Зона действия знаков особого предписания. Дорожные знаки особых предписаний с пояснениями


Итак, в арсенале Устроителей дорожного движения есть предупреждающие знаки, знаки приоритета, а также запрещающие и предписывающие знаки. Казалось бы, этого и достаточно – расставим эти знаки в нужных местах на всех дорогах, и надлежащая безопасность обеспечена.

В принципе это так, только знаков придётся ставить уж очень много. Ну, вот, например, автомагистраль – здесь запрещены остановка, разворот, движение пешеходов, велосипедов, гужевых повозок и ещё многое другое, а разрешённый скоростной режим – до 110 км/час. Представляете, какое количество знаков необходимо ставить вдоль автомагистрали, да ещё и регулярно их повторять! Гораздо более рациональным представляется одним знаком проинформировать водителей о том, что они двигаются по автомагистрали, а в Правилах подробно расписать, что на автомагистрали можно и что нельзя.

Точно так же дорога в населённом пункте и дорога вне населенного пункта – это две разные зоны с двумя различными режимами движения. В то же время, как внутри населённого пункта, так и за его пределами могут существовать другие, более локальные зоны со своими особенными режимами движения, например, участок дороги с реверсивным движением. Или, скажем, дорога с односторонним движением. Или дорога с полосой для маршрутных транспортных средств.

Это же всё зоны с особыми режимами движения!

А любой перекрёсток! – разве это не зона с особым режимом движения! А места остановок маршрутных транспортных средств! А пешеходные переходы!

Это тоже короткие зоны с особыми режимами движения!

По сути, получается, что водитель всё время переезжает из одной зоны (со своим особым режимом движения) в другую зону (с другим особым режимом движения). Но тогда водителя необходимо всё время информировать о начале и о конце очередной зоны. Эту задачу и решают Знаки Особых Предписаний! Для этого они и придуманы.

Знаки особых предписаний вводят или отменяют определённые режимы движения.

Автомагистраль

Правила одним знаком 5.1 вводят на этом участке дороги особый режим движения:

На всём протяжении от знака 5.1 до знака 5.2 водители обязаны выполнять требования Раздела 16 Правил «Движение по автомагистралям».

Через 500 метров закончится участок дороги со статусом «Автомагистраль». Водители должны готовиться к тому, что скоро начнётся участок дороги со статусом «Обычная дорога вне населённого пункта».

А это уже зона совсем с другим режимом движения.

Дорога для автомобилей

По способу организации движения все дороги можно разделить на три разновидности:

– автомагистрали;

– дороги для автомобилей;

– прочие дороги.

На автомагистралях разрешён повышенный скоростной режим, но пускают туда далеко не всех, и порядки там весьма и весьма строгие.

На прочих дорогах всё абсолютно демократично – и ездить, и ходить разрешается всем без исключения, нет тех строгих ограничений, которые действуют на автомагистралях, и как следствие максимальная разрешённая скорость пониже – 90 км/час.

Это если дело происходит вне населённого пункта. Если в населённом пункте, тогда максимум – 60 км/час.

Дорога для автомобилей занимает промежуточное положение.

Правила распространили на эту дорогу все требования раздела 16 «Движение по автомагистралям», однако скоростной режим оставили такой же, как на прочих дорогах.

Дело в том, что «Дорога для автомобилей» не дотягивает до «Автомагистрали» по своему инженерному обустройству. Здесь может не быть разделительной полосы и, что самое главное, здесь могут быть пересечения на одном уровне.

И кстати, что очень важно – знак 5.3 не делает дорогу главной по отношению к пересекаемым дорогам! Так что, проезжая такие пересечения, смотрите на светофоры, а при их отсутствии – на знаки приоритета.

Образно говоря, «Дорога для автомобилей» – это эмбрион автомагистрали, и если плод будет развиваться в правильном направлении, то когда-нибудь знаки 5.3 и 5.4 заменят знаками 5.1 и 5.2. И вот тогда, пожалуйста – разрешённая скорость до 110 км в час, и эта дорога – всегда главная.

Справка. На фото изображён фрагмент Третьего Транспортного кольца в Москве (ТТК). И поскольку ТТК – это дорога в населённом пункте, то максимальная разрешённая скорость здесь – 60 км/час. А раз это ещё и «Дорога для автомобилей», тогда здесь запрещено всё то же самое, что и на «Автомагистрали»: остановка и стоянка транспорта, разворот, движение задним ходом, учебная езда и т.д. и т.п. (см. Правила, Раздел 16, «Движение по автомагистралям»).

Другое дело, что на любой дороге могут разрешить повышенный скоростной режим с помощью соответствующих дорожных знаков (что, кстати, и сделано на некоторых участках ТТК).

Начало населённого пункта. Конец населённого пункта

В соответствии с Правилами населённый пункт – это застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 – 5.26. При этом крайне важно понимать:

Для водителей граница населённого пункта – это место установки знака!

Зачем Правилам потребовались аж три пары знаков с одинаковым названием? Тут дело вот в чём. Условно говоря, Правила разбили все населённые пункты на «серьёзные» и «несерьёзные».

«Серьёзные» населённые пункты обозначают знаками на белом фоне, «несерьёзные» населённые пункты обозначают знаками на синем фоне.

Фон знака – белый, следовательно, это серьёзный населённый пункт.

Следовательно, мы въезжаем в зону, в которой действуют все требования Правил, относящиеся к населённым пунктам.

В частности, максимальная разрешённая скорость – 60 км/час.

Выезжаем из населённого пункта «Рубцовск». После знака начинается участок дороги вне населённого пункта.

А на дорогах вне населённого пункта действует другой режим движения (в частности, максимальная разрешённая скорость – 90 км/час.).

Таким знаком обозначают участки дорог с застройкой, не входящей в какой-либо населенный пункт. Это могут быть дачные поселки, отдельно стоящие предприятия, строящиеся объекты и т.п.

Попросту у этой застроенной территории нет названия, но по соображениям безопасности здесь требуется ввести тот же режим движения, что и в «серьезном» населённом пункте.

И обратите внимание! – у этого знака, как и у предыдущего, фон – белый, символы – чёрные!

То есть с места установки этого знака также начинается зона, в которой действуют все требования Правил, относящиеся к населённым пунктам!

Это тоже населённый пункт, только, в соответствие с нашей условной классификацией – это «несерьёзный» населённый пункт.

Название написано белыми буквами на синем фоне и, несмотря на гордое слово «Париж», можете продолжать движение со скоростью 90 км/ч.

Да и вообще, весь участок дороги, заключенный между такими знаками «Начало населённого пункта» и «Конец населённого пункта», по способу организации движения ничем не отличается от обычной дороги вне населённого пункта.

Пешеходный переход

«Пешеходный переход» – это участок проезжей части, на котором Правилами разрешено появление пешеходов! А раз уж Правила пустили пешеходов на проезжую часть, то, наверное, те же Правила и должны были позаботиться об их безопасности. И они позаботились – ввели на пешеходном переходе особый режим движения транспортных средств.

В зоне пешеходного перехода запрещены практически все манёвры, а именно:

Я вовсе не призываю вас сейчас всё это запоминать. В своё время мы поговорим об этом более чем подробно и раскроем логику всех этих ограничений. Сейчас наша задача – понимать, что знаки 5.19.1 и 5.19.2 не просто информируют водителей о том, что здесь пешеходный переход.

Знак 5.19.1 вводит особый режим движения, а знак 5.19.2 этот же режим отменяет!

Следует также понимать, что эти знаки – двухсторонние, и поэтому водители обоих направлений видят одинаковую картинку, а именно:

Знак 5.19.1 стоит на правой стороне дороги;

Знак 5.19.2 стоит на левой стороне дороги.

Обозначенные места остановок маршрутных транспортных средств

Остановка автобуса или троллейбуса это что-то вроде несанкционированного пешеходного перехода – здесь возможно появление людей на проезжей части.

Учитывая это обстоятельство, Правила в зонах обозначенных остановок маршрутных транспортных средств ввели ограничения, очень похожие на те, что действуют на пешеходных переходах.

В местах обозначенных остановок маршрутных транспортных средств запрещается:

– Разворот.

– Движение задним ходом.

– Парковка транспорта. (Разрешается остановка, но только для посадки и высадки пассажиров и только при условии, что это не создаёт помех маршрутным транспортным средствам).

И опять-таки я не предлагаю вам сейчас всё это запоминать. О том, как себя вести в местах остановок общественного транспорта, мы плотно поговорим в недалёком будущем.

Сейчас моя задача – донести до вас, что знаки 5.16 и 5.17 придуманы не столько для пассажиров, сколько для водителей.

И даже, пожалуй, в первую очередь для водителей, а потом уже для пассажиров.

Направление движения по полосам. Направление движения по полосе

Если перед перекрёстком нет знаков или разметки, дающих какие-либо указания, тогда порядок движения устанавливается общим принципом:

– прямо можно со всех полос;

– направо – с правой полосы;

– налево и на разворот – с левой полосы.

Но может так случиться, что на перекрёстке из десяти машин девять всегда поворачивают налево (именно там находится место, которое притягивает автомобилистов).

При такой организации движения на этом перекрёстке всегда будет наблюдаться нелепая картина – левый ряд забит бесконечной очередью автомобилей, автобусов, мотоциклов, а две другие полосы практически не используются.

А вот так совсем другое дело – перед перекрёстком установлены знаки, показывающие разрешённые направления движения с каждой конкретной полосы. Понятно, что теперь можно поворачивать налево с двух полос, конечно же, соблюдая при этом рядность.

Обратите внимание! – знаками движение прямо с крайней левой полосы запрещено, и, глядя на рисунок, понятно почему.

При этом знаки, разрешающие поворот налево, разрешают и разворот.

Необходимо только знать, что всегда и везде на любом перекрёстке разворот разрешён только с крайней левой полосы и, глядя на рисунок, понятно почему.

Осталось сказать несколько слов о том, как эти знаки размещают на дорогах.

Если в данном направлении имеются две или три полосы, может быть применён один общий знак 5.15.1 «Направление движения по полосам».

При этом его могут расположить над дорогой, но могут и поставить на правой стороне.

Если в данном направлении три полосы и более, тогда для надёжной ориентации водителей лучше над каждой полосой повесить свой индивидуальный знак 5.15.2 «Направление движения по полосе».

И ещё один наиважнейший момент!

В отличие от запрещающих и предписывающих знаков, знаки 5.15.1 и 5.15.2 действуют не на первое пересечение проезжих частей, а на весь перекрёсток!

И это вполне логично – водители должны выбрать нужную им полосу ещё до въезда на перекрёсток, а сделать это можно только в том случае, если точно знаешь, как с этой полосы можно проехать весь перекрёсток.

При этом, как правило, знаки дублируют ещё и разметкой.

Направление движения по полосам

В Правилах есть ещё знаки с тем же названием – «Направление движения по полосам», но с другим номером – знаки 5.15.7. На этих знаках стрелы только прямые. Такие знаки устанавливают не перед перекрёстками, а на перегонах между перекрёстками для того, чтобы продублировать дорожную разметку.

Обратите внимание – на первых двух знаках нечётное число полос! Эти знаки как раз и придуманы для дорог с нечётным числом полос. Они двусторонние и показывают водителям обоих направлений, сколько у кого полос движения.

Разметка – дело ненадёжное, может местами стереться или скрыться под снегом. И как тогда прикажете водителям делить трёхполосную дорогу на двоих?

Так вот же знак, на нём всё показано!

Одновременно этим же знаком можно ввести ещё какое-нибудь дополнительное ограничение, например, запретить движение тяжёлых грузовиков по средней полосе.

Такой знак будет полезен и на двухполосной дороге в случаях, когда порядок движения по ней может неоднозначно восприниматься водителями.

Согласитесь, что если разметки нет или её не видно под снегом, то при наличии такого знака всё понятно – это двухполосная дорога с двусторонним движением . И осевая линия разметки – сплошная (как на знаке) и, следовательно, любой выезд на встречку запрещён!

Знак 5.15.8 «Число полос»

Если основное назначение знака 5.15.7 показать количество полос в каждом из направлений и уже потом (если потребуется) ввести какой-либо новый режим движения, то основное назначение знака 5.15.8 как раз и заключается в том, чтобы ввести новый режим движения, ну и заодно, волей-неволей, показать количество полос данного направления.

На самом деле новый скоростной режим начнётся с места установки вот тех дальних знаков (знаков «Ограничение максимальной скорости», применённых с табличками «Полоса движения»).

А чтобы своевременно проинформировать водителей о том, что начинается зона с особым режимом движения, знак 5.15.8 установят заранее: вне населенных пунктов – на расстоянии 150-300 м, в населенных пунктах – на расстоянии 50-150 м от начала участка дороги, на котором новый скоростной режим начнёт действовать.

Начало полосы. Конец полосы

Знак 5.15.3 установят в том случае, если дополнительная полоса появляется справа.

Обратите внимание – в данной ситуации после знака меняется режим движения: если до знака дорога была двухполосной с прерывистой осевой линией разметки, то после знака дорога стала трёхполосной, а осевая линия – сплошной, и теперь выезд на полосу встречного движения категорически запрещён.

Новый режим движение можно сделать ещё «новее», если нанести на основной знак криптограммы запрещающих или предписывающих знаков.

В данном случае на левой стреле нанесено изображение предписывающего знака 4.6 «Ограничение минимальной скорости». И, следовательно, все, кто не может двигаться с такой скоростью, обязаны перестроиться на правую полосу.

О том, что дополнительная полоса заканчивается, водителей проинформируют знаком 5.15.5 «Конец полосы».

Дополнительная полоса может появиться и слева от водителя (при неизменной ширине проезжей части дороги).

Так бывает на трехполосных дорогах с двусторонним движением, когда среднюю полосу отдают в попеременное пользование водителям обоих направлений.

О том, что средняя полоса переходит в пользование встречному движению, водителей предупредят и разметкой, и знаком 5.15.5 «Конец полосы».

Дорога с односторонним движением

Участок дороги, заключённый между этими двумя знаками – это тоже зона с особым режимом движения.

В чём особенность этого режима движения. Во-первых, на такой дороге нельзя развернуться (следствием разворота на такой дороге будет движение по «встречке»).

А, во-вторых, на дороге с односторонним движением (в населённом пункте!) можно парковаться как на правой стороне, так и на левой.

Выезд на дорогу с односторонним движением

Знак, установленный перед перекрёстком информирует водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано одностороннее движение.

А вот это уже, само по себе, особое предписание.

Во-первых, не вздумайте повернуть налево, навстречу движению. Во-вторых, если повернёте направо, то помните – это дорога с односторонним движением, а тут свои, особые порядки.

Ну и, наконец, главный вопрос – можно ли эту дорогу пересечь и можно ли здесь развернуться?

А почему нет? Я не вижу здесь никаких знаков, запрещающих движение прямо или разворот. Есть только знак, информирующий водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано одностороннее движение.

А в остальном это обычный перекрёсток (пересекаются две дороги), и ничто не мешает пересечь его или развернуться на нём, как и на всяком перекрёстке.

И опять на пересекаемой дороге одностороннее движение, только теперь в направлении налево.

Значит, повернуть направо нельзя (там встречка), а всё остальное – пожалуйста .

Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств

Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Для водителей городского пассажирского транспорта дорога – это их рабочий цех. Здесь они перевозят пассажиров и должны делать это строго в соответствие с установленным графиком.

Но как прикажете соблюсти график, если на протяжении всего маршрута то и дело «глухие пробки». Выход один – на проблемных участках выделить одну из полос для движения только маршрутных транспортных средств, то есть всем остальным запретить движение по этой полосе.

Знак 5.11.1 состоит из двух символов:

– слева изображено маршрутное транспортное средство, двигающееся навстречу;

– справа – вертикальная белая стрела, очень похожая на ту, что изображается на знаке 5.5 «Дорога с односторонним движением».

Знак 5.11.1 информирует водителей о том, что на данном участке дороги установлен особый режим движения, а именно:

1. Сколько бы полос не было на данной дороге, все они (кроме крайней левой!) предназначены для движения в одном направлении.

2. Крайняя левая полоса отделена от остальной проезжей части сплошной линией разметки, и предназначена для движения во встречном направлении. И эта полоса отдана маршрутным транспортным средствам.

Обратите также внимание на разметку 1.23 (буква «А» на проезжей части). Эта разметка дополнительно информирует водителей о том, что данная полоса предназначена для движения маршрутных транспортных средств.

Водителей, подъезжающих к этому перекрёстку, необходимо проинформировать о том, что на пересекаемой дороге организован особый режим движения.

Эту задачу решают с помощью знаков 5.13 «Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств».

Обратите внимание! – эти знаки, так же, как и предыдущие, тоже состоят из двух частей:

– вверху изображено маршрутное транспортное средство;

– внизу – горизонтальная стрела, точно такая же, как и на знаках 5.7.1 и 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением».

То есть, сколько бы не было полос на пересекаемой дороге, они все предназначены для одностороннего движения (в данном случае – направо). И только одна полоса (дальняя от нас) предназначена для движения налево, но она отдана маршрутным транспортным средствам, и выезд на неё запрещён!

Но в остальном это обычный перекрёсток (пересекаются две дороги), и ничто не мешает пересечь его или развернуться на нём, как и на всяком перекрёстке.

Но может быть и так – маршрутным транспортным средствам отдана ближняя к нам полоса, и они двигаются направо.

Значит, нам направо нельзя, а всё остальное – пожалуйста.

И об этом на экзамене спрашивают:

Полоса для маршрутных транспортных средств

Безусловно, предыдущий вариант, когда маршрутные транспортные средства двигаются навстречу основному потоку, самый рациональный. В этом случае никто не двигается рядом с маршрутными транспортными средствами в попутном направлении, и это создаёт идеальные условия для беспрепятственного движения городских автобусов и троллейбусов.

К сожалению, такая организация движения не всегда возможна – иногда приходится на обычной многополосной дороге взять и отобрать одну из полос и отдать её маршрутным транспортным средствам.

В этом случае знак 5.14 повесят точно над этой полосой вместе с табличкой 8.14 «Полоса движения».

Такая комбинация информирует водителей о том, что для маршрутных транспортных средств выделена именно одна эта полоса, а не вообще вся проезжая часть данного направления.

Конечно, эту полосу, предпочтительнее отделить сплошной продольной линией, однако это не всегда разумно. Например, если сейчас вместо прерывистой линии нанести сплошную, тогда никто не сможет заезжать во дворы и другие прилегающие справа территории, и невозможно станет посадить или высадить пассажира на этом участке дороги.

Но знак могут установить и на правой стороне дороги.

В этом случае дополнительной таблички 8.14 «Полоса движения» не будет. Если знак установлен не над дорогой, а на правой стороне дороги, это автоматически означает, для движения маршрутных транспортных средств предназначена только крайняя правая полоса.

О том, как себя вести на такой дороге, что здесь можно и что нельзя, мы поговорим позднее, когда будем знакомиться с Разделом 18 Правил «Приоритет маршрутных транспортных средств». А пока наша задача – усвоить, как на обычной дороге выделяют полосу для движения маршрутных автобусов и троллейбусов.

И ещё!! Вам, как будущим водителям, необходимо знать, что знак 5.14, обозначающий полосу для маршрутных ТС, частенько применяют вместе с табличкой 8.5.2 «Рабочие дни».

Следовательно, эту полосу можно использовать и нам, простым смертным, но только по субботам, воскресеньям и праздничным дням.

И тут вопрос: Можно ли по субботам, воскресеньям и праздничным дням пересекать эту сплошную линию разметки?

В Правилах есть такое требование:

Правила. Приложение 2. Дорожная разметка и её характеристики. Самый последний абзац. В случаях, когда значения дорожных знаков и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться дорожными знаками.


И опять вопрос:

Противоречат ли сейчас требования знаков требованиям разметки?

А ведь, пожалуй, не противоречат. Никакого спора между знаками и разметкой нет!

Знаки всего лишь РАЗРЕШАЮТ водителям использовать эту полосу по субботам, воскресеньям и праздникам ТАКОЙ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ.

То есть разметка никуда не делась! Заезжать на эту полосу и выезжать с нее можно, но только в местах, где это разрешено разметкой!

В противном случае водителей ждет наказание, правда, не 3000 рублей (как в будни), а всего лишь предупреждение или штраф 500 рублей (за нарушение требования дорожной разметки).

Дорога с полосой для велосипедистов. Полоса для велосипедистов.

Если движение велосипедистов организовано навстречу основному потоку, водителей об этом проинформируют знаком5.11.2 «Дорога с полосой для велосипедистов».

В Правилах об этом знаке сказано так:

Правила. Приложение 1. Знак 5.11.2. Дорога, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Если же велосипеды и мопеды двигаются в попутном направлении с основным потоком, то на этот случай предусмотрен другой знак – знак особых предписаний 5.14.2 «Полоса для велосипедистов».

Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

Знак особых предписаний 5.13.3 информирует водителей о том, что на пересекаемой дороге организован необычный порядок движения, а именно: пересекаемая дорога – дорога с односторонним движением, но есть полоса для велосипедистов , причём велосипедисты двигаются навстречу основному потоку.

Повернуть налево нельзя, но всё остальное – пожалуйста – направо, прямо и развернуться не запрещено.

А здесь не получится повернуть направо, но всё остальное (прямо, налево и развернуться) не запрещено.

Здесь целых две полосы для велосипедистов, но дорога обычная, с двусторонним движением, и никакого знака не требуется.

Только поворачивая направо или налево, не окажитесь на полосе для велосипедистов, заезжайте на полосу, предназначенную для движения механических транспортных средств.

Дорога с реверсивным движением

Знакомая всем картина: пятница, конец рабочего дня, в направлении из центра в область растянулась огромная пробка – все едут на дачу. А навстречу, в жаркую и душную Москву, одна-две машины.

В воскресенье вечером картина изменится с точностью до наоборот: в Москву бесконечный поток автомобилей, а из Москвы почти никого.

Ах, как было бы хорошо, если бы каким-нибудь волшебным образом устроители дорожного движения могли по мере надобности переносить «сдвоенную сплошную» то влево, то вправо. К сожалению таких технологий пока не открыли, но зато придумали дорогу с реверсивным движением.

Посмотрите, что произошло с осевой линией разметки – она из сдвоенной сплошной превратиласьв сдвоенную прерывистую , причём штрихи длинные, а промежутки между ними – короткие.

Уже одна только эта разметка информирует водителей о том, что на этой дороге организовано реверсивное движение.

Кроме того, над двумя средними полосами установлены реверсивные светофоры, и если на них включены зелёные стрелы, то в нашем направлении можно двигаться по трём полосам.

Если нам включены красные кресты, значит, встречным водителям горят зелёные стрелы, и сейчас в нашем направлении осталась только одна полоса – крайняя правая.

Резюмируем !

Участок дороги, заключённый между знаками 5.8 и 5.9 это зона с особым (реверсивным! ) режимом движения.

Выезд на дорогу с реверсивным движением

В данном случае на пересекаемой дороге всего три полосы, и средняя полоса выделена с обеих сторон сдвоенной прерывистой линией разметки. Именно средняя полоса и предназначена для реверсивного движения, и для того, чтобы это понимать, достаточно только одной этой разметки.

И, тем не менее, на каждом выезде на такую дорогу в обязательном порядке будет установлен знак 5.10. И, как вы понимаете, это совершенно нелишне. Архиважно, чтобы водители точно знали – это дорога, на которой действует нестандартный режим движения.

Ученики. А если мы сейчас повернём на эту дорогу, какие полосы можно занимать?

Учитель. Куда бы вы не поворачивали, направо или налево, в данной ситуации заезжать можно только на крайнюю правую полосу. Остальные полосы можно занимать только после того, как убедитесь, что движение по ним разрешено реверсивными светофорами.

Ученики. А прямо проехать можно?

Учитель. Это не запрещающий знак и не предписывающий (если вы ещё не забыли, они круглой формы). Этот знак всего лишь информирует вас о том, что на пересекаемой дороге организовано реверсивное движение. А в остальном это обычный перекрёсток (пересекаются две дороги) и, как и на всяком перекрёстке, можете продолжить движение во всех направлениях.

Жилая зона

В обиходе «жилая зона» – это место, где живут люди, то есть, в сущности, любой населённый пункт. Вместе с тем в любом населённом пункте есть локальные места, где нельзя разрешить общепринятый режим движение транспорта. Такие места это, в первую очередь, все без исключения дворы или, к примеру, так называемые «спальные районы», или отдельные улицы в деловой части города. Словом, это места, где совсем запретить движение транспорта нецелесообразно, а обеспечить комфортные условия для жителей и пешеходов – необходимо.

Проинформировать водителей о том, что они въезжают в жилую зону очень просто – достаточно на всех въездах установить знаки 5.21, и, начиная с этого места, водители обязаны выполнять требования раздела 17 Правил «Движение в жилых зонах», пока не доедут до отбойного знака 5.22 «Конец жилой зоны».

Ещё раз заостряю ваше внимание! – любой двор это всегда «жилая зона», и здесь установка знака не обязательна.

Со всеми подробностями режима движения в жилых зонах мы познакомимся позднее, когда будем проходить соответствующий раздел Правил. Пока же настоятельно рекомендую вам усвоить следующее:

1. В жилых зонах максимальная разрешённая скорость движения транспорта – 20 км/час.

2. В жилых зонах пешеходы могут ходить как по тротуарам, так и по всей ширине проезжей части и при этом наделены преимущественным правом на движение.

Другие локальные зоны

Прежде чем поговорить об этих локальных зонах, вернёмся чуть назад.

Вы уже знаете, что знак «Стоянка запрещена» действуют от места установки и до ближайшего по ходу перекрёстка.

При этом знаки действуют только на ту сторону дороги, на которой они установлены. Нелепо было бы принуждать водителей ещё и смотреть, какие запреты действуют на противоположную сторону, тем более что и знаки то стоят к ним спиной.

А теперь представьте, что во всём прибрежном районе города Геленджика (от берега и до красной линии) потребуется ввести особый режим движения – скорость не более 30 км/час, и запрещена стоянка с 7.00 до 19.00. Это сколько же придется поставить знаков! Мало того, что в начале каждого перекрёстка, так ещё и на обеих сторонах всех улиц, переулков, проездов и тупиков.

Вот именно для таких случаев и предназначены знаки со словом «Зона».

Достаточно только расставить их на всех въездах в прибрежный район, и задача будет решена. Согласитесь, что всё предельно понятно – знаки информируют водителей о том, что они въезжают в зону с особым режимом движения. И в данном случае действие указанных ограничений распространяется не до ближайшего перекрёстка, а на всю территорию зоны.

То есть на любую сторону любой дороги внутри зоны!

Естественно, на всех выездах из прибрежного района необходимо установить знаки «Конец зоны».

Ну, а это пешеходная зона. Здесь запрещено движение механических транспортных средств.

Что же касается немеханических транспортных средств, то с этим надо разбираться отдельно.

В июле 2017 года в Правилах произошли очередные изменения – изменилось толкование знака 5.33 «Пешеходная зона».

Было: Знак 5.33 “Пешеходная зона”. Место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение только пешеходов.

Стало: Знак 5.33 “Пешеходная зона”. Место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение пешеходов, и в случаях, установленных пунктами 24.2 – 24.4 настоящих Правил, велосипедистов.

Что отсюда следует!

1. В пункте 24.2 идёт речь о велосипедистах старше 14 лет, но в этом пункте понятие «Пешеходная зона» вообще не упоминается. Так что велосипедисты старше 14 лет по-прежнему ездить в пешеходной зоне не могут.

2. Что же касается велосипедистов младше 14 лет, то в соответствие с п.п. 24.3 и 24.4 они и раньше могли кататься в пешеходных зонах. Так что изменения толкования знака 5.33 носит формальный характер (на самом деле ничего не изменилось). В пешеходных зонах категорически запрещено движение механических транспортных средств! Движение немеханических транспортных средств также запрещено, но есть одно исключение – дети в возрасте до 14 лет могут ехать на велосипеде.

Локальные зоны с ограничением экологического класса

Что такое экологический класс транспортного средства.


Экологический класс транспортного средства определяется количеством вредных веществ в выхлопных газах.

Существует пять экологических классов: Евро 1 – Евро 5. Чем выше класс, тем меньше вреда окружающей среде.


Тот или иной экологический класс присваивается автомобилю на основании испытаний, которые должны осуществляться в специальных лабораториях.

В России экологический класс начал присваиваться автомобилям недавно. Поэтому добрая половина нашего транспорта вообще не имеет этого класса. Законодатели учли сей факт и решили вводить экологические строгости поэтапно.

В период с 1-го июля 2018 года по 30 июня 2021 года ограничения, вводимые экологическими знаками, действуют только на тех, у кого в регистрационных документах указан экологический класс. И не действуют на тех, у кого в документах экологический класс не указан!


С 1-го июля 2018 года этот знак запрещает дальнейшее движение механических транспортных средств (в том числе всех автомобилей), у которых экологический класс (указанный в свидетельстве о регистрации) меньше, чем цифра на знаке.

Если в ваших регистрационных документах экологический класс не указан, можете продолжать движение, и никто вас за это не накажет.

Но так будет не всегда. Наступит 1-е июля 2021 года , и с этого момента никому никаких поблажек. Под этот знак не смогут двигаться и те, у кого экологический класс указан (если он меньше цифры на знаке), и те, у кого в документах информация об экологическом классе отсутствует.

Если у Вас в документах не прописан экологический класс автомобиля, и Вы не хотите попадать под действия, экологических ограничений, имеет смысл до 2021 года поменять свидетельстве о регистрации ТС!


Этот знак запрещает движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (если экологический класс автомобиля ниже указанного на знаке).

На транспортные средства категории “В” действие этого знак не распространяется (можете продолжать движение ).

Эти знаки предписывают (то есть указывают) водителям и пешеходам, как должно осуществляться движение по дорогам. Они имеют круглую форму и синий фон. Школьникам особенно важно знать два знака — «Пешеходная дорожка» и «Велосипедная дорожка».

Знак «Пешеходная дорожка» служит для того, чтобы обозначить дорожки, предназначенные для пешеходов. Се-годня во многих городах появляются целые ули-цы и кварталы, где запрещено движение транспорта и могут передвигаться только пешеходы. За городом такие пешеходные дорожки располагаются вдоль автомобильных дорог. Пешеходы должны знать: там, где висит такой знак, запрещено движение любого транспорта.

Знак «Велосипедная дорожка» служит для того, чтобы обозначить дорожки, по которым можно ездить только на велосипедах или мопедах. Другим транспортным средствам ездить по ним запрещено. Пешеходы могут ходить по таким дорожкам только тогда, когда на дороге отсутствует тротуар или пешеходная дорожка.

Остальные предписывающие знаки предназначены для водителей. Они указывают направления, в которых разрешено движение транспортных средств.

Знаки особых предписаний

Эта группа знаков вводит или отменяет определённые режимы движения.

Среди знаков, которые непосредственно предназначены для пешеходов: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая».

Кроме них, пешеходам необходимо знать знак «Пешеходный переход».

Информационные знаки

Эти знаки информируют людей (то есть сообщают им сведения) о расположении населённых пунктов и других объектов, а также об установленных и рекомендуемых режимах движения.

Большинство этих знаков предназначено для водителей. Школьникам важно знать такие информационные знаки, как «Подземный пешеходный переход» или «Надземный пешеходный переход».

Знаки сервиса

В переводе с английского языка слово «сервис» означает «добрая услуга, обслуживание». Вот и знаки сервиса оказывают и водителям, и пешеходам добрые услуги. Они подсказывают, на каких участках дороги находятся весьма нужные и полезные объекты. К таким знакам относятся: «Больница», «Автозаправочная станция», «Пункт питания», «Телефон», «Питьевая вода». Любой участник дорожного движения с помощью этих знаков найдёт место, где получит нужную ему услугу. Так что знаки сервиса полезны и необходимы не только водителям и пассажирам, но и пешеходам.

Эти знаки легко узнать. Они отличаются от других дорожных знаков и формой, и цветом. Знаки сервиса имеют прямоугольную форму, синий цвет и чёрные изображения на белом фоне.

Знаки дополнительной информации (таблички)

Эти знаки отличаются от всех других дорожных знаков. Они имеют небольшие размеры, прямоугольную форму и, как правило, чёрные надписи и изображения на белом фоне.

Особенность этих знаков заключается в том, что они используются только вместе с другими дорожными знаками.

Например, знак «Опасный поворот» может использоваться вместе со знаком «Расстояние до объекта», который информирует водителя о том, что до участка дороги с опасным поворотом осталось 300 метров. Предупреждённый водитель снизит скорость и спокойно проедет опасное место.

А вот другой пример. Если под знаком «Неровная дорога» установлен знак «Зона действия», это значит, что длина участка неровной дороги равна 100 метрам.

Дорога, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения по автомагистралям. Данная дорога является наиболее скоростной.

Знак 5.1 устанавливается в начале автомагистрали, а также после въездов на нее.

Особенности:

На автомагистрали запрещается:
1. Движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, и иных механических ТС, разрешенная скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч.
2. Движение грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых более 3,5 т, далее 2-й полосы.
3. Остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» или 7.11 «Место отдыха».
4. Разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы. Будьте осторожны в этих местах, от этого пункта могут отступать ТС со спец. сигналами, а также оборудованные проблесковым маячком оранжевого цвета (дорожные, коммунальные и др. машины).
5. Движение задним ходом.
6. Учебная езда.


КоАП РФ 12.11 ч. 1 Движение по автомагистрали на ТС, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 километров в час, а равно остановка ТС на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки
- штраф 1000 руб.

КоАП РФ 12.11 ч. 2 Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали
- штраф 1000 руб.

КоАП РФ 12.11 ч. 3 Разворот или въезд ТС в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали
- штраф 2500 руб.

Знак 5.3. Дорога для автомобилей

Дорога, предназначенная для движения только автомобилей, автобусов и мотоциклов.

Особенности:
На данную дорогу распространяются все требования раздела ПДД «Движение по автомагистралям». Что запрещено на дорогах, обозначенных знаком 5.1 , запрещено и на дорогах, обозначенных знаком 5.3.
Перед боковыми въездами на дорогу, обозначенную знаком 5.3, устанавливается знак 5.3 с одной из табличек 8.3.1 , 8.3.2 , 8.3.3 «Направления действия».

Наказание за нарушение требований знака:
КоАП РФ 12.11 ч. 1 Движение по автомагистрали на ТС, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 километров в час, а равно остановка ТС на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки
- штраф 1000 руб.

КоАП РФ 12.11 ч. 2 Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали
- штраф 1000 руб.

КоАП РФ 12.11 ч. 3 Разворот или въезд ТС в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали
- штраф 2500 руб

Знак 5.5. Дорога с односторонним движением

Дорога или проезжая часть, по которой движение механических транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении.

Особенности:
1. Зона действия знака: до знака 5.6 «Конец дороги с односторонним движением».
2. Разрешенные направления: прямо, налево, направо, не запрещен задний ход, кроме мест перечисленных в пунктах 8.11 , 8.12 Правил .
3. В практике необходимо помнить, что на дорогах с односторонним движением остановка и стоянка разрешены не только с правой стороны дороги, но и с левой, по ходу движения автомобилей, при этом на такой дороге должно быть не менее двух полос для движения.
Грузовым автомобилям, разрешенная максимальная масса которых более 3,5 т, разрешается остановка с левой стороны дороги только для погрузки и выгрузки груза.
4. В тех случаях, когда отсутствует горизонтальная разметка, делящая проезжую часть на количество полос для движения, водители должны мысленно поделить ее ширину на количество полос для движения тех ТС, которым водитель управляет, при этом необходимо, чтобы мысленная полоса для движения была достаточной по ширине для беспрепятственного передвижения автомобиля.

Наказание за нарушение требований знака:
КоАП РФ 12.15 ч. 4 Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи

КоАП РФ 12.15 ч. 5 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ

Знаки 5.7.1., 5.7.2. Выезд на дорогу с односторонним движением.

Выезд на дорогу или проезжую часть с односторонним движением.

Устанавливаются перед всеми боковыми выездами на дорогу с односторонним движением.

Особенности:
1. Стрелка указывает направления движения на дороге с односторонним движением.
2. Пересечение дороги с односторонним движением не запрещается.
3. На перекрестке, перед которым установлен знак 5.7.1, запрещается поворот налево. Разворот не запрещается.
4. На перекрестке, перед которым установлен знак 5.7.2, запрещается поворот направо. Разворот не запрещается.

Наказание за нарушение требований знака:
КоАП РФ12.15 ч. 4 Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи
- штраф 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 мес.

КоАП РФ 12.15 ч. 5 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ
- лишение права управления ТС на срок 1 год.

Знак 5.8. Реверсивное движение

Начало участка дороги, на котором на одной или нескольких полосах направление движения может изменяться на противоположное.

Особенности:
Направление движения на противоположное может изменяться с помощью реверсивных светофоров. Зона действия: до знака 5.9 «Конец реверсивного движения».

Знак 5.10. Выезд на дорогу с реверсивным движением

Знак применяется для обозначения выезда на дорогу с реверсивным движением.

Устанавливается перед всеми боковыми выездами на такую дорогу.

Особенности:
Водители, поворачивающие на дорогу с реверсивным движением, обозначенную знаком 5.10, должны двигаться по крайней правой полосе. Перестраиваться разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Знак 5.11.1. Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств

Дорога, по которой транспортные средства, допущенные к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, движутся по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств

Особенности:
На дороге с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенной знаком 5.11.1, запрещается движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

Наказание за нарушение требований знака:

- Штраф 1500 руб.

Знак 5.11.2. Дорога с полосой для велосипедистов

Дорога, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Знак 5.12.2. Конец дороги с полосой для велосипедистов

Дорожный знак представляет собой дорожный знак 5.11.2, изображение которого перечеркнуто диагональной красной полосой из левого нижнего угла в правый верхний угол знака.

Знаки 5.13.1., 5.13.2. Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств (знак 5.11.1), движение которых осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку движения транспортных средств.

Особенности:
На перекрестке, перед которым установлен знак 5.13.1, запрещается поворот налево. Разворот не запрещается.
На перекрестке, перед которым установлен знак 5.13.2, запрещается поворот направо. Разворот не запрещается.

Наказание за нарушение требований знака:
КоАП РФ 12.17 ч. 1.1 и 1.2 Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения
- Штраф 1500 руб.
(Для Москвы и Санкт-Петербурга - 3000 руб.)

Знак 5.13.3. Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

Знак 5.13.4. Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

Знак 5.14. Полоса для маршрутных транспортных средств

Специально выделенная полоса, по которой транспортные средства, допущенные к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

Устанавливается непосредственно над одной из полос для движения.

Особенности:
1. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен.
2. Действие знака, установленного справа от дороги, распространяется на правую полосу (первую справа по ходу движения).
3. На дороге с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенной знаком 5.14, запрещается движение и остановка других транспортных средств на этой полосе. Однако водители при повороте направо должны перестраиваться на полосу, обозначенную знаком 5.14 и расположенную у правого края проезжей части, если она не отделена от остальной проезжей части сплошной линией разметки.
Разрешается заезжать на нее при выезде на дорогу с правым поворотом и для посадки и высадки пассажиров, при соблюдении условий пункта 18.2 Правил .

Наказание за нарушение требований знака:
КоАП РФ 12.17 ч. 1.1 и 1.2 Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения
- Штраф 1500 руб.
(Для Москвы и Санкт-Петербурга - 3000 руб.)

Знак 5.14.1. Конец полосы для маршрутных транспортных средств

Знак 5.14.2 Полоса для велосипедистов 5.14.3. Конец полосы для велосипедистов

Знак 5.15.1. Направления движения по полосам

Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

Особенности:



Знак 5.15.2. Направления движения по полосам

Разрешенные направления движения по полосе.

Особенности:

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

Знак 5.15.3. Начало полосы

Начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения (например, на автомагистрали перед организованной стоянкой). Если на знаке, установленном перед дополнительной полосой, изображен знак 4.6 «Ограничение минимальной скорости», то водитель транспортного средства, которое не может продолжать движение по основной полосе с указанной и большей скоростью, должен перестроиться на полосу, расположенную справа от него.

Особенности:
Зона действия: до знака 5.15.5 «Конец полосы».

Знак 5.15.4. Начало полосы

Начало участка средней полосы трехполосной дороги, предназначенного для движения в данном направлении.

Особенности:
Зона действия: до знака 5.15.6 «Конец полосы».
Если на знаке 5.15.4 изображен знак, запрещающий движение каким-либо ТС, то движение этих ТС по соответствующей полосе запрещается.

Знак 5.15.7. Направление движения по полосам

Разрешенное направление движения по полосам.

Особенности:
Если на знаке 5.15.7 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих ТС по соответствующей полосе запрещается. Знак 5.15.7 с соответствующим числом стрелок может применяться на дорогах с четырьмя и более полосами.

Некоторые сотрудники ГИБДД неправильно понимают назначение данных знаков, считая, что они запрещают производить маневры «Опережение», «Обгон». Но это не так. Если водитель во время движения не нарушает требования пункта 11.4 Правил , дорожных знаков 3.20 , 3.22 и разметки.

Знак 5.15.8. Число полос

Указывает число полос движения и режимы движения по полосам. Водитель обязан выполнять требования знаков, нанесенных на стрелки.

Знак 5.16. Место остановки автобуса и (или) троллейбуса

Место остановки автобуса и (или) троллейбуса, движущихся по установленным маршрутам, а также маршрутного такси.

Особенности:
Остановка и стоянка запрещается ближе 15 м от мест остановки маршрутных ТС, обозначенных разметкой 1.17 , а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств.

Наказание за нарушение требований знака:
КоАП РФ 12.17 ч. 1 Непредоставление преимущества в движении маршрутному ТС, а равно ТС с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом


- Штраф 1000 руб.

Знак 5.17. Место остановки трамвая

Наказание за нарушение требований знака:

КоАП РФ 12.17 ч. 1 Непредоставление преимущества в движении маршрутному ТС, а равно ТС с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом
- предупреждение или штраф 500 руб.

КоАП РФ 12.19 ч. 3.1 и 6 Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки
- Штраф 1000 руб.
(Для Москвы и Санкт-Петербурга - 3000 руб.), задержание транспортного средства

Знак 5.18. Место стоянки легковых такси

Знаки 5.19.1., 5.19.2. Пешеходный переход

При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 - слева от дороги на дальней границе перехода.

Особенности:
При наличии знаков размер пешеходного перехода ограничивается от знака 5.19.2 до знака 5.19.1. При отсутствии знаков размер пешеходного перехода определяется шириной линий разметки.

Наказание за нарушение требований знака:
КоАП РФ 12.18 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей ТС), пользующимся преимуществом в движении
- штраф 1500 руб.

Знак 5.20. Искусственная неровность

Обозначает границы искусственной неровности.

Особенности:
Знак устанавливается на ближайшей границе искусственной неровности относительно приближающихся транспортных средств.

Знак 5.21. Жилая зона

Территория, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в жилой зоне.

Особенности:
В жилой зоне преимущество имеют пешеходы, движение которых разрешается не только по тротуарам, но и по проезжей части.

В жилой зоне запрещается:
а) движение со скоростью более 20 км/ч;
б) сквозное движение;
в) учебная езда;
г) стоянка с работающим двигателем;
д) стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. Эти требования распространяются на все дворовые территории (дворы, кварталы и т. п.).

При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

Знаки 5.23.1., 5.23.2. Начало населенного пункта

Начало населенного пункта, в котором действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

Особенности:
В первую очередь к таким требованиям следует отнести ограничение скорости движения до 60 км/ч и запрещение подачи звукового сигнала кроме случаев, когда необходимо предотвратить дорожно-транспортное происшествие.

Знаки 5.24.1., 5.24.2. Конец населенного пункта

Место, с которого на данной дороге утрачивают силу требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

Знак 5.25. Начало населенного пункта

Начало населенного пункта, в котором на данной дороге не действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

Особенности:
Не действуют пункты Правил, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах, только на участке дороги, обозначенном данным знаком, то есть на другие дороги населенного пункта, указанного на знаке, это правило не распространяется.


КоАП РФ 12.9 ч. 1 Превышение установленной скорости движения ТС на величину не менее 10, но не более 20 километров в час
- Норма исключается

КоАП РФ 12.9 ч. 2 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 20, но не более 40 километров в час
- штраф 500 руб.

КоАП РФ 12.9 ч. 3 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 40, но не более 60 километров в час
- штраф от 1000 до 1500 руб.;
при повторном нарушении - от 2000 до 2500 рублей

КоАП РФ 12.9 ч. 4 Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60 километров в час
- штраф от 2000 до 2500 руб. или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 мес.;
при повторном нарушении - лишение права управления на 1 год

КоАП РФ 12.9 ч. 5 Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час

Действие знака 5.35 не распространяется на механические транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации, полиции, аварийно-спасательных служб и формирований, пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети и механические транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне.

Знак 5.36. Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей

Место, с которого начинается территория (участок дороги), где запрещено движение грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин:

  • экологический класс которых, указанный в регистрационных документах на эти транспортные средства, ниже экологического класса, указанного на знаке;
  • экологический класс которых не указан в регистрационных документах на эти транспортные средства.

Действие знака 5.36 не распространяется на механические транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации, полиции, аварийно-спасательных служб и формирований, пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети и механические транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне.

До 2006 года знаки особых предписаний и информационные знаки входили в одну группу и носили название информационно-указательных. Теперь они разделены в соответствии со своим назначением. Внешне практически все знаки выполнены в форме квадрата или прямоугольника и содержат белое изображение на синем фоне. Сочетания цветов на других знаков служат источником дополнительной информации об особенностях движения.

Знаки особых предписаний

5.1. Автомагистраль.
5.2. Конец автомагистрали.

Автомагистралью называют благоустроенную дорогу, предназначенную для беспрепятственного высокоскоростного движения. По такой дороге можно двигаться с более высокой скоростью. Въезд на автомагистраль обозначают знаком 5.1., а выезд с нее – знаком 5.2.



5.3. Дорога для автомобилей.
5.4. Конец дороги для автомобилей.

Дорога для автомобилей несколько уступает по степени благоустройства автомагистрали. Кроме скоростного режима на ней действуют те же специальные правила движения, что и на автомагистрали.

Большинство дорог России не обозначается знаками 5.1. или 5.3.


5.5. Дорога с односторонним движением.
5.6. Конец дороги с односторонним движением.

На дороге с односторонним движением отсутствуют встречные транспортные средства. Знак 5.6. всегда ставится перед перекрестком. Миновав его, водитель въезжает на участок дороги с двусторонним движением. По умолчанию считается, что дорога, на которой отсутствует знак 5.5. является дорогой с двусторонним движением.


5.7.1., 5.7.2. Выезд на дорогу с односторонним движением.

Знаки помогают водителю сориентироваться перед выездом на дорогу с односторонним движением и указывают направление движения по ней. Они не являются предписывающими и не обязывают двигаться в направлении стрелки. Исходя из собственных нужд, водитель может проехать перекресток по прямой траектории или развернуться. Таким образом, на стандартном перекрестке знаки «Выезд на дорогу с односторонним движением» позволяют ехать в трех направлениях из четырех возможных.




5.8. Реверсивное движение.
5.9. Конец реверсивного движения.

При реверсивном движении одни и те же средние полосы проезжей части могут использоваться для езды как в прямом, так и обратном направлении. Направление движения зависит от интенсивности транспортного потока. Таким образом, повышается пропускная способность дороги и сокращается количество пробок и заторов. Реверсивные полосы обозначаются при помощи дорожной разметки и специальных светофоров. Именно они разрешают или запрещают движение в действующий момент времени в определенном направлении по реверсивной полосе.

Знаками 5.8. и 5.9. обозначаются границы участка, на котором возможно реверсивное движение. В конкретной обстановке следует руководствоваться, прежде всего, сигналами светофоров, а не знаками.


5.10. Выезд на дорогу с реверсивным движением.

Правила поворота на дорогу с реверсивным движением отличаются от обычных правил поворота. Их основная цель – исключить ситуацию, когда водитель может оказаться на реверсивной полосе в то время, как движение по ней идет во встречном направлении. Знак 5.10. запрещает проезд в прямом направлении и разворот на перекрестке.


5.11.1. Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств.

Знак обозначает дорогу с односторонним движением, по которой проложен маршрут автобуса или троллейбуса. Для возвращения общественных ТС к начальной точке маршрута выделяется отдельная полоса у левого края проезжей части. Обычные ТС не должны занимать эту полосу. По остальным полосам двигаться можно только в одном направлении.


5.11.2. Дорога с полосой для движения велосипедистов.

По такой полосе для велосипедистов можно двигаться мопедам, в отличии от велосипедной и велопешеходной дорожек, изолированных от дороги.

5.12.1. Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств.
5.12.2. Конец дороги с полосой для велосипедистов.

Эти знаки устанавливаются перед перекрестком и действуют аналогично знаку «Конец дороги с односторонним движением».

5.13.1., 5.13.2. Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств.

Эти знаки устанавливаются перед перекрестком. Они не запрещают движение прямо или разворот. Попорот же следует выполнять в направлении той стрелки на знаке, которая не имеет отношения к автобусу. Если Вы – не водитель общественного ТС, легкового такси или велосипеда, то этот знак для Вас равносилен знаку «Выезд на дорогу с односторонним движением».

5.13.3., 5.13.4. Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов.

Знаки разрешают велосипедистам и водителям мопедов двигаться во всех четырех направлениях. Остальные ТС могут двигаться только прямо, обратно и в направлении, указанном на знаке общей стрелкой.


5.14. Полоса для маршрутных транспортных средств.
5.14.1. Конец полосы для маршрутных транспортных средств.

Знаки также обозначают наличие полосы для движения общественных ТС на определенном участке дороги. Главное отличие заключается в том, что полоса предназначена для попутного движения автобусов, троллейбусов, велосипедов и такси.


5.14.2. Полоса для велосипедистов.
5.14.3. Конец полосы для велосипедистов.

Такая полоса предназначена для движения исключительно для движения велосипедов и мопедов в направлении попутном общему потоку ТС.



5.15.1. Направления движения по полосам.
5.15.2. Направления движения по полосе.

Эти знаки устанавливаются только на многополосной дороге вблизи перекрестков. Они располагаются над проезжей частью и помогают водителю заранее сориентироваться и выбрать нужную полосу для дальнейшего движения (прямо, направо или налево). Стрелка влево разрешает разворот при условии, что она указывает на крайнюю левую полосу. С остальных полос даже при наличии левых стрелок разворачиваться запрещено. Маршрутные ТС могут отступить от требований знаков 5.15.1. и 5.15.2. в целях обеспечения безопасности движения.


5.15.3. Начало полосы.

5.15.4. Начало полосы.

Дополнительная полоса справа обычно образуется за счет расширения дороги, слева – за счет перераспределения движения по средней полосе между попутным и встречным направлениями.


5.15.5., 5.15.6. Конец полосы.

5.15.7. Направление движения по полосам.

Этот знак устанавливается не перед перекрестком, а на перегоне, на участке дороги вне перекрестка. Стрелки служат для распределения полос проезжей части между встречным и попутным потоками ТС в условиях, когда дорожная разметка плохо видна под слоем грязи или снега.


5.15.8. Число полос.

Знак предназначен для упорядочения движения на многополосной дороге. При интенсивном движении ТС, едущие с малой скоростью, должны занимать правые полосы проезжей части, а ТС, двигающиеся в более высокой скоростью, должны находиться в левых полосах. В том случае, если на стрелках знаков «Начало полосы», «Направление движения по полосам» и «Число полос» присутствует уменьшенное изображение запрещающего или предписывающего знака, водителю, едущему по этой полосе, следует исполнять его требования.



5.16. Место остановки автобуса и (или) троллейбуса.
5.17. Место остановки трамвая.
5.18. Место стоянки легковых такси.

В местах, обозначенных знаками, действуют определенные ограничения, вызванные повышенной вероятностью выхода людей на проезжую часть, а также угрозой столкновения, создаваемой отъезжающими от остановок общественными ТС. Именно поэтому все остальные водители должны соблюдать необходимые меры предосторожности. Соответственно, знаки 5.16.-5.18. нужны не только тем, кто пользуется общественным транспортом.


5.19.1., 5.19.2. Пешеходный переход.

Знаки указывают границы нерегулируемого пешеходного перехода и устанавливаются на противоположных сторонах дороги со смещением. Дорожная разметка «зебра» наносится между ними. Если «зебры» нет, водители должны руководствоваться знаками.




5.20. Искусственная неровность.

Знак сообщает водителю о месте, где находится «лежачий полицейский».


5.21. Жилая зона.
5.22. Конец жилой зоны.

Жилая зона – это, по сути, любая дворовая или внутриквартальная территория. В любых дворах, даже не отмеченных знаками 5.21. и 5.22., водитель должен соблюдать соответствующие правила движения.



5.23.1., 5.23.2. Начало населенного пункта.
5.24.1., 5.24.2. Конец населенного пункта.


5.25. Начало населенного пункта.
5.26. Конец населенного пункта.

Знаки, обозначающие населенные пункты, вводят или отменяют определенные требования для населенных пунктов или загородных дорог. Сразу после проезда знаков 5.23.1. и 5.23.2. вступают в силу правила ПДД, касающиеся населенных пунктов, в том числе ограничение скорости, запрет на подачу звуковых сигналов. Эти требования отменяют знаки 5.24.1. и 5.24.2. Знак 5.25. только информирует о названии населенного пункта, который обычно расположен в стороне от дороги, и оставляет в силе требования ПДД для загородных дорог. Водителю при этом не следует терять бдительности и самостоятельно оценить необходимость принятия нужных мер для безопасного проезда такого участка дороги. Места установки знаков «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» могут не совпадать с географическими границами города или поселка.


5.27. Зона с ограничением стоянки.
5.28. Конец зоны с ограничением стоянки.

5.29. Зона регулируемой стоянки.
5.30. Конец зоны регулируемой стоянки.

5.31. Зона с ограничением максимальной скорости.
5.32. Конец зоны с ограничением максимальной скорости.

5.33. Пешеходная зона.
5.34. Конец пешеходной зоны.

Перечисленные знаки действуют на определенном участке дороги до ближайшего перекрестка. Для продления введенного ограничения устанавливаются повторные знаки. В случаях, когда тот или иной порядок движения необходимо распространить на территорию, включающую в себя соседние улицы, прилегающие дворы и внутриквартальные проезды, все ее въезды обозначают знаками, указывающими на начало зоны ограничения, а выезды – знаками, указывающими на конец такой зоны. В такой ситуации требования знака действуют в любой точке обозначенной зоны, и их не может отменить ни перекресток, ни конец населенного пункта, ни другой ориентир.


Информационные знаки

Такие знаки, как правило, не диктуют водителю особых требований, а только помогают ориентироваться на дороге. Однако, некоторые из них имеют определенные особенности, которыми нельзя пренебрегать.


6.1. Общие ограничения максимальной скорости.

Знак устанавливают на таможенных контрольно-пропускных пунктах при въезде в Россию с целью информирования въезжающих иностранных граждан о действующем в стране скоростном режиме.


6.2. Рекомендуемая скорость.

Знак отличается от запрещающего аналога 3.24. и предписывающего 4.6. – он не дает строгих указаний. Водитель может ехать как с большей, так и с меньшей скоростью, руководствуясь при этом дорожной обстановкой, погодными условиями, техническим состоянием ТС. Однако выбранная скорость должна обеспечивать безопасность дорожного движения. Зона действия знака распространяется до ближайшего перекрестка или до конца опасного участка в случае установки вместе с предупреждающим знаком.


6.3.1. Место для разворота.
6.3.2. Зона для разворота.

Знаки указывают место на дороге, где при необходимости можно совершить разворот. В месте для разворота помещается только один автомобиль, в зоне их может быть несколько. В последнем случае маневр следует выполнять аккуратно во избежание столкновения с другими ТС.

В местах, обозначенных знаками 6.3.1. и 6.3.2. поворот налево всегда запрещен. Причина проста. Знаки устанавливаются на многополосных дорогах вне перекрестков. При выполнении разворота водитель оказывается на крайне левой полосе и не мешает тем, кто едет по другим полосам. При повороте налево ему приходится пересекать все полосы, создавая опасность бокового столкновения.


6.4. Парковка (парковочное место).

Знак может быть дополнен табличкой, регламентирующей способ или особенности парковки. Поставить автомобиль на стоянку можно в любом месте, не запрещенном Правилами, даже если там отсутствует знак 6.4.


6.5. Полоса аварийной остановки.

Знак устанавливается на крутых спусках перед съездом в специальную «ловушку», которая представляет собой поднимающееся в гору ответвление от основной дороги. При отказе тормозов водитель может направить автомобиль в «ловушку», в которой скорость будет снижена за счет подъема. Таким образом, можно избежать аварийных ситуаций. Знак «Полоса аварийной остановки» устанавливается в начале спуска с табличкой «Расстояние до объекта» .


6.6. Подземный пешеходный переход.
6.7. Надземный пешеходный переход.

Несмотря на наличие пешеходного перехода водителю все равно необходимо быть предельно внимательным и осторожным. Даже при нарушении Правил ПДД пешеходом с водителя не снимается ответственность за ДТП, если у него была возможность его предотвратить.



6.8.1.- 6.8.3. Тупик.

Такие знаки устанавливаются на перекрестке при условии отсутствия сквозного проезда по одному из направлений движения. При этом водитель может двигаться в направлении тупика.




6.9.1. Предварительный указатель направлений.

6.9.2. Предварительный указатель направления.


6.10.1. Указатель направлений.

6.10.2. Указатель направления.

6.11. Наименование объекта.

6.12. Указатель расстояний.

Все эти знаки выполнены в крупном размере и призваны сообщать водителю необходимые в пути сведения. Знаки с зеленым фоном относятся к автомагистралям, с синим – к другим загородным дорогам, с белым – к населенным пунктам.


6.9.3. Схема движения.

Знаки показывают как правильно выехать в нужном направлении в ситуации, когда на транспортной развязке или перекрестке со сложной схемой движения запрещены повороты.


6.13. Километровый знак.

Километровые знаки имеют синий фон при установке на загородных дорогах, зеленый – на автомагистралях. Они являются лучшим ориентиром на загородных дорогах для сотрудников оперативных и других служб в случае возникновения нештатной ситуации, чрезвычайного происшествия или ДТП.


6.14.1. Номер маршрута.

6.14.2. Номер маршрута.

У любой дороги, нанесенной на карту, есть свой номер. Он начинается с буквы и заканчивается числом. Знак 6.14.2. устанавливается перед развязкой или поворотом. Он указывает направление, в котором следует ехать, чтобы попасть на дорогу с указанным номером. Знак 6.14.1. без стрелки сообщает о том, что Вы находитесь на этой дороге.


6.15.1.-6.15.3. Направление движения для грузовых автомобилей.
6.16. Стоп-линия.

Перед стоп-линией необходимо остановиться при наличии запрещающего сигнала светофора (или регулировщика) или знака «Движение без остановки запрещено». Стоп-линия обозначается или дорожной разметкой или непосредственно знаком. Последний используется только со светофорами и устанавливается на одной опоре с ним. Разметка и знак могут использоваться одновременно. Проезд при запрещающем сигнале светофора за стоп-линию – это нарушение ПДД, карающееся штрафом в размере 800 рублей (ст. 12.12.2 КоАП РФ).


6.17. Схема объезда.

6.18.1.-6.18.3. Направление объезда.

Знаки с черным изображением на желтом фоне – временные. Они устанавливаются перед перекрытым в связи с дорожными работами или проведением каких-либо мероприятий участком дороги.


6.19.1., 6.19.2. Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть.

Такие знаки используются только на дорогах с разделительной полосой. Последняя изображается на знаке при помощи толстой черной линии. При возникновении необходимости перекрытия одной из проезжих частей движение осуществляется по оставшейся проезжей части в обе стороны. Перестроение на нее и возврат обратно производится в разрывах разделительной полосы. Перед ними и устанавливаются знаки.



6.20.1., 6.20.2. Аварийный выход.

6.21.1., 6.21.2. Направление движения к аварийному выходу.

Знаки устанавливаются в тоннелях на случай эвакуации.

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 12.12, часть 2

Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей.

продолжить чтение

Категории транспортных средств:

К категории «В» относятся легковые автомобили и небольшие грузовики, имеющие РММ до 3,5 тонны включительно, а в категорию «С» попадают грузовики с РММ более 3,5 тонны. Условную границу можно провести по автомобилям марки «Газель» – имея РММ 3,5 тонны, они относятся к категории «В», а всё, что крупнее «Газели» – к категории «С». Грузовики категории «В» во всех пунктах ПДД (за исключением двух случаев, о которых мы будем говорить отдельно) приравниваются к легковым автомобилям, а значит, водительское удостоверение категории «В» позволяет управлять такими транспортными средствами.

продолжить чтение