Ходовые огни блоком автоматического включения. Собираем блок управления дневными ходовыми огнями


Многие автолюбители уже наслышаны о пользе ДХО и начинают поиски приличной модели в магазинах. Ассортимент широко представлен китайским барахлом стоимостью от 300 до 5000руб.Некоторые вообще не понимают, зачем ставить их на автомобиль и покупают хлам за 500руб, который светит немного ярче габаритов, мощность 2 ватта. Наверное вы видали таких, они еще светят голубым светом, и часть светодиодов не горит или моргает. Затем у них появляется проблема, как подключить ходовые огни, чтобы они проработали дольше. Гаражные умельцы предлагают различные схемы подключения ДХО, самое сложное это выбрать правильную.

Общепринятые названия, которые будут использоваться в тексте: DRL «Daytime Running Lights», дневные фары.


  • 1. Виды подключения
  • 2. Режим работы
  • 3. Как подключить ДХО с блоком управления
  • 4. Контроллер ДХО
  • 5. Выбираем стабилизатор
  • 6. Подключение через реле
  • 7. Другие малопопулярные способы
  • 8. Проверка установки
  • 9. Пример пользы

Виды подключения

DRL Орлиный глаз, глаз орла

Схема подключения ходовых огней зависит от комплектации и вашего бюджета. Существует 3 вида комплектации:

  1. самый недорогой, только ДХО;
  2. средний по цене, в комплекте стабилизатор;
  3. дорогой, с контроллером управления.

Если у вас самые дешевые и плохие, то в комплекте нет контроллера или блока управления. Такой блок выполняет функцию стабилизатора напряжения и управления включением и выключением.

В средней комплектации присутствует стабилизатор напряжения на 12в. В автомобильной сети бывают скачки напряжений, а светодиоды этого очень не любят и выходят из строя. Стабилизатор значительно продлит жизнь светодиодов. Но в этом варианте придется выбирать место для подключения, чтобы включались только при заведенном движке. Мест для этого немало, например датчик давления масла или генератор.

Отечественная модель

Дорогой вариант комплектуется блоком управления, который подключается напрямую к аккумуляторной батарее в автомобиле. По принципу работы они бывают двух видов:

  • определяют разницу между количеством вольт при заглушенном и заведенном двигателе;
  • более дешевый, это включение при поднятии напряжении выше 13В.

Лучшим является первый вариант, независимо от напряжения на вашей батарее, всегда правильно включение и отключение. Второй вариант бюджетный и работает не всегда. При заглушенном двигателе количество вольт должно упасть ниже 13В, чтобы контроллер отключил ДХО. На если у вас аккум новый или хорошо заряжен, то даже после остановки двигателя на нём до нескольких часов будет напряжение выше 13В. То есть дневные ходовые огни самостоятельно не отключатся, пока не будет менее 13В. Единственным недостатком будет собственное энергопотребление, когда контроллер ждёт запуска двигателя. Он будет разряжать аккум вместе с охранной сигнализацией.

Режим работы

По техническому регламенту для авто, DRL должны автоматически включатся при запуске двигателя. При включении ближнего света, должны автоматически отключатся, чтобы не слепить в темное время суток.

В продаже есть и комбинированные модели с установленными сигналами поворота. Секция дублирования указателей поворота подключается отдельно параллельно штатным поворотникам. Наличие стабильного питания тоже обязательно.

DRL с поворотником

Для моделей с дополнительным управлением встречается функция провожающей подсветки, которая работает 10 минут после выключения двигателя. Она освещает ваш путь до дома или землянки, смотря где вы проживаете. У Osram DRL есть режим, в котором они не выключаются, а притухают на 50%. только не знаю на сколько это законно и будет ли слепить.

Как подключить ДХО с блоком управления

Контроллер ДХО

..

Предпочитаю схему подключения ДХО с использованием блока управления, самый надежный способ, подходит для любого авто и не требует каких-либо знаний. Многие автолюбители покупают блок управления ДХО с AliExpress – стоит он недорого, да и отзывы, казалось бы, хорошие. Однако большинство отзывов оставлены либо в момент получения товара, либо после нескольких дней пользования. На деле же абсолютно все контроллеры ДХО с AliExpress недолговечны и имеют следующие недостатки:

  1. принцип работы не соответствует ГОСТу;
  2. отсутствует стабилизация (у большинства);
  3. низкое качество материалов и сборки;
  4. не учтены особенности бортовой сети автомобиля;
  5. нет гарантии;
  6. некоторые не имеют защиты от влаги.

Из качественных вариантов могу выделить от российского производителя, который полностью соответствует ГОСТу и отличается хорошим качеством. Также в контроллере DayLight+ имеется встроенная стабилизация, что значительно увеличит срок службы ходовых огней.

Выбираем стабилизатор

В этом виде будут объединены первый и второй способ. Даже если ваши дневные ходовые огни не имеют стабилизатора, то рекомендую его приобрести или сделать своими руками.

Купить можно китайские модули по цене от 50 до 120руб, чтобы не заказывать на Алиэкспресс, загляните на Авито, встречаются очень приемлемые цены. Самый распространённый модули, это импульсный LM2596 и линейный LM317. Они конечно устарели, но ток на 1 ампер потянут, это будет мощность 12 ватт.

Современными на 2016 год считаются на микросхемах XL6009, XL4015. У них КПД выше и греются гораздо меньше. Выдерживают ток 2 Ампера без системы охлаждения микросхемы, это эквивалентно нагрузке в 24вт.

Подключение через реле

На форумах и сайтах вы встретите разные способы, как подключить дневные ходовые огни своими руками, для каждой марки оно будет разное. Продаются и специализированные реле, например Незабудка, рассчитанные на любой автомобиль.

Принцип работы простой. Питание на дневные ходовые огни подаётся от провода включения зажигания. Плюсовой провод от дальнего и ближнего разрывает цепь, когда на нём появляется напряжение. Для этого достаточно 5 контактного реле. Сначала посмотрите решение на форумах, которые специализируются только по марке вашего авто. Возможно вы найдете более простое решение.

Например, в Дастере можно подключить ДХО к прикуривателю, на него подаётся напряжение, только когда включено зажигание. Это лучше чем в проводке искать провод зажигания. В любом случае рекомендую ставить предохранитель на случай замыкания.

На многих схемах для отключения DRL используется провод габаритов. Это неправильно DRL не должны гаснуть при включении габаритов, только при ближнем свете.

Другой вид схемы подключения дневных ходовых огней, это установка реле в штатные релейный блок авто без каких либо модернизаций. Оно включает дальний на 30% или 50%, которого будет достаточно, чтобы обозначить транспорт на дороге. Если дальний потребляет 120W, то 30% равно примерно 36вт, 50% равно 60вт.

Другие малопопулярные способы

Многим интересно, как подключить ДХО без реле самостоятельно, но это зависит от электрики вашего автомобиля, ищите решение в интернет клубах посвященных вашему авто. Самое главное, чтобы в этом месте подавалось питание после запуска двигателя.

Основная схема подключения ДХО, через 4 или 5 контактное реле, которое отключает при включении ближнего. Кому не лень порыться в проводке авто, подсоединяют от датчика давления масла или генератора. На любом транспорте при запуске движка загорается лампочка давления масла на приборной панели, сигнал с этого провода используется для подачи питания. Второй способ, как подключить ходовые огни самостоятельно, это подключить к генератору. Они будут включатся автоматически при появлении напряжения на генераторе.

Проверка установки

Большая часть владельцев автомобилей после подключения ходовых огней своими руками любят сделать фото своего барахла. Чтобы было не так тускло, делают это ночью с близкого расстояния. В силу своей неграмотности они не знают, что проверять надо в солнечную погоду с расстояния 100 метров. Поэтому они и называются дневные, а не ночные.

Пример пользы

При поездках зимой на короткие дистанции, особенной в сильный мороз, большое количество энергии аккумулятора тратиться на запуск двигателя. Со временем аккумулятор теряет свою емкость и хуже держит заряд. Использование ДХО вместо ближнего света позволит быстрее заряжать батарею во время движения.

Посчитаем:

  1. ближний свет потребляет около 100вт, 2 лампы примерно по 50вт;
  2. приличные ДХО до 15W;
  3. 100вт – 15вт = 85W энергии будет потребляться меньше.

Например, у меня в Дастере стоит штатный ТЭН, который греет салон пока не прогрелся двигатель. Соответственно, автомобиль будет прогреваться быстрее.


Делал я как-то раз одну систему для автомашины, не своей правда. Так вот, эта система определяла факт работающего двигателя по наличию импульсов на катушке зажигания. И вот в процессе изготовления мне пришла мысль, что это решение так же хорошо подойдет для управления дневными ходовыми огнями (далее ДХО ) автомобиля .

ДХО я тоже давно хотел сделать, да все руки не доходили…

Начало

Исходная схема ДХО была на 555 -м таймере, на нем и попытался сначала сделать управление ДХО , но как ни старался добиться от таймера нужного алгоритма работы мне и не удалось. Тогда решил сделать на МК, стал вопрос выбора, на чем делать, моя любимая ATmega8 для такого дела ну явный перебор, а других мелких МК от Atmel’а в наличии не оказалось, да и в местных магазинах тоже, да и дорогие они, даже мелкие.
Зато нашелся PIC12F629 , мелкий, 8 ног всего, и относительно не дорогой. Вот только с PIC я еще не общался, но ради такого дела пришлось начать изучение, заодно и программатор сделал PICkit-2 lite .


О моём варианте USB-программатора PICkit-2 читайте на Датагоре в ближайшее время


Схема очень простая. Линейный стабилизатор, ток потребления небольшой так что в более продвинутом стабилизаторе необходимости нет. По входам делители в соответствии с входным сигналом и транзисторные ключи, для надежности, на всякий случай. На выходе полевой транзистор, который коммутирует стандартное автомобильное реле с током срабатывания не более 200 мА, вот типа такого

Алгоритм работы

Алгоритм работы - уж не обессудьте, его я сделал исходя из своих представлений управления ДХО .
  • При включении зажигания подается питание на схему и она начинает отслеживать, работает ли двигатель, по наличию импульсов на катушке зажигания
  • При непрерывном наличии импульсов на катушке зажигания в течении 5 секунд ДХО включаются
  • При непрерывном отсутствии импульсов на катушке зажигания (двигатель заглох, но зажигание включено) в течении 5 секунд ДХО выключатся
  • При включении габаритов ДХО отключаются сразу, независимо от других условий
  • При выключении габаритов и наличии импульсов на катушке зажигания ДХО включаются сразу

Подключение блока ДХО в автомобиле

Схема подключения тоже довольно простая:
  • Питание - берется в любой точке, где оно появляется при включении зажигания
  • Импульсы, индицирующие работу двигателя - можно брать с катушки зажигания либо с тахометра
  • Сигнал включения габаритов - с любой точки, где появляется +12В при включении габаритов
  • На выход - подключается любое стандартное автомобильное реле с током потребления не более 200 мА на напряжение 12В и коммутируемый ток 30-40А, чтобы можно было коммутировать любую нагрузку напрямую, хоть отдельные ДХО , хоть штатные фары.
  • Общий провод соответственно на корпус
Поскольку отдельных ДХО у меня нет, я подключил реле параллельно штатному реле управления ближним светом, но даже в таком варианте это минус 4 лампочки габаритов и минус вся приборная панель, какая-никакая, а все-таки экономия. Но таким же образом можно подключить и отдельные ДХО .

Печатная плата

Этап макетирования и проверки я как-то пропустил. Просто смоделировал схему в протеусе. Все заработало как ожидалось, поэтому я решил сразу делать плату, развел в DipTrace , смоделировал 3D (вид с обеих сторон):

Потом сделал вживую (вид с обеих сторон):

Вариант окончательной сборки

С корпусом решил не заморачиваться, взял готовое подходящее по размерам автомобильное реле:


Внутренности выкинул, у этого реле в принципе уже был разъем, но он 5-ти контактный, а нужно 6, да и контакты были сделаны неудобно, поэтому штатные выкинул и на термоклее приделал обычный автомобильный разъем, с коммутирующей релюшки снял корпус, все это соединил, получилось вот так:


Плату залакировал средством CRAMOLIN ISOTEMP (термостойкое, влагоотталкивающее и водонепроницаемое защитное покрытие на силиконовой основе). Хотя плата и залакирована, на всякий случай надел на нее термоусадку.


Вставляем все это дело в корпус.


Крышка реле вообще-то на защелках, но на всякий случай, по месту стыка прошелся термоклеем и защелкнул. Теперь чтобы вскрыть нужно будет ломать, зато герметично.

Итоги

В итоге имеем почти фирменное реле, которое можно прикрутить в любом удобном месте.
Еще один положительный момент данной конструкции: вся схема подключения делается параллельно штатной схеме, т. е. в случае отказа (поломки) достаточно всего лишь отсоединить разъем от реле и вся система будет работать в штатном режиме.

Дневные ходовые огни (блок ДХО ) – автоматическое управление:

  • Cвет включается и выключается автоматически
  • Плавное управление мощностью ламп
  • Экономия ресурса галогенных ламп
  • Экономия топлива

Для управления световыми приборами мы разработали и выпускаем: контроллер фар "Меркурий" , контроллер ДХО "Эклипс" и реле фар "Прометей"

Блок управления ДХО «Эклипс» предназначен для автоматического включения вполнакала ближнего или дальнего света галогеновых фар автомобиля в соответствии с действующими правилами дорожного движения РФ.

Светодиоды являются очень перспективными, но их сегодняшние дешевые версии не соответствуют техническому регламенту . Устройство же дорогих версий светодиодного, в том числе и головного света автомобиля, достаточно сложно:

Зачем нужны ДХО на основе штатных галогеновых фар?

А действительно, зачем? Ведь есть масса светодиодных DRL?

1. Для начала посмотрим на дешевые светодиодные ДХО. Если это сделать внимательно, то окажется что ни по площади светимости ни по светосиле они нам не подходят. К тому же большинство из них имеют синий оттенок свечения, а установка спереди автомобиля световых приборов синего свечения влечет за собой лишение прав на срок до 6 месяцев...

2. Давайте выберем дорогие LED-DRL. Сразу же возникает вопрос: куда их ставить, чтобы было красиво? Конечно, они устанавливаются на любой автомобиль, только для них на нем зачастую нет штатного места. А передняя часть любого автомобиля - это тщательно сделанная дизайнерская работа, установка дополнительных элементов весьма вероятно разрушит образ автомобиля. Сами ведь видим на дороге, сколь нелепо смотрится встречный дорогой автомобиль с установленной китайской гирляндой...

3. Цена. Пусть мы нашли достойное место установки дорогих LED-DRL. Но сама установка - это несколько нормочасов в автосервисе. Что тоже недешево.

4. Установка контроллера ДХО на основе штатных фар не меняет дизайн автомобиля и гораздо более проста в реализации. В том же автосервисе это 0.5 нормочаса.

Вариант свечения фар дальнего света в четверть мощности (механическая перекоммутация ламп последовательно) - это самый распространенный в мире вариант ДХО со штатно проложенной таким образом проводкой. Но делать эту электропроводку "с нуля" - несколько нормочасов...

Особенностью блока управления ДХО «Эклипс» является плавное управление мощностью галогеновых ламп.

Блок управления ДХО может быть установлен на любые типы российских и зарубежных автомобилей.


Для этого в блоке ДХО заложены универсальные входы и выходы. Фары в этих автомобилях могут иметь постоянное подключение как к массе, так и к батарейному питанию. Выключение блока ДХО может осуществлятся как низким, так и высоким уровнем напряжения. Большинство параметров блока ДХО доступны для изменения пользователем без использования какого-либо дополнительного оборудования.

В сравнении с распространенными таймерами задержки включения света автомобиля блок ДХО «Эклипс» имеет регулировку мощности ламп и массу дополнительных возможностей.

Назначение блока ДХО

  • Удобство эксплуатации с блоком ДХО . Дневной свет автомобиля включается и выключается автоматически , тем самым исключает забывчивость водителя. Блок управления ДХО «Эклипс» окупится на первом же съэкономленном штрафе за выключенные фары. При установке блока ДХО на дальний свет фар исключается ослепление встречных, а сзади стоп-сигналы становятся гораздо заметнее, поскольку нет засветки от габаритов.
  • Блок ДХО экономит ресурс галогенных ламп . Плавное включение и работа вполнакала резко увеличивают время эксплуатации галогенных ламп. Переключение на штатное включение ближнего или дальнего света тоже происходит на уже разогретых лампах и вероятность перегорания ламп существенно снижена по сравнению с «холодным» включением от штатного реле фар. В интернете распространено мнение, что резкий шоковый разогрев галогеновым полезен. Сформировано это мнение рекламными статьями производителей ламп, но если эти статьи почитать внимательно, то там идет речь о ВЫключении ламп и связанных с остыванием процессов кристаллизации-закаливания нитей накаливания.
  • Экономия топлива . Снижение потребляемой мощности ламп и выключение "лишних" габаритных огней приводит к уменьшению нагрузки на генератор и уменьшению расхода топлива. Конкретное значение не столь важно, по крайней мере, это лишний бак бензина за год. И, кстати, что важно(!), на холостом ходу со включенным блоком ДХО идет зарядка аккумулятора, а с полным ближним светом - аккумулятор разряжается!

Конструкция блока ДХО

Блок ДХО оптимально ставится около монтажного блока автомобиля или на жгут, подходящий к нему. Возможно как подкапотное, так и салонное расположение.

Внешний вид Дневных Ходовых Огней «Эклипс» - плата, помещенная в термоусаживающую трубку, размером меньше газовой зажигалки. Основной тип крепления - пластиковыми хомутами к жгуту проводов.

Модификации блока ДХО

Новые версии 2015г имеют три входа блокировки и разделяются по полярности коммутируемого провода.

  • «Эклипс-А» - версия для коммутации "плюсового" провода.
  • «Эклипс-К» - версия для коммутации "минусового" провода.

Универсальной версии и на "плюс" и на "минус" с 2015г. нет, она не оправдала себя. Надежнее работают именно версии «Эклипс-А» и «Эклипс-К»

Установка блока управления ДХО

Узнать, какой из проводов к фаре коммутирует штатная система можно следующим образом. При выключенной фаре, но включенном зажигании нужно тестером померять напряжение на любом из выводов фары относительно массы. Если тестер покажет +12В, то фара коммутируется проводом "массы". Если покажет 0В - то "плюсовым" проводом.

Провода, подключаемые к блоку управления ДХО «Эклипс-А»

  1. Провод «+12В», питание ламп, соединенных с «массой». Может быть подключен как напрямую к аккумулятору (естественно, через предохранитель), так и после замка зажигания. При выключении зажигания ток по этому проводу практически отсутствует.
  2. Провод «Зажигание», слаботочное питание самого устройства и информация о факте включения зажигания.
  3. Провод «масса», слаботочное питание самого устройства, подключается при монтаже всегда первым и отключается последним.
  4. Провод «вкл», входной сигнал, например, о работающем двигателе («давление масла» или «подмагничивание генератора»). При нежелании использовать этот провод, его можно объединить с проводом зажигания.
  5. Два провода «выкл», разрешающие работу ДХО высоким уровнем (подачей «плюса»), и два провода «выкл», разрешающие работу низким уровнем напряжения («массой»). Данные входы удобно подсоединить к сигналам, свидетельствующих о парковке машины («ручник»), или о штатном включении фар. Можно использовать другие точки подключения или не подключать их вообще, кроме одного.

Примеры схем установки блока ДХО (Приора, Хонда, Судзуки, Киа , Хонда):

Сравнение светимости дальнего света, ДХО «Эклипс» (30%) и ближнего света:

Функционирование ДХО «Эклипс» на видео:

Коммутация фар дальнего света изменением штатной электропроводки.

Почти все американские и скандинавские автомобили идут со штатной проводкой, которая позволяет тумблером (реле) коммутировать лампы дальнего света из параллельного соединения в последовательное. При этом включении мощность ламп составляет примерно треть от штатной.

В принципе ничего не мешает доработать проводку и в наших машинах. Только при этом штатная проводка хоть ненамного, но меняется.

Штатно фары дальнего света (ДС) подключены так:

Проводка от монтажного блока может идти либо раздельными жгутами, либо одним общим:

В обоих случаях в земляной провод одной из ламп врезается реле, в выключенном состоянии коммутирующее лампу вместо массы на "плюс". Реле срабатывает либо от напряжения габаритов, либо от суммарного сигнала с ДС и БС.

Для первого случая этого одного реле будет достаточно. Но схема плоха тем, что она оставляет присоединенным штатное реле света. Часто так нельзя делать, надо изучить электросхему автомобиля.

Во втором случае лучше использовать три реле (или одно на три контактных группы), два из которых отключают фары от штатного реле света. Этот вариант электробезопасен для штатного оборудования. Он применим и в первом случае, но там реле придется размещать в двух местах и соединять их дополнительным проводом, а это сильно увеличивает стоимость установки.

В любом случае доработка электропроводки занимает от пары нормочасов в сервисе.

Паспорт блока ДХО

Паспорт ДХО «Эклипс-А»

Паспорт ДХО «Эклипс-К» полная версия, производства с 2015г


С 20 ноября 2010 г водителей в дневное время обязали передвигаться на автомобилях с включёнными фарами ближнего света или дневными ходовыми огнями (ДХО). Понятно, что с включёнными фарами ездить невыгодно с материальной точки зрения, поэтому ДХО остаются оптимальным выходом из ситуации. Они должны включаться при включении зажигания или таком положении ключа, которое не исключает работу двигателя.

Во многих автомобилях гнездо прикуривателя работает только при включении зажигания. Кего контактам, казалось бы, легче всего подключить ДХО, но к этому гнезду часто подсоединяется множество различных аксессуаров (блоки питания, зарядные устройства мобильных телефонов и т. д.) и, включив зажигание, чтобы подать питание наэто оборудование, мы, не желая того, включим и ДХО.

Мною был разработан блок управления ходовыми огнями, который автоматически их включает при работающем двигателе и отключает при включении ближнего или дальнего света фар. Его схема показана на рис. 1. При включении зажигания напряжение бортсети + 12 В через замкнутые контакты выключателя SA1 замка зажигания подаётся на верхний по схеме провод питания ДХО. Двигатель не работает, и контакты датчика аварийного давления масла (ДАДМ) замкнуты на общий провод (на корпус), о чём свидетельствует соответствующий индикатор (лампа или светодиод) на панели приборов. На резисторе R1 напряжение равно нулю, транзистор VT2 закрыт и ходовые огни погашены. После пуска двигателя давление масла возрастает, датчик размыкается и напряжение +12 В через индикатор поступает на резистор R1 и конденсатор С1 медленно заряжается с постоянной времени R1d, равной 4,4 с. Транзистор VT2 начинает открываться, и ДХО плавно зажигаются.

При включении дальнего или ближнего света фар напряжение +12 В поступает на анод диода VD1 или VD2, транзистор VT1 открывается и конденсатор начинает разряжаться через резистор R3 на общий провод. Происходит обратный процесс - транзистор VT2 начинает закрываться, и ДХО плавно гаснут. При "моргании" дальним светом конденсатор С1 не успевает разрядиться и погасить ходовые огни.

Все детали, указанные на схеме, смонтированы на печатной плате размерами 18x20 мм (рис. 2). Применены резисторы МЛТ-0,125, конденсатор - импортный, транзистор VT1 - любой из серии КТ315, кроме КТ315Ж. Полевой транзистор VT2 установлен без теплоотвода и заменим, например, IRFZ46N или подобным. Плавкая вставка FU1 выполнена в виде короткого отрезка медного провода диаметром около 0,08 мм, взятого от провода МГТФ-0,35. На печатной плате её впаивают со стороны проводников, как показано на рис. 2 тонкой "змейкой".

Конденсатор С1 и транзистор VT2 (насколько позволяет длина его выводов) монтируют параллельно поверхности платы над элементами VD1, VD2, R1 и VT1, R3 соответственно. Плата помещена и закреплена в корпусе автомобильного реле серии 75.3777 с переключающей группой контактов. Корпусное исполнение реле лучше взять с фланцем для удобства крепления (рис. 3). Внутреннюю начинку реле удаляют, и освободившиеся контакты соединяют гибкими проводниками сечением около 0,5 мм 2 с контактными площадками на плате. Площадки ДХО и общего провода соединяют с контактами 85 и 86, диодов VD1, VD2 - с 87, 88, а вывода резистора R1 - с контактом 30. Длина проводников выбирается по месту, после чего плата крепится термоклеем на нижнюю часть корпуса (там, где находятся контакты). Корпус можно не герметизировать, если закрепить его вертикально контактами вниз.

Следует отметить, что поскольку ДХО зажигаются при замыкании их минусового вывода на общий провод, их корпусы не должны иметь электрический контакт с металлическими частями шасси автомобиля, впрочем, бамперы современных автомобилей изготовлены в основном из пластика, поэтому такой проблемы не возникнет.

Подключить блок к электросети автомобиля относительно несложно. Необходимо под капотом найти провод, на котором появляется напряжение сети +12 В при включении зажигания, от которого будут питаться ходовые огни, а также провода, идущие от ламп ближнего и дальнего света фар. При этом, если лампы ближнего света при переключении на дальний свет продолжают гореть, то сигнальный провод можно снять только с лампы ближнего света, а диоды VD1, VD2 не устанавливать, подав сигнал на резистор R2.

Далее следует определиться, откуда брать сигнал на включение ходовых огней после пуска двигателя. Вариантов два. Первый - датчик аварийного давления масла (ДАДМ). Этот вариант следует проверить на пригодность. Понадобится резистор сопротивлением 20 кОм. Отключаем провод от ДАДМ, один вывод резистора 20 кОм подключаем к проводу, а второй - к "массе" автомобиля и включаем зажигание. Если при этом высвечивается сигнал о низком давлении масла, то первый вариант не пригоден. Второй вариант - использовать контакт для подключения лампы, сигнализирующей об исправности генератора. Обозначения контакта для различных генераторов следующие: D, D+, 61, L, WL, IND. Это гарантированный вариант.

Блок индикации неоднократно устанавливался на автомобили и показал себя с наилучшей стороны. Все, кому он был установлен, остались довольны его работой, чего ожидаю и от тех, кто захочет его повторить.


Дата публикации: 11.03.2014

Мнения читателей
  • Павел Иванович / 01.05.2015 - 14:44
    Спасибо,дорогой мой умничка.Искал упорно схему без реле (на дух не переношу реле) , без заморочек прошивки контроллеров и вот оно простое как всё ВЕЛИКОЕ!!! Минимум доступных компонентов... Универсальность, простота, Ясность в описании - не знаю как ещё похвалить. Спасибо дорогой А.БАЙКОВ - ОРЕЛ из ОРЛА.
  • Сергей / 28.11.2014 - 07:43
    Достаточно одного реле и диода. И все будет на "автомате" работать.
  • Петр / 21.11.2014 - 10:40
    Автору спасибо за идею, реализую у себя. Для Виктор Григорьевич - "огород" городится не для экономии, а для того что бы "узаконить" свои ДХО, к установке и режиму работы которых предъявляются определенные требования, в соответствии с ГОСТ. Тот вариант который вы организовали у себя, это не ДХО, а дополнительные световые приборы, с которыми вы вряд ли пройдете ТО...
  • Олег / 14.09.2014 - 05:44
    Схема нормальная. Понравилась идея использования датчика давления масла. Вместо дальнего и ближнего света можно использовать цепь питания габаритов. А Виктору Григорьевичу могу сказать, что при токе 28 мА вряд ли получим необходимые 800 канделл. Многие ставят случайные фонари, которые на упаковке почему-то называются ДХО, хотя не обеспечивают требуемых параметров ни по силе света, ни по углам излучения, ни по площади светящегося элемента. В результате их или не видно, или слепят встречных. Извините за отступление от темы.
  • Ростислав / 18.06.2014 - 08:31
    Спасибо. Хороший "плавный" вариант вместо "резких" реле. Стоило того чтобы взяться за паяльник.
  • Эдуард / 15.05.2014 - 16:35
    Спасибо автору!!! Все гениально просто и то что нужно.
  • Сергей / 12.05.2014 - 11:06
    Виктору не понять любителей творчества. У меня они всегда вызывают уважение. Особенно технически грамотных.
  • Виктор Григорьевич / 13.04.2014 - 08:54
    Доброго времени суток уважаемый автор,а зачем городить весь этот сыр-бор,ХО из 6-ти *3=12 светодиодов китайского производства потребляют 28 ма и я подключил их к замку.28 ма это ни что для 60а/ч аккумулятора.

Ходовые огни дневного света присутствуют далеко не на всех автомобилях, а необходимость в их наличии заставляет автолюбителей устанавливать ДХО своими силами. Согласно ГОСТу, дневные ходовые огни должны автоматически включаться при включении двигателя, а также отключаться или снижать мощность на 50% при включении основных фар. Выполнение данного условия необходимо для безопасного вождения в темное время суток. Также это исключает возможность вождения автомобиля без включенных фар, что запрещено правилами дорожного движения. Данные функции в системе ДХО выполняет блок управления дневными ходовыми огнями.


Блока управления ДХО

Помимо всего сказанного, наличие блока управления ДХО позволяет сэкономить и вместо энергоемких фар ближнего света использовать более экономичные лампы или светодиодные ленты. В нашей статье мы рассмотрим несколько вариантов, как установить блок управления ДХО на ваш автомобиль, если это изначально не предусмотрено конструкцией. В частности мы поговорим об установке купленного блока управления и о сборке реле управления ходовыми огнями своими руками.

Важно: помните, что вы сами несете ответственность за выполнение всех нижеописанных процедур. Если вы не уверены в своих силах, мы настоятельно рекомендуем обратиться в специализированный сервисный центр для установки ДХО в соответствии с ГОСТ.

Покупка готового реле управления ДХО

Использование таких реле является самым удобным вариантом подключения ДХО в соответствии с ГОСТ. Реле обеспечивает включение ходовых огней при запуске движка, а также снижение их мощности на 30-50% при включении основных фар. Данные реле оснащены предохранителями, что делает их использование безопасным, и сохраняет ваши фары от выхода из строя при скачках напряжения. Устройство продается уже в собранном виде, ваша задача – лишь правильно подключить его.


Схема подключения ДХО через реле

Изготовление блока управления своими руками

Безусловно, второй вариант подойдет для тех, кто имеет опыт пайки и сборки микросхем. Сборка реле по обойдется вам намного дешевле, чем покупка готового. Для начала давайте рассмотрим алгоритм действия самодельного реле.

Алгоритм действия:

Схема блока управления получает питание от включенного зажигания и начинает определять работу двигателя по активности импульсов, присутствующих на катушке зажигания. Если импульсы присутствуют дольше 5 секунд (что соответствует заведенному двигателю), ДХО включатся автоматически. Если импульсов нет в течение 5 секунд, ДХО отключаются. Также ходовые огни автоматически отключаются при включении основного освещения.

Подключение блока дневных ходовых огней:

  • Питание можно брать с любой точки электросети, где оно присутствует после поворота ключа зажигания;
  • Импульсы, по которым схема определяет работу двигателя, как правило, берутся с катушки зажигания;
  • Сигнал включения основного освещения берем с любой точки, в которой появляется напряжение 12 вольт от включения фар;
  • На выходе подключаем любое автомобильное реле, соответствующее следующим условиям: ток, который потребляет реле, не должен быть выше 200mA при напряжении 12V и токе на выходе 30-40А;
  • Минус кидаем на корпус автомобиля.

Плюс данной схемы в том, что при отсутствии отдельно установленных ДХО, мы можем подключить их параллельно стандартному блоку управления ближним светом.


Реле ДХО своими руками

Оптимальным вариантом для сборки своего блока будет микропроцессор PIC12F629. Относительно недорогой и доступный, данный девайс станет основой нашего реле. Для программирования нашего контроллера используется специальный программатор, например PICkit-2. Схема самого блока не является очень сложной: используется обычный линейный стабилизатор, по входам которого устанавливаются делители по входящему сигналу, подстрахованные транзисторными ключами. На выходе устанавливается полевой транзистор, подключаемый к обычному автомобильному транзистору с током не более 200mA.

Визуально схема выглядит следующим образом:

Мы не будем подробно углубляться в процесс пайки самой микросхемы. Алгоритм действий логичен: моделируем плату в любой программе для проектирования схем, создаем схему разводки, при необходимости проектируем 3D-модель.

Подбираем корпус

В качестве корпуса идеально подойдет корпус от любого другого автомобильного реле: желательно, чтобы разъем был на 6 контактов.

Для безопасности плату необходимо залакировать. Идеально подойдет средство CRAMOLIN ISOTEMP, данное силиконовое покрытие предназначено специально для изоляции различных плат. Для любителей перестраховаться, плату можно облачить в термоусадочную трубку.

Когда процесс подготовки будет закончен, можно вставить готовое реле в подготовленный корпус. Большинство реле идут на защелках, так что у вас не возникнет проблем с плотной фиксацией всей конструкции.