороны, мынастоятельно рекомендуем вам иметь при себе и остальные документы,особенно важно иметь бланки извещения о ДТП, потому что в них подробноописывается порядок действий в случае ДТП, кроме того, такой бланкдолжен быть обязательно заполнен в случае ДТП.

    На какой срок можно приобрести страховой полис ОСАГО?

    Согласно действующего законодательства, граждане РоссийскойФедерации могут застраховать свой автомобиль только сроком на год. Сдругой стороны, период действия страхового полиса может быть от шестимесяцев до одного года, в зависимости от выбора клиента. Страховочныйкоэффициент за страховой полис длительностью шесть месяцев составляет0,7. Другими словами, приобретая страховой полис ОСАГО на полгода, вампридется выложить за него 70% от стоимости годового страхового полиса.При этом, имейте в виду, что в случае, если вы решите продлитьстраховой полис до одного года, вам необходимо будет доплатить еще 30%от общей стоимости страхового полиса. Страховой полис длительностьюменее шести месяцев может быть приобретен только для автотранспортногосредства, следующего транзитом. В таком случае, вы не сможете встать научет в ГИБДД.

    Можно ли приобрести страховой полис ОСАГО на основании рукописной доверенности от собственника автомобиля?

    Да, такой вариант приобретения страхового полиса возможен.

    Разрешается ли заключение договора по ОСАГО сейчас, с условием вступления в силу позже…?

    Разрешается. Однако следует иметь в виду, что страховой полис можетвступить в силу не позднее чем через месяц после даты, когда полис былвыписан.

    Можно ли приобрести страховой полис автогражданки в Москве, натранспортное средство, зарегистрированное в другом городе, и по какомутарифу оно будет страховаться?

    Страховой полис ОСАГО можно приобрести в любом субъекте РоссийскойФедерации, вне зависимости от того. Где именно транспортное средствозарегистрировано. В таком случае, территориальный коэффициентстрахования будет определяться исходя из того, где прописан владелецтранспортного средства.

    Обязательно ли проводить осмотр транспортного средства для приобретения страхового полиса ОСАГО?

    Для приобретения страхового полиса ОСАГО не требуется проводить никаких осмотров страхуемого транспортного средства.

    Возможно ли приобретение страхового полиса ОСАГО на транспортное средство без ТО?

    Да, возможно. Однако помните, что без страхового полиса ОСАГО ваше транспортное средство не пройдет ТО.

    Действует ли страховой полис ОСАГО если транспортное средство не прошло ТО?

    По действующему законодательству, действие страхового полиса ОСАГОникоим образом не связано с наличием или отсутствием ТО. Так что если увашего транспортного средства просрочен техосмотр, то страховой полисОСАГО все равно продолжает действовать в полном объеме. Кстати, этоположительное отличие обязательного авто страхования от добровольного.Но помните, что, не имея страхового полиса ОСАГО, вы не сможете пройтитехосмотр.

    Что делать, в том случае, если мощность двигателя не отмечена в документах на автомобиль?

    Мощность двигателя транспортного средства отдельно согласовываетсясо страховой компанией в каждом конкретном случае. Специалист страховойкомпании будет ориентироваться на заявленные производителем техническиехарактеристики данного автомобиля.

    У меня есть два автомобиля, на обоих езжу только я, сколько страховых полисов ОСАГО мне необходимо иметь — один или два?

    Страховой полис ОСАГО оформляется с привязкой к конкретномуавтомобилю, поэтому вам придется приобретать два отдельных полиса, поодному на каждый автомобиль.

    Что именно означают буквы и цифры на наклейке (стикере), которуювыдают при приобретении страхового полиса ОСАГО вместе с полисом?

    По букве на стикере, легко можно определить какой тип полиса вы имеете:

    "О"- к управлению транспортным средством допускается ограниченноеколичество лиц. Конкретный список допускаемых лиц указывается встраховом полисе ОСАГО;

    "Н" - нет ограничений по количеству лиц, допущенных к управлению транспортным средством;

    "Т"- транзит, такие стикеры выдаются на автомобили с транзитными номерами,а также на автомобили иностранных граждан, временно ввезенные в Россию.

    Цифра, вырезанная на стикере, отмечает месяц, когда заканчивается срок действия договора страховки.

    Необходимо ли клеить стикер на лобовое стекло автомобиля?

    Нет, клеить стикер не обязательно.

Для любого автовладельца не является новостью, что оформлять страховой полис нужно, и причём – иногда – по нескольким разным статьям. Это – способ возместить ущерб машине и своему здоровью , которые могут возникать не только при действии сил природы и угоне, но и участии в ДТП. Порой порядок действий не совсем ясен, многих хозяев авто интересует вопрос: если попали в аварию – как оформить и получить страховку?

Страховой случай при ДТП

Ситуация нередкая: попал в аварию, страховка есть, а вот получить компенсацию становится затруднительным из-за неверных действий при ДТП. Нужно придерживаться следующих правил:

  • Ещё до прибытия сотрудников ГИБДД (а вызывать их нужно обязательно) необходимо проверить состояние автомобиля - например, на отсутствие подтекания бензина и угрозы взрыва. Включить аварийную сигнализацию и выставить соответствующий знак тоже обязательно, иначе инспектор выпишет штраф.
  • Автомобиль лучше не трогать, не отгонять, место вокруг тоже убирать не следует (даже куски разбитого стекла иногда помогают установить истину). Можно проявить инициативу, опросить свидетелей, записать их телефоны и адреса, иногда для этого приходится обещать оплатить показания. Не лишним будет зафиксировать в памяти все номера авто, принимавших участие в ДТП (и просто находившихся рядом).
  • Фотографии места происшествия помогут доказать свою правоту не только в суде, но и компании-страховщику. Кстати, после вызова ГИБДД и скорой помощи, следующий звонок обязательно должен быть именно туда. Если попал в аварию, есть страховка, то с этого момента запустится процесс урегулирования понесённых убытков.
  • Другой участник ДТП может попробовать договориться – например, предлагая разойтись миром за определённую плату. Когда она покрывает убытки, то это сделать можно, но расписку требовать все равно надо.
  • Когда приехали сотрудники ГИБДД, следует внимательно проверять, как оформляются документы, все ли данные об участниках аварии туда вносятся, верно ли записываются показания. Главное – проверить схему ДТП.

Для получения денег по полису через страховую компанию виновника аварии следует правильно записать данные этой бумаги – номер, название фирмы, телефон представительства.

Страховка автомобиля, если попал в аварию, будет выплачиваться при наличии всех документов, которые могут выдать полицейские:

  1. справка о ДТП (748 форма);
  2. протокол, свидетельствующий об административном правонарушении (копия);
  3. постановление об административном правонарушении (копия).

Когда сотрудник ГИБДД не отдаёт все бумаги сразу, следует записать все его данные, и обратиться к нему через несколько дней (до 10 суток). В случае, когда права конфискуют, можно требовать временное удостоверение водителя.

В последнее время становится все более распространённым европротокол, когда ущерб, нанесённый автомобилю, не превосходит 25000 рублей, а пострадавших в ДТП нет. Тогда можно не приглашать полицию, а решать все через страховую компанию. Но при этом нужно очень внимательно заполнять извещение о ДТП, поэтому всё-таки лучше вызвать ГИБДД – проблем будет меньше.

Как работает страховка КАСКО

Часто владельцами полиса КАСКО являются заёмщики по автокредитам. И их очень беспокоит вопрос: если попал в аварию, страховая оплатит ремонт авто в кредите или нет? Конечно, она должна это сделать, для этого полис и оплачивался.

Можно пойти двумя путями:

  1. Узнать, в каком автосалоне (автосервисе) фирма-страховщик рекомендует проводить ремонт и воспользоваться именно его услугами. Тогда возможно заключение договора и оплата ремонтных работ напрямую между страховщиком и сервисом. Как правило, это будет официальный дилер той марки машины, которая пострадала в аварии.
  2. Можно дождаться непосредственной выплаты денег на ремонт, но при этом придётся подыскивать, какой автосервис действительно приведёт автомобиль в хорошее состояние за полученные средства. Есть риск доплаты из собственного кармана, поэтому данный путь – в случае имеющегося полиса КАСКО – можно не рассматривать как выгодный.
Часто задаваемый вопрос среди женщин - это: попала в аварию, как работает страховка? Если есть КАСКО, то ремонт будет сделан без проблем, а вот по ОСАГО – при необходимости капитального приведения в порядок – добиться этого немного сложнее.

В любом случае необходимо собрать требуемые документы, настроиться платить взносы по автокредиту - даже если машина разбита полностью, подать заявление страховщикам и уведомить банк о происшествии.

Как работает страховка ОСАГО

ОСАГО обычно оплачивают владельцы не кредитных авто, но в последнее время стали все более популярны автокредиты без обязательного страхования по КАСКО. И в последнем случае люди довольно сильно рискуют – ведь возможностей получить деньги здесь меньше, да и граница суммы будет не больше 400000 рублей.

Итак, если попал в аварию, как получить страховку ОСАГО?

  1. Уведомить фирму-страховщика о произошедшем ДТП, причём на это отводится не более 15 суток. После сообщение об этом нужно узнать номер дела, которое открывается для урегулирования ущерба.
  2. Можно сразу отправить по факсу копии извещения о ДТП, а также все бумаги, которые удалось получить в полиции.
  3. Страховка автомобиля после аварии будет оплачиваться исходя из оценки ущерба, которую могут дать как страховщики, так и независимые эксперты. В случае с ОСАГО лучше пользоваться услугами последних, но при этом сохранять все документы, выданные ими. Перед оценкой следует уведомить об этом страховую компанию (за 3 дня), как и виновника аварии.
  4. Нужно потребовать один экземпляр договора на урегулирование ущерба.
  5. Оценщик обязательно должен согласовать результаты экспертизы и получить одобрение расчёта ущерба. Все это оформляется по нормам закона в соответствующей форме. Выдаётся акт приём-передачи, а также квитанция (чек), по которому оплачивалась экспертиза. Если их предъявить в страховую компанию, их стоимость можно компенсировать.
  6. Кроме всех перечисленных выше документов нужно будет предъявить копию паспорта, а также копии телеграмм, в которых человек вызывался на осмотр. Через месяц можно потребовать у страховой компании акт о страховом случае (копию), в тексте которого точно указывается сумма к выплате.

Теперь виновник ДТП должен оплатить счёт, или это обяжет его сделать суд.

Существенные нюансы

Сколько стоит страховка на машину, если попал в аварию, сразу сказать никто не сможет. Нужно действительно оценить ущерб. И если по КАСКО его компенсация возможна в полном объёме, то по другим видам страхования суммы ограничиваются.

Часто за рулём застрахованного автомобиля находится лицо, не вписанное в страховой полис. Если случается ДТП, человека очень интересует: в страховке меня нет, и попал в аварию, можно ли будет получить деньги по ней? Такое возможно, если в аварии виноват водитель другой машины, но штраф все равно будет наложен – около 300 рублей.

Но в большинстве случаев всё-таки разбирательство будет идти через суд, особенно если в полис не вписано виновное лицо. Тогда и обращаться в страховую компанию почти бессмысленно, нужно сразу направляться в судебные органы.