Бортовой компьютер Multitronics Comfort X10. Бортовой компьютер Multitronics Comfort X10 - Мой отзыв с фото Функциональные возможности Multitronics X10


На ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 | дисплей RGB | В штатное место | Зуммер | Диагностика ЭБУ | Сброс ошибок Check | Маршрутные параметры...

Multitronics Comfort X10 на ВАЗ 2110 / 2111 / 2112

Многоцветные мультидисплейные маршрутные компьютеры COMFORT Х10 предназначены для установки в а/м ВАЗ 10-го семейства: ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 .

Основные особенности Комфорт Х10:
- RGB дисплей произвольного цвета (512 цветов).
- 8 параметров на дисплее одновременно.
- 3 программируемых мультидисплея пользователя.
- Тест и оценка емкости аккумулятора.
- Режим сушки свечей «Горячий запуск».
- Автоматическая/ручная установка протокола.
- Выход управления внешними устройствами.
- Два универсальных программируемых таймера.
- Смена 8-и параметров одним касанием.
- Коррекция температуры включения вентилятора.
- Уровень топлива в баке с датчика уровня топлива или с ЭБУ.
- Код идентификации пользователя (PIN-код).***
- Мультидисплей «Сутки» с расчетом стоимости поездки.

Фото Мультитроникс Комфорт X10

Режим тестирования системы заряда и оценки емкости и качества АКБ позволяет пользователю определить состояние системы заряда АКБ, а так же определить качество самого АКБ, оценивая параметры разряда АКБ во время проведения теста под нагрузкой (фары ближнего света). Во время теста в случае, если емкость АКБ более 10 А/час, производится оценочный замер емкости АКБ в Ампер/часах, а так же оценивается потенциальное качество АКБ. С учетом измеренного среднего напряжения заряда АКБ в а/м, пользователь может оценить исправность автомобильной системы заряда АКБ.

Режим коррекции температуры включения вентилятора радиатора позволяет пользователю в жаркую погоду включать вентилятор охлаждения радиатора при более низких температурах, в диапазоне от 95 градусов и выше, обеспечивая тем самым более щадящий режим эксплуатации двигателя и снижать тем самым вероятность закипания охлаждающей жидкости. Возможно так же принудительно включить вентилятор двигателя независимо от температуры последнего.

Выход управления внешним устройством. Для управления внешним устройством предназначены два независимых программируемых таймера. Пользователь может самостоятельно выбрать активный уровень управления «0″ или «1″. Таймеры могут использоваться для управления работой предпусковых нагревателей типа «Теплостар», «Вебасто», работой кондиционера и др.. К выходу управления внешним устройством можно подключить вход «Mute» магнитолы, для отключения звука магнитолы в момент передачи прибором звуковых или голосовых сообщений.

Функциональные возможности Multitronics X10

При помощи БК Multitronics Comfort Х10 Вы можете:

В режиме Дисплеев Пользователя 1-3:
1.1. Просматривать мгновенный расход топлива л/час при стоянке а/м, мгновенный расход топлива л/100 км при движении.
1.2. Просматривать остаток топлива в баке 70л. макс.
1.3 . Производить ускоренное считывание остатка топлива в баке в режиме бака «ДУТлн» и «ДУТтр» после заправки бака.
1.4. Просматривать температуру охлаждающей жидкости - градусы Со/ Включать вентилятор.
1.5. Просматривать температуру за бортом а/м - градусы Со
1.6. Просматривать скорость в км/час.
1.7. Просматривать обороты двигателя об/мин.
1.8. Просматривать напряжение АКБ в Вольтах.
1.9. Просматривать текущее время (с возможностью коррекции хода).
1.10. Просматривать средний расход топлива за поездку л/100 км- за поездку.
1.11. Просматривать расход топлива за поездку в литрах 9999л макс.
1.12. Просматривать пройденный путь за поездку в км. 9999 км макс.
1.13. Просматривать прогноз пробега на остатке топлива в баке.
1.14. Просматривать среднюю скорость за поездку в км/час.
1.15. Просматривать время в поездке 9999 часов макс.
1.16. Просматривать накопительный расход топлива 9999л макс.
1.17. Просматривать суммарную стоимость всех поездок в тыс.руб 999 тыс. руб макс.
1.18. Просматривать положение дроссельной заслонки (0-100%).
1.19. Просматривать массовый расход воздуха кг./час.
1.20. Просматривать время впрыска мсек.
1.21. Просматривать угол опережения зажигания град.
1.22. Просматривать положение шагового двигателя 0-256 шагов.
1.23. Просматривать напряжение на датчике кислорода в Вольтах.
1.24. Просматривать Абсолютный моторесурс а/м (время работы двигателя) 9999 часов макс.

В режиме Дисплея Пользователя 4 «Сутки»:
1.25. Просматривать среднюю скорость за 1-31 сутки в км/час.
1.26. Просматривать средний расход топлива на 100 км за 1-31 сутки.
1.27. Просматривать путь за 1-31 сутки и устанавливать стоимость 1 км пути.
1.28. Просматривать время в пути за 1-31 сутки и устанавливать стоимость 1 часа в пути.
1.29. Просматривать расход топлива за 1-31 сутки.
1.30. Просматривать максимальную скорость за за 1-31 сутки.
1.31. Просматривать стоимость топлива за 1-31 сутки, и устанавливать стоимость 1 литра.
1.32. Просматривать стоимость поездки за установленное количество суток.

В режиме Дисплея Техобслуживания:
1.33. Просматривать коды неисправностей системы.
1.34. Просматривать текстовую расшифровку кодов неисправностей
1.35. Сбрасывать коды ошибок.
1.36. Просматривать и устанавливать остаток пробега до очередной замены масла двигателя (0-99 тыс км).
1.37. Просматривать и устанавливать остаток пробега до замены воздушного фильтра (0-99 тыс км).
1.38. Просматривать и устанавливать остаток пробега до очередной замены свечей (0-99 тыс км).
1.39. Просматривать и устанавливать остаток пробега до очередной замены ремня ГРМ (0-99 тыс км).
1.40. Производить сушку свечей зажигания (горячий запуск).
1.41.Тестировать цепи заряда АКБ и оценивать качество АКБ, емкость АКБ в А/ч, а так же измерять среднее напряжение заряда АКБ в а/м.
1.42. Получать информацию производителя МК: версия ПО, ссылка на сайт, телефоны техподдержки.

В режиме Дисплея Установок1:
1.43. Устанавливать поправку индикации температуры воздуха +/-20Со.
1.44. Устанавливать поправку для индикации расхода топлива +99/-90%.
1.45. Устанавливать поправку для индикации скорости и пути +99/-90%.
1.46. Устанавливать произвольный цвет подсветки RGB индикатора, включать сканирование цвета.
1.47. Выбирать режимы измерения остатка топлива в баке с ДУТ линейный расчет - «ДУТлн», тарированный расчет»ДУТтр», или рассчитывать остаток по показаниям текущего расхода с ЭБУ.
1.48. Производить линейную калибровку «ДУТлн» с учетом конкретного бака.
1.49. Производить нелинейную тарировку «ДУТтр» с учетом конкретного бака.
1.50. Устанавливать уровень громкости для Comfort Х11.
1.51. Устанавливать границу звукового предупреждения о превышении оборотов ДВС (2500-8000 об/мин).
1.52. Устанавливать границу звукового предупреждения о превышении скорости а/м (40-200 км/час).

В режиме Дисплея Установок2:
1.53. Включать или отключать индикацию времени разгона до скорости 100 км/час 20 сек.
1.54. Устанавливать время автоозвучивания параметра 5-99 секунд для Comfort Х11 .
1.55. Выбирать автоматическую либо ручную установку протокола обмена по К-линии.
1.56. Включать блокировку звука магнитолы (при наличии входа MUTE) при звуковых сообщениях.
1.57. Включать и отключать все звуковые или голосовые сообщения, или отдельно полностью отключать предупреждение о возможности образования гололеда.
1.58. Устанавливать температуру включения вентилятора в жаркую погоду 95-110 градусов.**
1.59. Устанавливать расчетный ток Теста АКБ 3-30Ампер.

В режиме Дисплея Установок3:
1.60. Устанавливать время включения двух независимых таймеров Т1 и Т2 от 0-23ч59мин.
1.61. Устанавливать продолжительность срабатывания таймеров Т1 и Т2 .
1.62. Раздельно активировать и дезактивировать работу таймеров Т1 и Т2.
1.63. Выбирать активный уровень для управления исполнительными устройствами таймеров, а так же активный уровень управления отключением звука магнитолы Логический «0″ или «1″.
1.64. Устанавливать время автоматического сброса параметров в дисплее «Сутки» 1-30 суток.
1.65. Изменять код идентификации МК.***

МК COMFORT Х15,Х14,Х11,Х10 имеют также сервисные функции позволяющие:
1.66. Изменять яркость дисплея (четыре уровня).
1.67. Измерять время разгона до скорости 100 км/час.
1.68 Измерять максимальную скорость на последнем километре движения.
1.69. Производить общий сброс всех установок прибора.
1.70. Получать предупреждающий сигнал о выходе бортового напряжения за допустимые пределы.*
1.71. Получать предупреждающий сигнал о перегреве двигателя.*
1.72. Получать предупредительный сигнал о превышении скорости. *
1.73. Получить предупредительный сигнал о возможности образования гололеда. *
1.74. Получать предупредительный сигнал о превышении оборотов ДВС. *
1.75. Предупреждать при включении зажигания о необходимости очередной замены масла ДВС. *
1.76. Предупреждать при включении зажигания о необходимости очередной замены свечей зажигания. *
1.77. Предупреждать при включении зажигания о необходимости замены воздушного фильтра. *
1.78. Предупреждать при включении зажигания о необходимости очередной замены ремня ГРМ. *
1.79. Получать предупредительный сигнал при остатке топлива в баке менее 6 литров. *
1.80. Включать режим автоповтора проговаривания величины параметра для Х11.
1.81. Включать демонстрационный режим с показом отличительных характеристик.
1.82. В режиме «Дисплеи Пользователя 1, 2, 3 » оператор имеет возможность самостоятельного выбора выводимых на дисплей параметров в произвольной последовательности - произвольная конфигурация.
1.83. При отключении АКБ значения всех маршрутных параметров, и текущие установки сохраняются.
* Сигналы п.1.69-п1.78 подаются для Х10 в звуковой форме, для Х11 в голосовой и звуковой форме.
При превышении максимально возможного значения пути - 9999 км, происходит автоматическое обнуление всех маршрутных параметров.
** Кроме ЭБУ Бош МР7.0

*** Внимание: начиная с версии 12.04 и выше у маршрутного компьютера отсутствует возможность установки кода идентификации. Соответственно изменено назначение группы 8 «Дисплея установок 3″. Вместо группы «Изменение кода» вводится группа выбора способа расчета прогноза пробега на остатке топлива в баке: на основе среднего расхода топлива на 100 км и на основе среднего расхода топлива за последние 10 км.

Для правильного функционирования прибора в приборе используется алгоритм автоматического определения протокола обмена по К-линии. Пользователь может использовать режим автоматического определения протокола обмена, либо используется ручной режим, при этом нужно правильно указать тип ЭБУ с которым должен работать прибор по К - линии. В соответствии с установками МК Comfort Х11, Х10 организует обмен по К-линии диагностики. При периодическом обмене МК запрашивает у ЭБУ ряд параметров, которые после соответствующей обработки выводятся на дисплей прибора. Использование протокола обмена по К-линии диагностики существенно расширяет функциональные возможности МК. Пользователь получает возможность контроля большого количества диагностических параметров, таких как температура двигателя, положение дроссельной заслонки, массовый расход воздуха напряжение на датчике кислорода и др. , а так же получает возможность, производить сушку свечей зажигания, корректировать температуру включения вентилятора радиатора. Использование К-линии так же предполагает возможность считывания, расшифровки и сброса кодов ошибок. Измерение напряжения и внешней температуры в режиме работы с К-линией диагностики, однако, производится непосредственно самим МК (эти параметры не считываются с К-линии).

Пользователь имеет возможность самостоятельно выбирать параметры выводимые на три различных дисплея (ДИСПЛЕЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 1,2,3). Вид Дисплея пользователя 4 (Сутки), Дисплея Техобслуживания, и Дисплеев Установок изменяться пользователем не могут.

Рассчитанные прибором путевые параметры, а так же установки, поправки и настройки пользователя сохраняются в энергонезависимой памяти прибора, после отключения от источника питания (АКБ). Однако полное отключение прибора от АКБ приводит к сбросу текущего времени.

Через 20 секунд после выключения замка зажигания, МК Комфорт Х11, Х10 отключает подсветку дисплея, однако индикация параметров актуальных при отключении замка зажигания после нажатия на кнопки прибора сохраняется. В тех знакоместах дисплея, в которых расположены параметры, которые при отключенном зажигании имеют неопределенное значение, например: мгновенный расход топлива, температура двигателя и др. , после отключения замка зажигания индицируются нули или прочерки. При отключенной подсветке дисплея прибор, потребляет от АКБ ток не более 0,03А.

Дисплей пользователя 4 »Сутки» позволяет наблюдать средние путевые параметры за одни сутки независимо от общих путевых параметров, которые актуальны от сброса до сброса. При этом пользователь может производить расчет стоимости поездки, в зависимости от введенных значений стоимости топлива, часовой стоимости пробега, и стоимости пробега 1 км пути.

Инструкции и руководства Multitronics Comfort X10

Инструкция Multitronics Comfort X10 - Скачать (PDF, 1.73 mb)

Возможные варианты названий: мультитроникс х10, комфорт х10, comfort x10, бортовой компьютер, маршрутный компьютер, диагностический компьютер.

Маршрутные компьютеры (МК) сегодня одинаково нужны владельцам любых автомобилей. Даже если в вашей машине уже установлен штатный маршрутный компьютер, новые бортовые компьютеры Multitronics расскажут Вам о Вашей машине больше и сделают Вашу поездку комфортнее и безопаснее.

Визитной карточкой МК Multitronics является большое количество функций и настроек, позволяющее реализовать запросы любого пользователя, возможность самостоятельно группировать параметры на дисплее, большое количество различных предупреждений, подаваемых МК в том числе и в голосовой форме, возможность подключения парктроников Multitronics . Все это делает работу с МК комфортной, обеспечивает дополнительную безопасность поездки, и дает дополнительную возможность экономии в эксплуатации и обслуживании автомобиля.

Широкий модельный ряд МК Multitronics различается набором функций, поддержкой различных автомобилей, типом дисплея и конструкцией.

Многоцветные мультидисплейные маршрутные компьютеры "COMFORT Х10" Многоцветные мультидисплейные маршрутные компьютеры "COMFORT Х10"(512 цветов) предназначены для установки в а/м ВАЗ 10-го семейства, работают с блоками электронного управления (ЭБУ) следующих типов: Январь 5.1.. выпуска после 05.2000 года, Bosch M1.5.4, Bosch M1.5.4N, VS 5.1 Ителма, Январь7.2 Ителма, Bosch MР7.0, Bosch M7.9.7, М73

Основные особенности прибора:

  • Размер (мм.): длинна 93, высота 59, глубина 51
  • RGB дисплей произвольного цвета (512 цветов).
  • 8 параметров на дисплее одновременно.
  • 3 программируемых мультидисплея пользователя.
  • Режим сушки свечей "Горячий запуск".
  • Автоматическая/ручная установка протокола.
  • Выход управления внешними устройствами.
  • Смена 8-и параметров одним касанием.
  • Коррекция температуры включения вентилятора.
  • Уровень топлива в баке с датчика уровня топлива или с ЭБУ.
  • Код идентификации пользователя (PIN-код).***
  • Мультидисплей "Сутки" с расчетом стоимости поездки.

Функциональные возможности прибора.

При помощи МК "COMFORT Х10" ; вы можете:

В режиме Дисплеев Пользователя 1-3:

  • Просматривать мгновенный расход топлива л/час при стоянке а/м, мгновенный расход топлива л/100 км при движении.
  • Просматривать остаток топлива в баке 70л. макс.
  • Производить ускоренное считывание остатка топлива в баке в режиме бака "ДУТлн" и "ДУТтр" после заправки бака.
  • Просматривать температуру охлаждающей жидкости - градусы Со/ Включать вентилятор.
  • Просматривать температуру за бортом а/м - градусы Со
  • Просматривать скорость в км/час.
  • Просматривать обороты двигателя об/мин.
  • Просматривать напряжение АКБ в Вольтах.
  • Просматривать текущее время (с возможностью коррекции хода).
  • Просматривать средний расход топлива за поездку л/100 км- за поездку.
  • Просматривать расход топлива за поездку в литрах 9999л макс.
  • Просматривать пройденный путь за поездку в км. 9999 км макс.
  • Просматривать прогноз пробега на остатке топлива в баке.
  • Просматривать среднюю скорость за поездку в км/час.
  • Просматривать время в поездке 9999 часов макс.
  • Просматривать накопительный расход топлива 9999л макс.
  • Просматривать суммарную стоимость всех поездок в тыс.руб 999 тыс. руб макс.
  • Просматривать положение дроссельной заслонки (0-100%).
  • Просматривать массовый расход воздуха кг./час.
  • Просматривать время впрыска мсек.
  • Просматривать угол опережения зажигания град.
  • Просматривать положение шагового двигателя 0-256 шагов.
  • Просматривать напряжение на датчике кислорода в Вольтах.
  • Просматривать Абсолютный моторесурс а/м (время работы двигателя) 9999 часов макс.

в режиме Дисплея Пользователя 4 "Сутки":

  • Просматривать среднюю скорость за 1-31 сутки в км/час. 1.26. Просматривать средний расход топлива на 100 км за 1-31 сутки.
  • Просматривать путь за 1-31 сутки и устанавливать стоимость 1 км пути.
  • Просматривать время в пути за 1-31 сутки и устанавливать стоимость 1 часа в пути.
  • Просматривать расход топлива за 1-31 сутки.
  • Просматривать максимальную скорость за за 1-31 сутки.
  • Просматривать стоимость топлива за 1-31 сутки, и устанавливать стоимость 1 литра.
  • Просматривать стоимость поездки за установленное количество суток.

в режиме Дисплея Техобслуживания:

  • Просматривать коды неисправностей системы.
  • Просматривать текстовую расшифровку кодов неисправностей
  • Сбрасывать коды ошибок.
  • Просматривать и устанавливать остаток пробега до очередной замены масла двигателя (0-99 тыс км). 1.37. Просматривать и устанавливать остаток пробега до замены воздушного фильтра (0-99 тыс км).
  • Просматривать и устанавливать остаток пробега до очередной замены свечей (0-99 тыс км).
  • Просматривать и устанавливать остаток пробега до очередной замены ремня ГРМ (0-99 тыс км).
  • Производить сушку свечей зажигания (горячий запуск).
  • Тестировать цепи заряда АКБ и оценивать качество АКБ, емкость АКБ в А/ч, а так же измерять среднее напряжение заряда АКБ в а/м.
  • Получать информацию производителя МК: версия ПО, ссылка на сайт, телефоны техподдержки.

в режиме Дисплея Установок:

  • Устанавливать поправку индикации температуры воздуха +/-20Со.
  • Устанавливать поправку для индикации расхода топлива +99/-90%.
  • Устанавливать поправку для индикации скорости и пути +99/-90%.
  • Устанавливать произвольный цвет подсветки RGB индикатора, включать сканирование цвета.
  • Выбирать режимы измерения остатка топлива в баке с ДУТ линейный расчет - "ДУТлн", тарированный расчет"ДУТтр", или рассчитывать остаток по показаниям текущего расхода с ЭБУ.
  • Производить линейную калибровку "ДУТлн" с учетом конкретного бака.
  • Производить нелинейную тарировку "ДУТтр" с учетом конкретного бака.
  • Устанавливать уровень громкости для Comfort Х11.
  • Устанавливать границу звукового предупреждения о превышении оборотов ДВС (2500-8000 об/мин).
  • Устанавливать границу звукового предупреждения о превышении скорости а/м (40-200 км/час).

в режиме Дисплея Установок2:

  • Включать или отключать индикацию времени разгона до скорости 100 км/час 20 сек.
  • Устанавливать время автоозвучивания параметра 5-99 секунд для Comfort Х11.
  • Выбирать автоматическую либо ручную установку протокола обмена по К-линии.
  • Включать блокировку звука магнитолы (при наличии входа MUTE) при звуковых сообщениях.
  • Включать и отключать все звуковые или голосовые сообщения, или отдельно полностью отключать предупреждение о возможности образования гололеда.
  • Устанавливать температуру включения вентилятора в жаркую погоду 95-110 градусов.**
  • Устанавливать расчетный ток Теста АКБ 3-30Ампер.

в режиме Дисплея Установок3:

  • Устанавливать время включения двух независимых таймеров Т1 и Т2 от 0-23ч59мин.
  • Устанавливать продолжительность срабатывания таймеров Т1 и Т2 .
  • Раздельно активировать и дезактивировать работу таймеров Т1 и Т2.
  • Выбирать активный уровень для управления исполнительными устройствами таймеров, а так же активный уровень управления отключением звука магнитолы Логический "0" или "1".
  • Устанавливать время автоматического сброса параметров в дисплее "Сутки" 1-30 суток.
  • Изменять код идентификации МК.***

МК COMFORT Х15,Х14,Х11,Х10 имеют также сервисные функции позволяющие:

  • Изменять яркость дисплея (четыре уровня).
  • Измерять время разгона до скорости 100 км/час.
  • Измерять максимальную скорость на последнем километре движения.
  • Производить общий сброс всех установок прибора.
  • Получать предупреждающий сигнал о выходе бортового напряжения за допустимые пределы.*
  • Получать предупреждающий сигнал о перегреве двигателя.*
  • Получать предупредительный сигнал о превышении скорости. *
  • Получить предупредительный сигнал о возможности образования гололеда. *
  • Получать предупредительный сигнал о превышении оборотов ДВС. *
  • Предупреждать при включении зажигания о необходимости очередной замены масла ДВС. *
  • Предупреждать при включении зажигания о необходимости очередной замены свечей зажигания. *
  • Предупреждать при включении зажигания о необходимости замены воздушного фильтра. *
  • Предупреждать при включении зажигания о необходимости очередной замены ремня ГРМ. *
  • Получать предупредительный сигнал при остатке топлива в баке менее 6 литров. *
  • Включать режим автоповтора проговаривания величины параметра для Х11.
  • Включать демонстрационный режим с показом отличительных характеристик.
  • В режиме "Дисплеи Пользователя 1, 2, 3 " оператор имеет возможность самостоятельного выбора выводимых на дисплей параметров в произвольной последовательности - произвольная конфигурация.
  • При отключении АКБ значения всех маршрутных параметров, и текущие установки сохраняются.

Режим тестирования системы заряда и оценки емкости и качества АКБ

Позволяет пользователю определить состояние системы заряда АКБ, а так же определить качество самого АКБ, оценивая параметры разряда АКБ во время проведения теста под нагрузкой (фары ближнего света). Во время теста в случае, если емкость АКБ более 10 А/час, производится оценочный замер емкости АКБ в Ампер/часах, а так же оценивается потенциальное качество АКБ. С учетом измеренного среднего напряжения заряда АКБ в а/м, пользователь может оценить исправность автомобильной системы заряда АКБ.

Режим коррекции температуры включения вентилятора радиатора

позволяет пользователю в жаркую погоду включать вентилятор охлаждения радиатора при более низких температурах, в диапазоне от 95 градусов и выше, обеспечивая тем самым более щадящий режим эксплуатации двигателя и снижать тем самым вероятность закипания охлаждающей жидкости. Возможно так же принудительно включить вентилятор двигателя независимо от температуры последнего.

Выход управления внешним устройством.

Для управления внешним устройством предназначены два независимых программируемых таймера. Пользователь может самостоятельно выбрать активный уровень управления "0" или "1". Таймеры могут использоваться для управления работой предпусковых нагревателей типа "Теплостар", "Вебасто", работой кондиционера и др.. К выходу управления внешним устройством можно подключить вход "Mute" магнитолы, для отключения звука магнитолы в момент передачи прибором звуковых или голосовых сообщений.

Режим автоматического проговаривания значения параметра для Х11.

При включении данного режима пользователь через установленный промежуток времени 5-60 секунд периодически слышит актуальное численное значение любого из 23 параметров Дисплеев Установки 1-3. Это позволяет в режиме реального времени контролировать скорость а/м, следить за экономичностью поездки, контролировать аварийный параметр, не отвлекаясь взглядом на приборную панель, повысив тем самым безопасность движения см.

Код идентификации МК. Используется для предотвращения возможности эксплуатации МК посторонними лицами, т.е. воровства. Если после приобретения прибора код никогда не изменяли, то при подаче питания на прибор он не запрашивается. В противном случае после подачи питания буден запрошен код. Если он введен неверно, то прибор функционировать не будет. Таким образом воровство прибора из салона автомобиля становится бесполезным.

IT-эксперты утверждают, что рынок "интеллектуальных" домов в России никогда не станет массовым и в ближайшее десятилетие вряд ли выйдет за пределы элитного жилья в Московской области. В перспективе возможным потребителем рынка станет мизерная часть населения с высокими доходами и в регионах, но для широких масс "умный дом" останется красочной картинкой на страницах таблоидов и интернет-ресурсов. Так ли это? Уже сейчас инфраструктура жилища рядового обывателя представляет собой довольно сложную комбинацию различных инженерных систем. Объединить их в одну сеть без глобальных затрат поможет стандарт X10.

Возможности "умного дома"

Самая распространенная и простая функция - управление освещением. Интеллектуальная система позволяет дистанционно контролировать каждый осветительный прибор. Не вставая с места можно включить или выключить освещение в любой комнате или во всем доме сразу, отрегулировать яркость ночной подсветки коридора, ландшафтных светильников. "Умный дом", включая свет в разных местах по определенному алгоритму, отпугнет злоумышленников, имитируя присутствие хозяев в случае их отъезда.

Автоматизированное управление поддержит заданные температурные параметры в помещении, управляя отопительными приборами или системами кондиционирования и вентиляции. Интеллектуальный дом может контролировать охранно-пожарное оборудование и, при возникновении нештатных ситуаций, отправить уведомление на телефон хозяина или соответствующих структур голосовым или СМС-сообщением.

Как все начиналось

X10 - один из первых открытых индустриальных стандартов, разработанный для систем бытовой автоматизации компанией Pico Electronics (Шотландия, Гленротс) в 1975 году. Изначально фирма занималась проектировкой и производством микросхем и микрокалькуляторов. Первый же опыт расширения сферы производства стал очень удачным в коммерческом плане. Платформа X10 быстро приобрела популярность среди разработчиков концепции умного дома и дала ощутимый импульс развитию этой индустрии. Попытки создания подобного интерфейса предпринимались и другими фирмами, но особого успеха не получили.

Для своего времени X10 - протокол с хорошей помехозащищенностью. Популярности способствовали сравнительная дешевизна оборудования, ориентация разработчиков на бытовую автоматизацию, сопровождение и техническая поддержка. На Североамериканском континенте стандарт до сегодняшнего дня востребован и распространен. Вслед за фирмой-разработчиком, широкий спектр X10-совместимых устройств стали выпускать гигантские корпорации IBM и Philips.

В настоящие дни Pico Electronics преобразована в компанию X10 INC (США) с торговой маркой PowerHouse.

Классификация оборудования

Сети X10 представляет собой совокупность устройств, связанных между собой по стандартной электросети или радиоканалу. В состав базовой системы обязательно входят:

  • Передатчики - контроллеры, формирующие и отправляющие команды, модули управления (с компьютерным интерфейсом или автономные), программируемые таймеры с различным временным диапазоном, пульты дистанционного управления (инфракрасного или радиоканала).
  • Приемники - исполнительные устройства, выполняющие поступившие команды: ламповые модули и патронные светорегуляторы, диммерные и розеточные блоки, всевозможные приводы.

В случае построения более масштабной сети или расширения существующей часто применяют вспомогательное оборудование:

  • Трансиверы, принимающие командные сигналы от пультов ДУ с дальнейшим преобразованием в коммуникационный протокол X10 перед отправкой в электросеть.
  • Ретрансляторы и усилители сигналов.
  • Фильтры, уменьшающие влияние помех электромагнитного характера.
  • Межфазные мосты, для электросетей 380 в (пассивные или активные, для зданий, площадью свыше 300 м 2) .
  • Измерительные устройства, упрощающие монтажные и датчики (движения, освещенности и т. д.).

Оборудование, выпускаемое различными фирмами, зачастую имеют сходный внешний вид, функционал и даже маркировку. Устройства имеют различное исполнение в зависимости от требований к размещению; для монтажа в линию, на DIN-рейку в стандартных электрошкафах, микромодули для распредкоробок скрытой проводки.
Автоматизацию быта можно начать с нескольких базовых модулей, а затем постепенно увеличивать масштаб и расширять функционал, добавляя новые аппаратные единицы.

Примеры элементной базы

Основой для типичного модуля X10 служит программируемый микроконтроллер. По определенному алгоритму он управляет функционированием электронной схемы устройства, подающей на его вход сформированные сигналы, принятые из внешней электросети и преобразует выходные импульсы для обратной передачи в сеть. В качестве микрокомпьютеров могут использоваться контроллеры серийного производства (например, PIC или AVR компаний Microchip и Atmel, соответственно).

Для управления освещением в концепции "интеллектуальный" дом широко применяются ламповые релейные модули X10. Различают две модификации: вставляемые в обычную розетку для подключения торшеров, настольных ламп (LM12) или выполненные в виде переходника между осветительным патроном и стандартной лампочкой с цоколем Е27, мощностью до 100 Вт (LM15S).

Управление бытовой электротехникой осуществляют с помощью приборных розеточных модулей. Например, модуль AM12 по виду напоминает ламповый, но не поддерживает команды, специфичные для освещения (об этом чуть ниже).

Программное обеспечение

Реализовать протокол X10 на компьютере помогут программные продукты верхнего уровня.

ActiveHome Software - бесплатное ПО для персональных компьютеров на базе операционных систем WINDOWS от компании-разработчика платформы X10. Пакет включает в себя огромное количество утилит и драйверов устройств, а также мобильную версию программы.

ActiveHomePro - программное обеспечение для компьютерного интерфейса СМ-15 (радиотрансивера, 433 МГц) с подключение через порт USB. Позволяет управлять освещением и бытовой техникой с заданием необходимых алгоритмов, графиков и таймеров с персонального компьютера или автономно с беспроводного пульта.

Х10 Commander (Melloware Inc) - свободно распространяемый софт под любую ОС, позволяющий на базе ПК создать многофункциональный сервис управления и интегрировать протокол X10 на телефон и любые мобильные устройства (iOS/Android).

Российское ООО "Лаборатория домашних технологий" предлагает потребителям удобный девайс на платформе X10 - полноцветную сенсорную VGA-панель XTS-36. Автономное устройство имеет удобный графический интерфейс. Управление протоколом X10 и контроль системы интеллектуального освещения остается комфортным, с прекрасной визуализацией, но исключается необходимость в постоянной работе компьютера в фоновом режиме. В комплекте поставляются драйвера и программное обеспечение для прописывания адресации устройств X10 и основных параметров начальной конфигурации, для составления различных сценариев.

X10. Протокол в подробностях

Физическая среда обмена информацией в силовых электропроводах представляет собой передачу/прием фрагментов синусоидальных колебаний высокой частоты (120 КГц) с амплитудой 5в и длительностью 1 мс/630 мкс в каждом полупериоде сетевого напряжения, в окнах, сформированных сразу после пересечения нулевой отметки. В трехфазных цепях аналогичные окна формируются в каждой фазе, т. е. со сдвигом в 60 градусов с дальнейшим применением межфазных мостов.

Если устройство в окне приема получает посылку, в которой не менее 48 колебаний, то рассматривает ее как логическую "единицу", в обратно случае - как логический "ноль". Передача бита информации занимает два полупериода сетевого напряжения. Причем во втором транслируется инверсное значение, что не только улучшает помехоустойчивость, но и служит для идентификации кода синхронизации при пакетной передаче.

X10 - протокол, в котором стандартный одиночный пакет (кадр, фрейм) передается за 11 периодов. Он содержит:

  • код синхронизации - 2 бита,
  • код модуля - 4 бита,
  • код здания - 5 битов.

Каждый пакет, без всякого интервала, передается два раза подряд. Перед трансляцией следующего пакетного дубля выдерживается пауза в 3 периода сетевого напряжения (исключение - команды диммирования яркости, передающиеся непрерывным потоком).

ИК-пульты управления в сетях X10 работают по протоколу X10-IR на несущей частоте 40 КГц. Радиоканал (протокол X10-RF), в зависимости от региона, имеет диапазон от 310 до 434 Мгц.

Адресация и система команд

Максимальное количество модулей в сети X10 - 256. На каждом модуле расположены два селекторных переключателя с 16 фиксированными положениями.

Первый переключатель - код дома (Home code) служит для выбора категории или группы устройств. Имеет буквенные обозначения положений от A до Р. Во втором фиксированные положения обозначаются цифрами от 1 до 16 и указывают на конкретный модуль в сети (Unit code). Таким образом, каждому устройству задается уникальный номер, состоящий из буквы и цифр. Например; А5, М14 и т. д. Контроллеры системы, в отличие от исполнительных модулей, как правило, не требуют настройки адресации.

Представление о существующих командах платформы и соответствующих им действиях можно получить из таблицы.

Команды протокола X10
Команда (англ.) Команда (рус.) Тип Действие
All units off Выключить всех потребителей Групповая Отключаются все устройства с указанным кодом дома, поддерживающие команду.
All ligths on/off Включить/выключить все освещение Групповая Перевод в состояние включено/отключено всех осветительных модулей с заданным кодом дома.
On/off Включить/ выключить Адресная Перевод в состояние включено/выключено конкретного модуля.
Dim/Brigth Повысить/понизить яркость Адресная Управление диммерами. Количество пакетов для диапазонов регулирования яркости освещения на разных устройствах различно.
Pre-Set Dim 1/2 Задание определенного уровня яркости. Адресная Позволяет выбрать любую из 32 ступеней регулирования яркости.
Status request Запрос статуса Адресная Запрос состояния коммутирующего модуля.
Status on/off Ответ на запрос - Ответ о состоянии модуля.
Hail Request/Acknowlege Запрос/отправка отклика Групповая Технологическая команда для определения насыщенности адресного пространства системами других зданий.

Основные преимущества...

X10 - протокол малобюджетного класса бытовой автоматизации, использующий для передачи информационных и командных сообщений уже существующие электросети. Отпадает необходимость в прокладке новых коммуникаций, что особенно актуально в домах с чистовой отделкой или законченными ремонтными работами. Можно как использовать сетевую проводку, так и задействовать радиоканал - ассортимент оборудования, предлагаемый производителями, позволяет реализовать оба варианта или их комбинацию. Стоимость устройств, по сравнению с более современными платформами, также приятно радует.

Следующее достоинство - гибкость применения и простота монтажа, не требующая специальных навыков и умений. Система характеризуется прекрасной расширяемостью и масштабируемостью. Модули подключаются по принципам Plug & Power (включил и управляй). Вся настройка заключается в том, чтобы задать новому компоненту уникальный адрес. Дальше автоматика все сделает сама.

Значительно упрощается разделение осветительной инфраструктуры на зоны. Достаточно присвоить устройствам одной группы одинаковую букву (код здания), и при подаче соответствующей широковещательной команды, включаться или выключаться будет свет в этой зоне.

Открытый протокол - еще один плюс платформы, предполагающий легкую интеграцию с любой системой управления, возможность использования при проектировании сети электроустановочных изделий сторонних производителей.

...и недостатки

Основное достоинство интерфейса X10 - передача информационного сигнала по силовой проводке - является и главным источником его проблематики.

Низкая скорость. Передача команды занимает около секунды, т. е. запаздывание выполнения команды реально ощутимо даже при управлении одним устройством. А в процессе отработки заложенного сценария, задержка может стать раздражающе недопустимой. Так как скорость передачи информации привязана к частоте питающего напряжения, повысить ее не представляется возможным.

Низкая помехоустойчивость. Обилие бытовых приборов в современном жилище резко повышает уровень помех в силовой сети, негативно отражается на соотношении сигнал/шум, что, в свою очередь, сказывается на качестве информационного обмена между модулями X10. Отсюда и следствия - невыполнение команд или ложная коммутация. При строительстве больших сетей проблемой может стать ограниченность адресного поля, так как подключиться к протоколу X10 смогут только 256 устройств.

Рассинхронизация передающего оборудования может привести к наложению пакетов и возникновению коллизий, в результате чего, ни одна из команд не будет выполнена. Кардинально исправить ситуацию нельзя.

Не предусмотрены процедуры разграничения доступа, нет защиты от несанкционированных действий сторонних лиц. И наконец, невозможно создание сложных схем управления бытовыми приборами и освещением с реализацией функции самодиагностики системы и входящих в нее устройств.

Модификации X10

Перечисленные недостатки в большинстве своем исправлены в следующих поколениях систем бытовой автоматизации так называемой шинной архитектуры (передача сигналов происходит по специально выделенной/проложенной шине с низковольтным питающим напряжением).

В свою очередь, разработчики и производители оборудования X10 предпринимали шаги по усовершенствованию и модификации существующей платформы. Результатом стал формат X10Extended с расширенной Несомненным плюсом модифицированной платформы стало регламентирование процедуры доступа передатчиков к магистрали, исключающее возникновение коллизий и расширение функций команды Exteded Code 1 с изменением формата пакета.

Дальнейшая модификация X10Extended привела к созданию формата А10, в котором существенно расширили адресное поле (до 4096 модулей) и добавили несколько сервисных функций (доступных только на устройствах, выпускаемых фирмой-разработчиком). Протоколы А10 и X10 абсолютно совместимы, что делает возможным эксплуатацию в одной системе модулей обоих типов.

Подводя краткие итоги, трудно не согласиться, что первый интерфейс домашней автоматизации за прошедшие, без малого, пятьдесят лет морально устарел. Попытки модернизации, напоминающие латание кровли в сезон дождей, кардинально выправить ситуацию не в состоянии. Но бюджетные характеристики платформы по-прежнему удерживают ее на рынке интеллектуальных систем, а оборудование X10 активно производится и реализуется.

Отечественные фирмы прогнозируют интерфейсу новую волну популярности. Потребителям предлагается широкий спектр как отдельных устройств, так и готовых решений для "интеллектуального" дома на платформе X10.

Чтобы ознакомиться с инструкцией выберите файл в списке, который вы хотите скачать, нажмите на кнопку "Загрузить" и вы перейдете на страницу, где необходимо будет ввести код с картинки. При правильном ответе на месте картинки появится кнопка для получения файла.

Если в поле с файлом есть кнопка "Просмотр", это значит, что можно просмотреть инструкцию онлайн, без необходимости скачивать ее на компьютер.

В случае если материал по вашему не полный или нужна дополнительная информация по этому устройству, например драйвер, дополнительные файлы например, прошивка или микропрограмма, то вы можете задать вопрос модераторм и участникам нашего сообщества, которые постараются оперативно отреагировать на ваш вопрос.

Также вы можете просмотривать инструкции на своем устройстве Android

Характеристики товара

Характеристики

Функциональность

в режиме Дисплеев Пользователя1-3:
1.1.Просматривать мгновенный расход топливал/час при стоянке а/м, мгновенный расход топлива л/100 км при движении.
1.2. Просматривать остаток топлива в баке70л. макс.
1.3 .Производить ускоренное считывание остатка топлива в баке в режиме бака "ДУТлн" и "ДУТтр" после заправки бака.
1.4. Просматривать температуру охлаждающей жидкости - градусы Со/ Включатьвентилятор.
1.5. Просматривать температуру за бортом а/м - градусы Со
1.6. Просматривать скорость в км/час.
1.7. Просматривать обороты двигателяоб/мин.
1.8. Просматриватьнапряжение АКБ в Вольтах.
1.9. Просматриватьтекущее время(с возможностью коррекции хода).
1.10. Просматривать средний расход топлива за поездкул/100 км- за поездку.
1.11. Просматривать расход топлива за поездку в литрах9999лмакс.
1.12. Просматривать пройденный путь за поездку в км. 9999км макс.
1.13. Просматривать прогноз пробега на остатке топлива в баке.
1.14. Просматривать среднюю скорость за поездку в км/час.
1.15. Просматривать время в поездке 9999часовмакс.
1.16. Просматривать накопительный расход топлива 9999лмакс.
1.17. Просматривать суммарную стоимость всех поездокв тыс.руб 999 тыс. руб макс.

1.18. Просматривать положение дроссельной заслонки (0-100%).
1.19. Просматривать массовый расход воздуха кг./час.
1.20. Просматривать время впрыска мсек.
1.21. Просматривать угол опережения зажигания град.
1.22. Просматривать положение шагового двигателя 0-256 шагов.
1.23. Просматривать напряжение на датчике кислорода в Вольтах.
1.24. Просматривать Абсолютный моторесурс а/м (время работы двигателя) 9999часовмакс.

в режиме Дисплея Пользователя4 "Сутки":
1.25. Просматривать среднюю скорость за 1-31суткив км/час.

1.26. Просматривать средний расход топлива на 100 км за 1-31сутки.
1.27. Просматриватьпуть за 1-31суткии устанавливатьстоимость 1 км пути.
1.28. Просматриватьвремяв путиза1-31суткии устанавливатьстоимость 1 часа в пути.
1.29. Просматриватьрасход топлива за 1-31сутки.
1.30. Просматривать максимальную скорость за за 1-31сутки.
1.31. Просматриватьстоимость топлива за 1-31сутки, и устанавливатьстоимость 1 литра.
1.32. Просматриватьстоимость поездки за установленное количество суток.

в режиме Дисплея Техобслуживания:
1.33. Просматривать коды неисправностей системы.
1.34. Просматривать текстовую расшифровку кодов неисправностей
1.35. Сбрасывать коды ошибок.
1.36. Просматривать и устанавливать остаток пробегадо очереднойзамены масла двигателя (0-99 тыс км).

1.37. Просматривать и устанавливать остаток пробегадо замены воздушного фильтра(0-99 тыс км).
1.38. Просматривать и устанавливать остаток пробегадо очереднойзамены свечей (0-99 тыс км).
1.39. Просматривать и устанавливать остаток пробегадо очереднойзамены ремня ГРМ(0-99 тыс км).
1.40. Производить сушку свечей зажигания (горячий запуск).
1.41.Тестироватьцепизаряда АКБиоцениватькачество АКБ, емкостьАКБ в А/ч, а так же измерять среднее напряжение заряда АКБ в а/м.
1.42. Получать информацию производителя МК: версия ПО, ссылка на сайт, телефоны техподдержки.

в режиме Дисплея Установок1:
1.43. Устанавливать поправкуиндикациитемпературы воздуха +/-20Со.
1.44. Устанавливать поправку для индикации расхода топлива +99/-90%.
1.45. Устанавливать поправку для индикации скорости и пути+99/-90%.
1.46. Устанавливать произвольный цвет подсветки RGB индикатора, включать сканирование цвета.
1.47. Выбиратьрежимы измерения остатка топлива в баке с ДУТ линейный расчет - "ДУТлн", тарированный расчет"ДУТтр", или рассчитывать остатокпо показаниям текущего расхода с ЭБУ.
1.48. Производить линейную калибровку"ДУТлн" с учетом конкретного бака.
1.49. Производить нелинейную тарировку "ДУТтр" с учетом конкретного бака.
1.50. для Comfort Х11.
1.51. Устанавливать границу звукового предупреждения о превышении оборотов ДВС(2500-8000 об/мин).
1.52. Устанавливать границу звукового предупреждения о превышении скорости а/м(40-200 км/час).

в режиме Дисплея Установок2:
1.53. Включать или отключать индикацию времени разгона до скорости 100 км/час20 сек.
1.54. для Comfort Х11.
1.55. Выбирать автоматическую либо ручную установку протокола обмена по К-линии.
1.56. Включать блокировку звука магнитолы (при наличии входа MUTE) при звуковых сообщениях.
1.57. Включать и отключать все звуковые или голосовые сообщения, или отдельнополностью отключатьпредупреждение о возможности образования гололеда.
1.58. Устанавливатьтемпературувключения вентилятора в жаркую погоду 95-110 градусов.**
1.59. Устанавливать расчетный ток Теста АКБ 3-30Ампер.

в режиме Дисплея Установок3:
1.60. Устанавливать время включения двух независимых таймеров Т1 и Т2от 0-23ч59мин.
1.61. Устанавливать продолжительность срабатывания таймеров Т1 и Т2 .
1.62. Раздельно активировать и дезактивировать работу таймеров Т1 и Т2.
1.63. Выбирать активный уровень для управления исполнительными устройствамитаймеров, а так же активныйуровень управления отключением звука магнитолы Логический "0" или "1".
1.64. Устанавливать время автоматического сброса параметров в дисплее "Сутки"1-30 суток.
1.65. Изменять код идентификации МК.***

МК COMFORT Х10имеет также сервисные функции позволяющие:
1.66. Изменять яркость дисплея (четыреуровня).
1.67. Измерять время разгона до скорости 100 км/час.
1.68 Измерять максимальную скорость на последнем километре движения.
1.69. Производить общий сброс всех установок прибора.
1.70. Получать предупреждающий сигнал о выходе бортового напряжения за допустимые пределы.*
1.71.Получать предупреждающий сигнал о перегреве двигателя.*
1.72. Получать предупредительный сигнал о превышении скорости. *
1.73. Получить предупредительный сигнал о возможности образования гололеда. *
1.74. Получать предупредительный сигнал о превышении оборотов ДВС. *
1.75. Предупреждать при включении зажигания о необходимости очередной замены масла ДВС. *
1.76. Предупреждатьпри включении зажигания о необходимости очередной замены свечей зажигания. *
1.77. Предупреждатьпри включении зажигания о необходимостизамены воздушного фильтра. *
1.78. Предупреждать при включении зажигания о необходимости очередной замены ремня ГРМ. *
1.79. Получать предупредительный сигнал при остатке топлива в баке менее 6 литров. *
1.80. для Х11.
1.81. Включать демонстрационный режим с показом отличительных характеристик.
1.82. В режиме "Дисплеи Пользователя 1, 2, 3 " операторимеет возможность самостоятельного выбора выводимых на дисплей параметров впроизвольной последовательности - произвольная конфигурация.
1.83. При отключении АКБзначениявсех маршрутных параметров, и текущиеустановкисохраняются.
* Сигналы п.1.69-п1.78 подаются для Х10 в звуковой форме.
При превышениимаксимально возможногозначения пути - 9999 км,происходит автоматическое обнуление всех маршрутных параметров.
**Кроме ЭБУ Бош МР7.0

Диагностика и предупреждения

RGB дисплей произвольного цвета (512 цветов).
8 параметров на дисплее одновременно.
3 программируемых мультидисплея пользователя.
Тест и оценка емкости аккумулятора.
Режим сушки свечей "Горячий запуск".
Автоматическая/ручная установка протокола.
Выход управления внешними устройствами.
Два универсальных программируемых таймера.
Смена 8-и параметров одним касанием.
Коррекция температуры включения вентилятора.
Уровень топлива в баке с датчика уровня топлива или с ЭБУ.
Код идентификации пользователя (PIN-код).***
Мультидисплей "Сутки" с расчетом стоимости поездки.